НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Мегапроект для пешехода. Какой станет Москва после реализации проекта «Моя улица»


Московский урбанистический форум в этом году был посвящен изучению городских проблем, исследованию мнения москвичей, а также поиску оптимальных решений. Практически на каждой сессии обсуждались пути развития столицы, презентовались новые мегапроекты, которые в конечном счете должны сделать нашу столицу самым красивым и посещаемым городом в мире.

Перед началом панельной дискуссии «Моя улица. Мегапроект для пешехода» заместитель Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков представил Мэру Москвы Сергею Собянину стенд столицы, своеобразную, футуристическую лабораторию, где создается город мечты благодаря реализации программы по благоустройству столицы «Моя улица».

– Здесь мы постарались показать результат реализации программы «Моя улица». То, ради чего сейчас москвичи временно терпят неудобства. Кроме того, этот проект решит большое количество проблем, существующих на улицах города. Например, перегрев улиц, который доставляет дискомфорт москвичам. Поэтому асфальт заменят на экологичную плитку, – рассказал Петр Бирюков.

Открывая заседание, Петр Бирюков сообщил, что в рамках программы «Моя улица» к 2019 году планируется благоустроить более двух тыс. городских улиц. Участники дискуссии отметили, что проект комплексный, поскольку охватывает как транспортные артерии, так и жилые улицы. Важным аспектом при этом является создание рекреационного пространства – скверов, парков, дворовых зон отдыха.

– Мы пытались учесть мнение горожан. Цель работ на центральных улицах Москвы – сделать их не только местом прогулок и отдыха туристов, но и местом, где горожане предпочитают проводить свободное время, – отметил Петр Бирюков.

Свое мнение по поводу развития российской столицы высказал и экс-министр по вопросам городской политики Парижа Мориц Леруа.

– Москва меняется быстро: достаточно пройтись по ней, чтобы понять, какие изменения произошли, команда Сергея Собянина проделала огромную работу. У наших городов общие проблемы, но мы видим, как Москва превращается в смарт-сити, город будущего, – сказал он.

В каждом городе существуют свои великие улицы: Невский проспект в Санкт-Петербурге, Елисейские поля в Париже, Оксфорд-стрит в Лондоне. По словам Петра Бирюкова, Москве также есть чем гордиться. Среди 3,5 тыс. улиц есть и уникальные. Это Новый Арбат и Тверская.

– Эти две центральные улицы абсолютно разные по своему направлению и техническим характеристикам, – отметил заммэра. – Каждая представляет собой эпоху. Тверская – это выставка исторической Москвы: от памятника Юрию Долгорукому и до наших дней. Новый Арбат представляет прогресс и современность. Его построили, когда мы ценили больше будущее, чем то, что нам досталось в наследство. Это, по сути, представительство новой Москвы в историческом центре и образец, по которому создавались наши главные магистрали. Теперь уже образец того времени, в котором мы живем. Поэтому сегодня в столице проводится самая большая реконструкция, которая в последний раз осуществлялась во время подготовки к Олимпиаде 1980 года.

По словам Петра Бирюкова, эти улицы – лицо города, и в нынешнем виде они не соответствуют Москве современной. Ситуацию должна изменить программа «Моя улица», главные принципы которой – комфорт, экологичность, безопасность. Заммэра подчеркнул, что для руководства города в приоритете – комфорт пешеходов. Для этого будут благоустроены прогулочные зоны, появятся особая дружеская атмосфера улиц как общественного пространства, качественное наземное покрытие, хорошее освещение, уличная мебель, чего не было в предыдущие годы.

– В 2015 году было благоустроено 47 улиц. В планах 2016-го – привести в порядок более 50 улиц в центральной части города. За последние четыре года было отремонтировано 146 общественных пространств – пешеходных зон и улиц. Причем 2/3 этих улиц находятся за пределами центральной части города. Это говорит о том, что мы работаем на всех улицах, не только в центре. Только в прошлом году благоустроительные работы прошли на пяти вылетных магистралях. Сегодня улицы Тверская и Арбат не отражают дух нашего города, а показывают социальное расслоение и демонстрируют город, который выстроен для автомобилей, – отметил Петр Бирюков.

Улица Тверская

Тверская будет реконструироваться в два этапа. Первый – от Моховой до Пушкинской площади – уже реализован. Второй – от Пушкинской до площади Тверской Заставы – завершится на следующий год. Проект первой части готовила иностранная компания, победитель проекта второй части будет определен на международном конкурсе.

Петр Бирюков подчеркнул принципиальное отличие этих двух частей улицы как по функциональным, так и техническим характеристикам.

– На участке ближе к Охотному Ряду больше туристов, тогда как на отрезке от Пушкинской до площади Тверской Заставы больше офисных работников. Кроме того, от Триумфальной до Пушкинской площади располагается больше культурных объектов, – объяснил он.

Заммэра напомнил, что раньше на Тверской улице росли деревья, была липовая аллея – важный для москвичей символ.

– Когда липы вырубили, для многих горожан это стало трагедией. Теперь Тверская вновь станет зеленой улицей. Липы вдоль всей улицы высадят в грунт. Хотя последние 20 лет специалисты утверждали, что это невозможно.

Сейчас мы доказали обратное. Кроме того, на Тверскую вернутся исторические фонари, которые изготавливаются отечественными производителями по специальным проектам. У нас есть стандарты, привязанные к типологии улиц, и такие фонари будут не только на Тверской, но и на всех улицах, включенных в программу «Моя улица», – отметил Петр Бирюков.

Заммэра добавил, что в чем-то Тверская станет принципиально новой: существенно увеличится пространство для пешеходов за счет сужения полос движения, число которых останется прежним.

– Организация пешеходного пространства в Москве проходит на уровне мировых стандартов и предполагает качественное покрытие, камень, уличную мебель, свет, зелень. По сути, Тверская изменится в сторону городского бульвара, и липовая аллея станет ее главным элементом, – сказал Петр Бирюков.

Новый Арбат

И если Тверская превратится в бульвар, то территорию Нового Арбата частично можно будет назвать парком. А вот привычка парковать автомобили в центре у торговых галерей, по мнению Петра Бирюкова, это пережиток прошлого. На известных центральных улицах мира такое сложно представить, и Москва также будет стремиться к новому формату.

– Новый Арбат когда-то был задуман как общественное место, но в 1990-х и 2000-х годах превратился в гигантское скопление машин. Я понимаю владельцев магазинов, которые сейчас переживают за свой бизнес. И, безусловно, необходимо сочетать элементы благоустройства с интересами владельцев бизнеса. Во всех городах мира это работает, и у нас тоже будет действовать. В результате мы создадим для москвичей комфортную среду.

Тверская и Новый Арбат должны стать образцами для всего города и нашей великой России, – заключил Петр Бирюков.

Отвечая на вопросы участников конференции, заммэра сказал, что оптимальный объем реконструкционных работ, который позволяет городу нормально функционировать, составляет от 50 до 60 улиц в год, поэтому работы будут вестись в том же направлении в будущем году.

– Во-первых, торопиться плохо, нам нужно оставить что-то будущим поколениям, ведь в наше современное время все быстро меняется. Если говорить серьезно, мы эти два года проводим эксперимент, насколько хватает наших сил, возможностей города, чтобы работы не прекратились. Ведь можно сегодня зайти на сто улиц, но тогда город полностью остановится, тяжело будет передвигаться, хотя мы оптимизировали наши работы, – сказал он, добавив, что по сравнению с прошлым годом объем работ увеличился и в данный момент работы идут почти на четырех тыс. объектов, что является тем «оптимумом, по которому город может жить, двигаться, работать на данном этапе».

По словам Бирюкова, сейчас 85% работ проводятся на улицах и переулках в центре города, но, когда строительство выйдет за пределы Садового кольца, темпы можно будет наращивать.

Садовое кольцо

Власти Москвы планируют потратить на масштабный проект благоустройства «Моя улица» около 90 млрд руб. за три года. Сейчас работы идут на 59 улицах, вошедших в план 2016 года, они должны завершиться в сентябре. Архитектор, генеральный директор Strelka Architects Дарья Парамонова в свою очередь рассказала про проект благоустройства Садового кольца, который также будет реализован в ближайшие годы.

– Для того, чтобы понять, что необходимо изменить, потребовалась огромная работа по анализу существующей среды. Садовое кольцо – это транзитная магистраль для транспорта, при этом находится в центре города и состоит из 18 улиц и 18 площадей. Сейчас это разрозненные участки – небезопасное, со слишком высокой скоростью автомобилей, пробками, ужасной экологией и неиспользуемым общественным пространством. Поэтому, для того чтобы Садовое кольцо стало полноценной улицей, а не магистралью, нужно разработать качественные линейные связи на протяжении всего кольца, вернуть зелень, которая позволит снизить перегрев улиц, понизить количество выхлопных газов и сделать барьер безопасности для пешеходов, – рассказала Дарья Парамонова.

Архитекторы предлагают перепрограммирование всей транспортной сферы.

– Сейчас перепады ширины полос создают заторы, в связи с этим нужно создать единое количество полос. Мы должны перейти от автомобиля к общественному транспорту. Безусловно, авто останутся частью движения, но перестанут доминировать. Кроме того, необходимо создать дублеры с парковочными местами и эффективно организовать транспортные потоки, – подчеркнула Дарья Парамонова, отметив, что на Садовом кольце вновь будет много зелени, которая была вырублена в 1930-е годы.


Назад в раздел
МИЦИНАКростСатори
КапстройситиАктивКапитал