НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Малое кольцо большой Москвы. Железную дорогу со столетней историей ждет новая жизнь


В большинстве европейских столиц курсирующие по поверхности земли в пределах города железнодорожные поезда ни по скорости и частоте движения, ни по уровню комфорта не уступают метро. Пригородные же электрички, движущиеся по территории Москвы, медлительны, ходят с большими интервалами, да и часовой перерыв с 11 до 12 часов дня не добавляет им лишних плюсов в сравнении с другим внутригородским транспортом. Но вскоре ситуация изменится.


Проект «долгострой»

ОАО «РЖД» собирается постепенно обновить парк и усовершенствовать систему движения пригородных электричек и интегрировать их с городской системой общественного транспорта. Но это потребует времени. Гораздо раньше, чем обновится облик поездов, увозящих москвичей за пределы города и платформ, на которые они прибывают, в мегаполисе появится новая железнодорожная система, по основным параметрам не уступающая метрополитену. Речь идет о реализации давнего, но так и не осуществленного до сих пор проекта запуска скоростного движения по Малому кольцу Московской железной дороги (МК МЖД). МК МЖД построено в начале прошлого века, вдоль тогдашней границы города. Движение открыто 1 июля 1908 года.

Первоначально на кольце было 9 пассажирских станций, однако плату за проезд установили слишком высокую, поезда ходили пустыми, – и уже в октябре 1908 года движение пассажирских поездов по железнодорожному кольцу, окаймлявшему тогда Москву, было прекращено. А в 30-е годы, с началом эпохи индустриализации, город заметно раздвинул свои границы, на бывших городских окраинах выросли промышленные предприятия, и главными его целями стали транзит грузов и транспортное обслуживание расположенных рядом индустриальных объектов. Во времена шоковой терапии начала 90-х большинство из этих предприятий закрылось, сменило профиль или переехало за пределы города.

Уже в 1997 году у московских властей возникла идея возобновить пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Но целых 13 лет этот проект оставался лишь на бумаге. С одной стороны, Малое кольцо не было электрифицировано (электрификация требовала слишком много денег), а дизельные локомотивы сочли недостаточно экологичным видом транспорта для городской черты.

С другой стороны, требовалось согласовать массу спорных вопросов с ОАО «Российские железные дороги» и собственниками окрестных предприятий, связанных с выводом в область товарных дворов и грузовых терминалов. В 2008 году власти Москвы и руководство РЖД наконец подписали соглашение о совместной реализации проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги», предполагающего перепрофилирование грузового железнодорожного кольца под пассажирские перевозки. Но реально дело сдвинулось с мертвой точки и проект получил необходимое финансирование лишь в 2010 году – со сменой городской администрации.

После того как железнодорожникам и московским властям удалось согласовать все имевшиеся разногласия для запуска пассажирского движения, на МК МЖД было создано совместное предприятие ОАО «РЖД» и Правительства Москвы – ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД).

Строительство МК МЖД будет оплачено на 50% из бюджета Москвы и на 50% из средств ОАО «РЖД». Помимо этого адресные деньги для строительства МК МЖД предусмотрены в федеральном бюджете. «Российские железные дороги» и московские власти договорились внести в 2011 году по 2,5 млрд руб. в уставный капитал МКЖД. В 2012 году РЖД и город планируют инвестировать в проект еще по 2,5 млрд руб., а до конца 2013 года общие расходы составят 51 млрд руб.

Всего в проект до конца 2014 года предполагается вложить 102 млрд руб. «Безусловно, федеральных и городских денег и средств ОАО «РЖД» на весь проект не хватит. Мы предполагаем, что примерно 30% от необходимых инвестиций на себя возьмет ОАО «МКЖД» как компания, учрежденная ОАО «РЖД» и Правительством Москвы», – отметил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.


Ожидание в час пик – не больше пяти минут

К настоящему моменту уже окончательно определилось, что движение электричек по всей окружности железнодорожного кольца будет запущено в 2015 году ко Дню города. А по его отдельным отрезкам пассажирские поезда начнут ходить уже в 2014 году.

Общая протяженность кольца составляет 54 км. На трассе будет 30 или 31 остановка, 15 из них станут транспортно-пересадочными узлами. На 13 из этих ТПУ можно будет пересесть на метро, 19 остановок будут интегрированы с несколькими другими видами городского общественного транспорта, в том числе шесть – с пригородной электричкой. Со станции «Площадь Гагарина» МК МЖД можно будет перейти на станцию метро «Ленинский проспект», со станции «Лефортово» на «Шоссе Энтузиастов», с «Черкизово» на «Черкизовскую» Сокольнической линии, с «Ботанической» на станцию метро «Ботанический сад», с «Владыкино» на одноименную станцию метро на серой ветке, с «Сити» на станцию метро «Международная» и с «Кутузово» на «Кутузовскую» Филевской линии. Со станции «Окружная» Малого кольца станет возможной пересадка на одноименную пока еще не построенную станцию Люблинско-Дмитровской линии, которая будет расположена рядом с «Петровско-Разумовской».

Первоначально предполагалось, что на Малом кольце будет всего 13 пассажирских станций. В процессе доработки проекта размещения станций на кольце в первоначальный проект магистрали были внесены некоторые коррективы. Так, по предложению планировщиков ОАО «РЖД» решено отказаться от строительства пассажирской станции «Потылиха».

В этом месте не скрещиваются маршруты наземного транспорта, и число пассажиров, пользующихся этой станцией, было бы невелико.

В целом запуск новой дороги должен сократить пребывание москвича в пути на 20 минут в день и обеспечить 350 новых вариантов пересадок на различные виды общественного транспорта. Генеральный директор компании ОАО «МКЖД» Михаил Хромов заявил, что на момент запуска по кольцу планируется перевозить 190 млн человек в год, а после запуска проекта на полную мощность число ежегодно перевозимых пассажиров возрастет до 250 млн. Напомним, что столичный метрополитен перевозит за год 2 млрд пассажиров.

В часы пик интервал движения поездов будет приближен к тому, что действует в метрополитене, и составит 4–5 минут.

В остальное время ждать поезда придется по 10–12 минут. График работы станций железнодорожного кольца будет совпадать со временем работы подземки – с 06:00 до 01:00 ночи. После запуска дороги на полную мощность в течение суток по кольцу туда и обратно будут курсировать 50 поездов.

На протяжении дня Малое кольцо Московской железной дороги будет использоваться только для перевозки пассажиров. Перевозка грузов на МК МЖД будет осуществляться только ночью и исключительно для нужд города. Транзитные грузы отсортируют в терминально-логистическом центре на станции «Белый Раст» в Подмосковье на Большом московском железнодорожном кольце.

Кольцо будет полностью электрифицировано. Курсировать по нему будут локомотивы с верхним токосъемником, как на пригородной электричке, а не с контактным рельсом, как в обычном и легком метро. Каждый поезд будет состоять из семи вагонов без тамбуров. Скорость движения – до 120–160 км/ч.

Норма загрузки вагонов в час пик должна составлять 3,5 человека на 1 кв. м. Подвижной состав пока находится в разработке, но уже известно, что в каждом вагоне предусмотрят крепления для перевозки велосипедов. Ширина вагонов будет на метр больше, чем в метрополитене, и в час пик они смогут вместить- большее число пассажиров. В отличие от обычных, кольцевые электрички смогут быстрее разгоняться и замедлять движение.


На конкурс спешат лучшие

ОАО «Московская кольцевая железная дорога» предполагает закупить для нового Московского железнодорожного кольца 30 составов. О своем намерении принять участие в конкурсе на поставку подвижного состава для МК МЖД заявил уже целый ряд ведущих мировых производителей железнодорожной техники.

В их числе такие компании, как Hyundai, Skoda, Siemens, Alstom и Bombardier. Конкурс должен быть объявлен уже нынешним летом. Заявили о своем интересе к нему и отечественные локомотивостроительные предприятия – ЗАО «Трансмашхолдинг» и ОАО «Торжокский вагоностроительный завод». Как подчеркнул генеральный директор ОАО «Московская кольцевая железная дорога» Михаил Хромов, приоритетными критериями для определения победителя на предстоящих торгах станет не снижение цены контракта, а показатели, оценивающие уровень безопасности и комфорта для пассажиров. По его словам, пока ни один из производимых в мире типов электропоездов не соответствует всем требованиям компании, именно поэтому было принято решение о разработке новых технических требований и проведении конкурса.

Как пообещал Максим Ликсутов, к моменту, когда по МК МЖД будет запущено движение электричек, в городе уже введут единый билет на все виды городского общественного транспорта. При этом пересадка с метро на кольцо будет бесплатной – так же, как и переход с одной линии метро на другую.

Уже в текущем году должны начаться строительные работы и реконструкция путей на участке «Пресня» – «Канатчиково». Вдобавок к двум уже имеющимся железнодорожным колеям планируется проложить третью.

Начато и проектирование транспортно-пересадочных узлов. Они не будут представлять собой ряд торговых галерей, способных сделать их центром притяжения для населения окрестных районов.

Решено сделать ТПУ предельно аскетичными: платформы для посадки и высадки пассажиров, залы ожидания, билетные кассы и автоматы, небольшая точка с фастфудом, медпункт, комната матери и ребенка, газетный киоск, платежный терминал – вот и все, что там разместится. «Транспортный пересадочный узел должен быть максимально адаптирован к нуждам пассажиров. Безусловно, коммерческая составляющая будет, но лишь в том объеме, чтобы не создавать неудобств пассажирам», – заверил Максим Ликсутов. При этом для каждой станции на Малом кольце разрабатывается свой уникальный проект ТПУ.

При каждом транспортно-пересадочном узле на МК МЖД будет организована перехватывающая парковка. Для тех, кто купит билет на кольцевую железную дорогу или на метро, плата за парковку будет меньше полного тарифа или вообще бесплатной. Для того чтобы воспользоваться льготой, нужно приложить билет к валидатору парковочного терминала оплаты. При этом в ходе создания транспортно-пересадочных узлов Малого кольца МЖД предполагается использовать территории прилегающих к землеотводу железной дороги промзон. «Предполагается частичная реновация территорий с использованием и приспособлением. При этом при освоении территорий приоритет будет отдаваться лишь решению транспортных задач», – пояснил Михаил Хромов.


Восьмерку вокзалов реконструируют

Что же касается других крупных начинаний в сфере железнодорожного транспорта, то в этом году должна начаться реконструкция восьми московских вокзалов – Ярославского, Казанского, Ленинградского, Белорусского, Савеловского, Павелецкого, Киевского и Рижского. На Ленинградском, Рижском, Ярославском, Белорусском вокзалах, расположенных в зданиях, которые признаны архитектурными памятниками, уже в этом году должны завершиться работы по реставрации и приспособлению их для современного использования. Также в этом году закончится комплексная реконструкция Павелецкого и Савеловского вокзалов. А вот на Киевском и Казанском вокзалах до конца года будут завершены лишь проектно-изыскательские работы, а строительно-монтажные работы, связанные с реставрацией этих исторических зданий и их и приспособлением для современного использования, только начнутся.

Все эти работы будут производиться на средства ОАО «РЖД», а заказчиком работ выступит дирекция железнодорожных вокзалов «Российских железных дорог». На обновление восьми из девяти московских вокзалов из бюджета естественной монополии будет потрачено 4,3 млрд руб.

В свою очередь, Правительство Москвы на средства городского бюджета произведет реконструкцию площадей перед пятью вокзалами, где предполагается возвести крупные транспортно-пересадочные узлы. Они будут построены на Комсомольской площади, площади Киевского и Курского вокзалов, а также площади Рижского вокзала и площади Бутырская Застава перед Савеловским вокзалом.

На создание проекта реконструкции с созданием ТПУ на одной лишь площади трех вокзалов из бюджета города будет выделено более 8,7 млн руб., общая площадь проектируемой территории составит 115,95 га.

В этом же году начнется строительство скоростной железной дороги между Москвой и Зеленоградом. Как сообщил заместитель Мэра, глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, проект этой ветки уже разработан, он получил одобрение московских властей. Стоимость проекта составит 8 млрд руб.

Железная дорога должна не только улучшить и упростить транспортное сообщение Зеленоградского административного округа со столицей, но и создать дополнительные возможности для развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Алабушево».

На развитие этого проекта город намерен направить в этом году 12 млрд руб., выполнив свои обязательства по финансированию зоны из городского бюджета и за 2012-й, и за 2013 год. На площадке в «Алабушево» в этом году должны быть построены дороги и пешеходные переходы, проложены инженерные коммуникации.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосводоканалЭнергокомплексТеплоцентрстройОЭК
ШвабеРоссийскийАктивКапиталДоркомэкспо