НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Метростроевцы идут на рекорд. Протяженность линий столичной подземки вырастет в полтора раза


Правительство Москвы утвердило программу развития метро до 2020 года. В соответствии с этим документом протяженность линий столичной подземки должна вырасти на 150 км, а на схеме Московского метрополитена появятся 70 новых станций. Наиболее масштабным проектом в области метростроения должно стать создание Третьего пересадочного контура. Метро должно прийти и на территории новой Москвы и стать там основным видом транспорта.


Будут эскалаторы – выполним пятилетку

Как заявил заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, к концу 2020 года общая протяженность линий метрополитена вырастет до 451 км, а число станций увеличится до 252. Будут также построены 7 новых электродепо.

Ежегодно на нужды метростроения из бюджета города будет выделяться не менее 100 млрд руб. В 2012 году на развитие Московского метрополитена город выделил уже более 100 млрд руб. Правда, только 73 млрд из них пойдут на строительство, остальное – на замену оборудования и подвижного состава. Но все равно это вдвое больше, чем в 2011 году.

Осенью прошлого года Правительство Москвы утвердило пятилетнюю городскую госпрограмму развития транспортной системы на 2012–2016 годы, включающую в себя в качестве подпрограммы пятилетний план строительства метро. За это время планировалось ввести в эксплуатацию 75 км новых линий, 37 станций и 5 электродепо. И этот план в настоящий момент активно реализуется.

Новая программа метростроения (включающая в себя второй этап – с 2016 по 2020 год) потребовалась, по словам Марата Хуснуллина, потому что возник целый ряд новых факторов, повлиявших как на концепцию развития метро, так и на темпы и сроки строительства. Планы московских властей в отношении метростроения изменились, прежде всего, из-за принятого решения расширить границы столичного мегаполиса.

«На данный момент мы готовим соглашение с Московской железной дорогой о создании единой интегрированной схемы развития железной дороги, метро и автомобильного транспорта с учетом транспортно-пересадочных узлов», – пояснил Марат Шакирзянович, добавив, что в настоящий момент в городе уже начато строительство 23 ТПУ.

Наиболее масштабным проектом восьмилетней программы метростроения станет сооружение Третьего пересадочного контура протяженностью 42 км. Первым пересадочным контуром специалисты по развитию столичной подземки считают пересадочные станции в центре города, вторым – Кольцевую линию. Третий контур будет проходить параллельно Кольцевой линии, на севере подходя ближе к центру, а на юге – ближе к МКАД. В его состав войдут 10 станций: «Деловой центр» с переходом на «Международную», «Хорошевская» с переходом на «Полежаевскую», «Ходынское поле», «Петровский парк» с переходом на «Динамо», «Нижняя Масловка» с переходом на «Савеловскую», «Бутырская» с переходом на «Марьину рощу». Еще четыре станции пока не имеют названий, с них можно будет перейти на «Рижскую», «Красносельскую», «Бауманскую» и «Авиамоторную». После этого пассажиру, которому нужно попасть из одного окраинного района в другой, не придется для этого ехать в центр и делать там пересадку.

Строительство отдельных участков Третьего пересадочного контура ведется уже сегодня, однако основные работы по его прокладке должны начаться в 2016 году. Всего в новую ветку войдут 15 новых станций.

К 2020 году сооружение Третьего пересадочного контура должно полностью завершиться. «Выстраивая Третий пересадочный контур, мы имеем возможность «нанизывать» на него дополнительные станции, которые понадобятся при освоении новых территорий, – рассказал Марат Хуснуллин. – Как только у нас пойдет освоение новой территории, уже вся инфраструктура будет подготовлена. Пропускная способность контура позволит перевозить достаточно большой объем пассажиров».

В 2015 году же начнется строительство первого хордового отрезка на территорию новой Москвы. Он пройдет по присоединенным территориям вдоль Калужского шоссе и должен будет связать станцию «Проспект Вернадского» с двумя новыми станциями с рабочими названиями «Парламентский центр» и «Коммунарка».

В 2020 году начнется прокладка ветки метро в Рублево-Архангельский район Подмосковья, который рассматривается как одна из возможных площадок для размещения международного финансового центра. Метро в скором будущем наряду с железной дорогой должно стать основным видом общественного транспорта на присоединяемых к Москве территориях.

Если же говорить о планах метростроевцев на ближайшую перспективу, то в 2012 году планируется проложить около 9 км новых линий, тогда как в 2011 году было построено лишь 4,5 км. В августе 2012 года планируется ввести участок Калининской линии от станции «Новогиреево» до

станции «Новокосино» протяженностью 3,5 км, а также ввести второй вестибюль станции метро «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии. В декабре этого года будет введен участок Митинско-Строгинской линии от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» протяженностью 2,1 км, а также участок Замоскворецкой линии от станции «Красногвардейская» до станции Алма-Атинская» протяженностью 3 км, и депо «Печатники».

К 2014 году темпы сооружения новых линий метро должны увеличиться до 20 км в год. Технические возможности для этого вскоре появятся. В конце прошлого года метростроители заказали под гарантии города 10 тоннелепроходческих щитов.

В Братееве уже сейчас строительство ведется одновременно тремя щитами, чего прежде в Москве никогда не делалось. «Сегодня по объемам и темпам метростроения мы самые передовые в мире, с нами могут конкурировать только китайцы», – считает Марат Хуснуллин.

Оценивая масштабы программы, глава столичного стройкомплекса отметил, что таких темпов строительства метро не было и в лучшие советские годы: «Сегодня столичные власти приняли программу развития московского метро до 2020 года. Такими темпами метро в Москве не строилось никогда. Мы в разы увеличили объемы строительства и темпы разработки проектно-сметной документации».

Впрочем, сбить набранный темп может нехватка эскалаторов. Производством движущихся лестниц для московского метро занимались до сих пор всего на одном предприятии – петербургском заводе ЗАО «ЭЛЭС». И монополист не всегда справлялся с поставленными перед ним задачами. В частности, именно из-за этого долгое время не могла вступить в строй после ремонта станция «Парк культурына Кольцевой линии. Сейчас же, по словам Марата Хуснуллина, начать производство эскалаторов для московского метро в самой столице готовятся еще две крупные российские компании. Заместитель Мэра признал, что, в случае если количество заводов-изготовителей будет меньше, то уже к 2013 году столичный метрополитен может столкнуться с нехваткой эскалаторов для новых станций.


Качеству помогут «драконовские меры

В период с 2012 по 2015 год планируется ввести в эксплуатацию 34 станции и более 70 км линий. За это время будут проложены диаметральная линия «Третьяковская» – «Деловой центр» и первый участок Третьего пересадочного контура.

С 2016 по 2020 год планируется ввести в эксплуатацию еще 74,4 км линий метро и 33 станции. В 2016 году в строй будет введено 14 новых станций, в том числе построен северо"восточный участок Третьего пересадочного контура от станции «Нижняя Масловка» до «Авиамоторной» с 5 станциями на линии и Кожуховская линия от станции «Авиамоторная» до станции «Некрасовка» с 9 станциями. В 2017 году планируется ввести в строй три станции на КалининскоСолнцевской линии на участке от станции «Парк Победы» до станции «Раменки».

Тогда же будет введен в строй и восточный участок Третьего пересадочного контура от станции «Каширская» до станции «Нижегородская улица» с 4 станциями.

В 2018 году должны быть построены юго"западный участок Третьего пересадочного контура от «Проспекта Вернадского» до «Кунцевской» и южный от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Каждый из них будет протяженностью около 7 км и иметь по 3 станции. В том же году на Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» появится станция «Технопарк», а также будет построен южный участок Третьего пересадочного контура от станции «Каховскаядо станции «Проспект Вернадского» с 3 станциями. В 2019 году Замоскворецкая линия будет продлена на 3 станции уже на севере: от станции «Речной вокзал» до станции «Улица Дыбенко».

В итоге реализации программы увеличится шаговая доступность станций метро и снизится перегруженность линий метрополитена. К 2020 году число жителей районов, не пользующихся метрополитеном, должно сократиться с 22 до 13% общей численности населения города. В часы пик количество пассажиров в вагонах метро снизится с нынешних 8 человек на 1 кв. м до 6 человек к 2016 году и до 4,5 человека в 2020 году.

По данным столичного стройкомплекса, сегодня работы ведутся на 69 строительных площадках – это прокладка 50 км линий метро и строительство 17 метростанций.

«До конца года мы планируем выйти еще на дополнительные 25 километров линий метро, а это 7 станций», – сообщил Марат Хуснуллин. В сфере метростроения в настоящее время задействовано более 18 тыс. строителей. А в следующем году на строительные площадки метро выйдут 35 тыс. рабочих и специалистов, которых из"за дефицита пришлось собирать со всей территории СНГ. Острее всего в метростроении ощущается нехватка проектировщиков. Для ускоренного строительства новых станций приходится привлекать даже пенсионеров.

При этом принимаются все меры к тому, чтобы строительство метро велось на высоком профессиональном уровне. Увеличение темпов строительства Московского метрополитена не отразится на качестве выполняемых работ. Для этого, по словам Марата Хуснуллина, в составе Мосгосстройнадзора создано специальное подразделение, специалисты которого осуществляют контроль над качеством выполняемых при строительстве метро работ.

«В новых договорах с подрядчиками мы установили по-настоящему «драконовские меры» за несоблюдение качества выполняемых работ и техники безопасности.

Взимание штрафов предусмотрено за каждое разовое нарушение. Компании, которые допускают брак в работе, устраняют его в обязательном порядке», – подчеркнул глава столичного стройкомплекса.

При этом городу при проведении проходческих работ удается экономить, снижать первоначально заложенную в смете стоимость, в первую очередь за счет оптимизации проектных и технических решений. Например, при прокладке Кожуховской линии при использовании строительства тоннелей мелкого заложения городскому бюджету удалось сэкономить около 40 млрд руб. В настоящий момент рассматривается вариант строительства одного тоннеля диаметром 10 м вместо двух для движения поездов в обоих направлениях. Это позволит увеличить скорость проходки. Однако осталось еще оценить, насколько это выгодно экономически. По предварительным оценкам специалистов, себестоимость удастся снизить примерно на 30%.

Конечно, сумма 100 млрд руб. в год ложится на городской бюджет тяжким грузом. Поэтому столичные власти рассчитывают привлечь для строительства новых линий подземки внебюджетные средства. Для этого предлагается акционировать ГУП «Московский метрополитен», и в течение следующих 13 лет частично приватизировать это предприятие. При этом контрольный пакет акций должен остаться в собственности города. Такие предложения содержатся в «Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года».


На кольцевой, в интернете

Сегодняшний день московского метро – это не только фантастические темпы строительства, но и технические инновации.

В 2012 году в столичной подземке должны полностью обновиться системы тоннельной вентиляции. Работы по модернизации оборудования шахт тоннельной вентиляции, рассчитанные на три года, начались в 2010 году после рекордно жаркого лета. В ходе них должна быть выполнена замена агрегатов в 43 вентиляционных шахтах. Устаревшие и выработавшие свой срок вентиляционные установки будут заменены модернизированными, энергосберегающими агрегатами с многофункциональной электропусковой аппаратурой.

Перед станциями метро должны появиться табло, информирующие пассажиров о степени загруженности линий. Они будут устанавливаться перед турникетами в верхних вестибюлях станций и сделаны в виде карты, где отдельные линии и станции выделены разными цветами в зависимости от степени загруженности. К примеру, линия красного цвета будет означать, что данный участок сильно загружен, желтая – на участке средняя загруженность, зеленая – станции и линии практически свободны. Таким образом, у пассажира будет базовая информация, для того чтобы принять решение, стоит спускаться в подземку или лучше воспользоваться наземным транспортом.

Неожиданно высоковостребованными в московской подземке оказались услуги беспроводного Интернета, запущенные пока в тестовом режиме. В 180 вагонах 36 поездов Кольцевой линии городские власти совместно с компанией МТС установили 3G-роутеры. Покрытие сигналом Wi-Fi обеспечивалось 100% площади вагона, вне зависимости от его наполнения пассажирами. Оборудование обеспечивало беспроблемный выход в Сеть семи пользователей в одном вагоне. Но, по словам главы Департамента транспорта и развития транспортной инфраструктуры Максима Ликсутова, оказалось, что желающих воспользоваться Интернетом во время поездки гораздо больше. В среднем из одного вагона в Сеть одновременно пытались войти около 30 человек. Это заставило организаторов эксперимента увеличить мощность тестируемого оборудования. Теперь воспользоваться беспроводным Интернетом в вагоне одновременно могут до 20 пассажиров. Период тестирования проекта составит 3–4 месяца, и если испытания пройдут удачно, то Wi-Fi станет доступным во всей подземке.

Нынешней осенью в Москве должен появиться единый билет на все виды общественного транспорта, включая пригородный. Для этого было создано некоммерческое партнерство, в состав которого вошли пассажирские компании железных дорог ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский метрополитен» и ряд других крупных перевозчиков. Целью его является унификация систем кодирования билетов. Власти предложат подключиться к единой системе считывания билетов всем перевозчикам, которые законно работают в столице. Рассматриваются также решения по привязке билета ко времени, как в европейских столицах. Чтобы пассажир, купив универсальный билет на короткое расстояние, мог в течение часа с момента активизации билета пересаживаться на любой вид транспорта без дополнительной доплаты.

Пока единый билет находится на стадии проекта, в вестибюлях московской подземки начали устанавливать автоматы, в которых можно приобрести билет не только на одну или две поездки на метро, но и на другие виды транспорта, включая пригородную электричку.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГераМосинжпроектМОЭСККрост
ШвабеАБЗДоркомэкспо