НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Один раз в три года. Такая периодичность установлена в Москве для ремонта дорожного полотна


Чем знаменателен нынешний год для жилищно-коммунальных служб столицы? Что нового в работе по благоустройству жилых домов и дворов? Далеко ли мы продвинулись в решении нашей «вечной» дорожной проблемы?
Об этом рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

– Петр Павлович, известно, что в Комплексе городского хозяйства уже обозначен фронт работ, которые предстоит выполнить в городе в течение лета и начала осени вплоть до наступления следующего периода холодов. Есть ли в этих планах какие-то особенности?

– Пожалуй, такой особенностью станет контроль со стороны общественности за качеством их выполнения и участие депутатов органов местного самоуправления в выборе объектов, на которых будут проводиться эти работы. В качестве пилотного проекта такая форма взаимодействия исполнительной власти с муниципальными собраниями была опробована уже летом прошлого года. Тогда на благоустройство дворов жилых домов было выделено дополнительно 4 млрд руб., которые расходовались на те объекты, которые выбирались депутатами муниципальных собраний по просьбам жителей. В этом году на основании указаний депутатов должен быть составлен перечень объектов благоустройства уже на 5 млрд руб. Совместная работа властей и общественности – вот гарантированная формула успеха.

Влиять на то, как и в какие сроки у них во дворе будут проводиться работы по благоустройству, горожане могут не только с помощью своих избранников, но и обратившись напрямую к властям через городские интернет-порталы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы». На эти интернет-ресурсы за год их работы поступило почти 126 тыс. обращений, на основании которых органы власти и контрольные органы применяют штрафные санкции к нерадивым подрядным организациям. Это также позволяет составлять рейтинги работы управ районов, префектур административных округов и управляющих компаний, работающих в жилищном секторе. Согласуясь с рейтингами, руководство города поощряет тех или иных руководителей или налагает на них взыскания.

В 2013 году запланировано благоустроить 3272 дворовые территории, а также выполнить текущий ремонт в 38 430 подъездах. Городское руководство приняло решение удвоить средства, выделяемые на проведение работ в жилом секторе и городских кварталах. Впрочем, эти средства пойдут не только на приведение в порядок дворов и текущий ремонт в подъездах, но и на капитальный ремонт жилых зданий.

К концу 2013 года все московские дворы будут полностью отремонтированы. При этом благоустроят не только дворы жилых домов, но и территории, относящиеся к школам, детским садам, медицинским учреждениям и учреждениям социальной защиты.

В процессе благоустройства во дворах обновляются системы наружного освещения. В 2012 году в 14 тыс. московских дворов были заменены светильники в уличных фонарях и установлены дополнительные опоры освещения. В нынешнем году новым освещением планируется обеспечить еще 5536 дворов.

Столичные власти изменили подход к ремонту подъездов. Уже в прошлом году город перешел на выполнение в них комплексного ремонта. На практике это означает, что существенно увеличился объем работ, выполняемых в процессе ремонта, и усилился контроль за их качеством. Такие работы будут продолжены и в этом году.

Важное новшество нынешнего года – изменения системы управления жилыми домами и уборки дворовых территорий.

Теперь эти функции передаются государственным бюджетным организациям «Жилищник», создаваемым в каждом районе столицы на базе дирекций единого заказчика. ГБУ «Жилищник» также обеспечат проведение капитального ремонта в жилых домах, им будут переданы инженерно-технические центры и объединенные диспетчерские службы районов. При этом создание в районах ГБУ «Жилищник» не примет характер массовой кампании.

В 2013 году подобные бюджетные учреждения будут созданы лишь в 10 из 125 районов столицы. В 2014 году они будут обслуживать территории 30 районов, в 2015-м – 40, в 2016-м – 45. А в 2017 году ГБУ «Жилищник» появятся уже во всех районах столицы.

– Как выполняются программы капремонта? Кстати, заметно, что во многих домах заменяются лифты…

– Капитальный ремонт в этом году должен быть выполнен в 2548 многоквартирных домах.

Кроме того, Департаменту капитального ремонта предстоит заменить 3968 отслуживших свой срок лифтов и отремонтировать 400 фасадов зданий в историческом центре города. На протяжении 2011–2012 годов в городе было заменено 9439 лифтов и проведен ремонт 386 фасадов.

В 2013 году программа замены лифтов будет распространена на присоединенные территории. Здесь нынешним летом предстоит заменить 160 лифтов, эксплуатировавшихся 25 и более лет.

– Какие еще задачи ставятся в работе на присоединенных к Москве территориях?

– В 2013 году на территории поселений будут приведены в порядок 205 дворовых многоквартирных домов. На модернизацию наружного освещения в этом году выделено 740 млн руб. Перед ОАО «Мосводоканал» поставлена задача добиться такого же уровня очистки воды, как и в столице: из бюджета для этого будет потрачено 500 млн руб. Кроме того, начнется реконструкция 45 водозаборных узлов. Напомню, что начиная с прошлого лета на территории ТиНАО на баланс города было принято около 700 км водопроводных и канализационных сетей, почти 650 км теплосетей, 55 котельных и 70 трансформаторных подстанций. ОАО «МОЭК» взяты в эксплуатацию 48 котельных на 179 энергетических котлов. Энергетиками сформированы 25 аварийно-выездных бригад для ликвидации неполадок в сетях.

В 2013 году на природных территориях присоединенных земель предстоит удалить 90 тыс. сухостойных, пораженных болезнями деревьев. Здесь начаты работы по обустройству трех городских парков. Самый крупный из них разместится в поселении Краснопахорское.

– А на территории традиционной Москвы появятся «народные парки»?

– Запланировано создание 48 «народных парков»: 19 из них будут обустроены за счет бюджета, 29 – за счет средств инвесторов. Город разработал четкие критерии того, что можно считать «народным парком». Это территория для повседневного отдыха и досуга в пешеходной доступности от жилых зданий, обладающая определенной инфраструктурой и предоставляющая ряд социально гарантированных услуг. В «народных парках» должны быть дорожно-тропиночная сеть, уголки тихого отдыха, детские площадки, вертикальное озеленение, малые архитектурные формы и освещение. При формировании адресного перечня «народных парков» учтены предложения жителей. Всего от населения поступило 233 предложения с информацией о заброшенных территориях вблизи жилых зон, на которых можно было бы разбить небольшие парки.

Даже в историческом центре города удалось найти участки для пяти «народных парков». За счет бюджетных средств в ЦАО будут обустроены два парка: на пересечении Рабочей и Новогорожской улиц общей площадью 1,6 га. За счет средств инвесторов предполагается создать еще три парка общей площадью 0,7 га: на улице Покровка у дома 48, на пересечении 3-го и 4-го Сыромятнических переулков и в районе Пестовского переулка у дома 11. Работы по их обустройству должны быть завершены до 25 августа.

Стоит напомнить, что в общей сложности в столице насчитывается 135 озелененных территорий парков, бульваров, скверов и усадеб. До 2010 года работы по капитальной реконструкции этих территорий не проводились. С 2011 года в соответствии с поручением Мэра Москвы Сергея Собянина начато их благоустройство – с созданием в них специальной инфраструктуры досуга и отдыха. За два года благоустроено 73 парка и 7 бульваров. При этом в каждом парке инфраструктура приспосабливалась для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе оснащалась элементами навигации для слабовидящих. В парках были оборудованы 74 новые детские игровые площадки, 6 эстрадных площадок, 149 спортплощадок, в том числе 43 площадки с тренажерами для занятий воркаутом. В парках проложили 68,4 км велодорожек, 50,4 км из которых в зимний период превращаются в освещенные в ночное время лыжные трассы. Кроме того, на природных территориях было оборудовано 27 катков с искусственным льдом.

– А что будет сделано для любителей пеших прогулок по столице?

– На протяжении 2013 года в различных

частях города должны быть созданы 30 пешеходных зон общей протяженностью 26,5 км и площадью более 700 тыс. кв. м. Пять из них будут расположены в историческом центре города. Пешеходными станут улицы Никольская, Большая Дмитровка и Тверской проезд. Еще два маршрута пройдут от Лаврушинского переулка до Болотной площади и от площади Гагарина через Хамовники к Киевскому вокзалу. Их общая протяженность составит 9,9 км.

Всего в историческом центре города предполагается организовать 20 пешеходных зон суммарной протяженностью 18,3 км. Помимо пешеходных зон на городских пространствах, традиционно посещаемых туристами и жителями города, а также используемых как места встреч, будут обустроены 26 видовых территорий общей площадью 12,5 га. Здесь по вечерам появится художественная подсветка, тротуар выложат брусчаткой, обновят газоны и цветники, установят скамейки и новые урны.

Кстати, позаботятся коммунальщики не только о любителях пеших прогулок, но и о велосипедистах: для них в этом году должны быть организованы велопарковки общей вместимостью 12 тыс. мест.

– Расскажите о программе создания в городе единой светоцветовой среды.

– В ее рамках формируется система архитектурно-художественной подсветки фасадов зданий, памятников истории и архитектуры на крупнейших магистралях центра столицы. В 2011–2012 годах такая подсветка появилась на Тверской и Новом Арбате. В общей сложности системой художественного освещения были обеспечены 85 зданий (в 2011 году – 36 и в 2012 году – 49). В этом году системы архитектурно-художественной подсветки с использованием направленных светодиодных источников света планируется установить на Садовом и Бульварном кольцах и Кутузовском проспекте. На всех объектах предусмотрено два режима подсветки: повседневный и праздничный. При этом подсветка архитектурных объектов в осенне-зимний период будет отличаться от летней. Всего до 2016 года специальной архитектурной подсветкой планируется снабдить фасады 743 зданий.

– Красота – это хорошо, но есть еще и понятие надежности. Что вы можете сказать о проблеме резервирования энергоснабжения в жилом секторе?

– Здесь также удалось достигнуть заметных успехов. До 2011 года в городе около 900 жилых зданий были подключены к электросетям по третьей категории надежности и не имели резервного входа. Это означало, что в случае аварии они не могли быть переключены на резервный источник питания. Сегодня практически все жилые дома запитаны по второй категории надежности, с двумя входами. Благодаря этому прошедшей зимой 99% жилых домов города могли быть подключены к резервному электроснабжению, в то время как зимой 2009/10 года оперативно переключить на резервный источник питания столичные энергетики могли лишь 68% домов. В сфере теплоснабжения прошедшей зимой к резервному отоплению можно было переключить 94% жилых домов, в то время как двумя годами раньше лишь 56%. Завершить процесс перехода на 100%-ное резервирование по обоим видам энергии планируется к концу 2013 года. Помимо этого в настоящий момент система электроснабжения города переживает качественные изменения в связи с переходом распределительных сетей с напряжения 10 кВ на напряжение 20 кВ, что позволяет существенно снизить потери электроэнергии.

– В области содержания и ремонта дорожного хозяйства 2013 год также должен стать периодом завершения реформ, начатых в два предыдущих года?

– Да, в 2011 году город перешел на трехлетний цикл выполнения дорожного ремонта, и в нынешнем году истекает первый цикл. Переход на новый режим выполнения ремонтных работ и использование современных технологий и материалов обеспечил более высокий уровень содержания объектов дорожного хозяйства – более чем в 7 раз сократилось количество локальных разрушений на дорогах, все выявляемые изъяны устраняются в течение суток. В 2011 году было отремонтировано более 24 млн кв. м дорог, а в прошлом году – 23,9 млн кв. м.

Активное применение к подрядным организациям, работающим в сфере дорожного ремонта, штрафных санкций и жесткие требования по исполнению гарантийных обязательств позволили в этом году перенаправить более 3,5 млрд руб. с ремонта дорог на ремонт более 4,6 млн кв. м асфальтового покрытия во дворах и на межквартальных территориях, где асфальт лежит с момента строительства жилых кварталов в 70–80-х годах прошлого века.

Именно в сфере содержания дорожного покрытия городом впервые был опробован механизм создания государственных бюджетных учреждений для выполнения работ на тех участках городского хозяйства, где нерадивость и непрофессионализм подрядчиков могли бы привести к катастрофическим последствиям. Первыми такого рода структурами стали созданные в каждом из округов ГБУ «Автомобильные дороги», которым была доверена расчистка крупнейших дорог от снега в зимнее время.

На сегодняшний день ГБУ «Автомобильные дороги» обеспечивают уборку более 30%-дорог в городе и в любое время могут заменить недобросовестных подрядчиков без потери темпа выполнения работ. Этот опыт в полной мере будет использован при создании ГБУ «Жилищник». Для обеспечения деятельности ГБУ впервые в новейшей истории города было целенаправленно закуплено 2,6 тыс. единиц коммунальной и дорожно-уборочной техники.

В 2013 году предусматривается создание 142 транспортно-пересадочных узлов в плоскостном исполнении, притом что в прошлом году были введены в строй первые пять подобных сооружений. Но прежде чем на площадках начнется строительство, префектурам предстоит освободить их от некапитальных объектов торговли. В центре столицы в нынешнем году появится 33 плоскостных ТПУ, для чего из зоны перемещения пассажиропотока уберут 192 объекта мелкорозничной торговли и общепита.

В нынешнем году должна завершиться реконструкция шести вылетных магистралей, после чего коммунальщики приступят к их комплексному благоустройству. В границах Садового кольца такие работы будут вестись на трех магистралях общей протяженностью 6,9 км.

– Оглядываясь на зиму, можно сказать, что она была экстремально сложной. Как можно оценить работу городских служб по борьбе со снежной стихией?

– Осадков действительно выпало в два раза больше среднестатистической нормы. Но, думаю, все службы сработали удовлетворительно. Второй год мы работаем по новому регламенту. Предыдущий выглядел так: если снега выпало 7 см, то его следовало убрать за последующие 7 дней. На каждый дополнительный сантиметр еще один день добавлялся, то есть убирать можно было долго. Теперь если снега выпадает до 10 см, то убрать его дорожные службы обязаны за три дня. Каждые дополнительные 3 см – это плюс еще один день. Согласитесь, это куда как жестче! Минувшей зимой произошло 8 снежных зарядов, мартовский буран, думается, у всех еще в памяти, однако со всем справились уверенно.

В этом году руководство города впервые после выпадения обильных осадков обратилось к организациям о помощи в уборке снега. Наш призыв был услышан и, в частности, предприятия топливно-энергетического комплекса приняли активное участие в очистке городских территорий. Среди особо отличившихся хочу отметить коллектив ОАО «МОСГАЗ» – предприятие, которое занимает важнейшее место в системе жизнеобеспечения столицы. Оно по праву считается одним из успешных, не случайно в этом году город доверил ему выступать в качестве подрядной организации на выполнение проектирования и строительства объектов газового хозяйства.

– А когда происходит уборка снега? Днем снегоуборочные машины видны на дорогах, но их вроде бы не так много…

– Правильно, снег стараемся убирать преимущественно ночью, чтобы не усугублять и так непростую транспортную ситуацию в столице. Сегодня у нас около 15 тыс. единиц снегоуборочной техники, – представьте, что будет, если вся она будет работать только днем. Да весь город встанет! Однако и днем идущий снег надо убирать, чтобы он не утрамбовывался, не образовывал наледь. Так что прошу автолюбителей с пониманием относиться к работающим на дорогах снегоуборочным машинам: это все в интересах горожан – и пешеходов, и автомобилистов. Все знают: когда в доме идет уборка, неудобств хватает.

А еще в городе много автомобилей, которыми в зимнее время их владельцы не пользуются. Их временно эвакуируют куда-нибудь неподалеку – дорожные службы убирают снег, а потом машины возвращают обратно.

– Многие москвичи жалуются на реагенты – они портят обувь, из-за них трудно убираться в коридорах квартир…

– Третий год мы используем одни те же реагенты, прошедшие самую тщательную экспертизу на федеральном уровне. Об этом свидетельствует то, что после зимы мы не видим погибших деревьев, засохших газонов. Природу не обманешь, а что касается обуви и прочего, то, конечно, в реагентах есть соли, но они экологически чистые, абсолютно безвредные. Можно ли обойтись без реагентов? Я уверен, что нет. За это – убедительная статистика. Пока мы не применяли реагенты, то во время гололеда, снежных зарядов в Москве в день случалось 400–450 травм. За всю прошлую зиму зафиксировано 150 падений, приведших к травмам. Есть разница? Здоровье москвичей – прежде всего, а обувь по возвращении домой можно помыть, в коридоре – применить моющее средство.

А дороги в апреле мы подвергли четырехкратной промывке «Чистодором» или, как говорят в народе, шампунем. Напомню, что в Москве 91,8 млн кв. м асфальтового тротуарного покрытия, дорожного полотна – примерно 71,6 млн кв. м. И 70% дорог мы отремонтировали в 2011–2012 годах, осталось 23 млн кв. м. Мэром принято, по сути, революционное решение: дорожное полотно ремонтировать один раз в три года. До этого был норматив – один раз в 7,5 года. И для сравнения: в Германии ремонтируют дороги один раз в 4 года, во Франции – один раз в 4,5 года… Нет, тут нет бахвальства – просто с учетом климата такой режим приближает наши стандарты к стандартам лучших городов мира.

Текст: Дмитрий Ильин, Александр Губанов


Назад в раздел
ОЭКМИЦГеопроектизысканияМД-групп
АктивКапиталЦентрВК