НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Бег по рельсам. Москва выбирает общественный транспорт


Рельсовый общественный городской транспорт, как известно, возник одним из первых – так первые в мире городские конки появились в США, в Балтиморе, в 1828 году. Это была конно-железная городская дорога – вагончик с пассажирами, который тащила по рельсам парочка лошадей. В Российской империи конка была построена в 1854 году сначала в окрестностях Санкт-Петербурга, а затем в большинстве крупных городов и губернских центров. В Москве конка появилась в 1872 году и работала на улицах города вплоть до 1912 года. Конка была предшественником электрического трамвая, который пришел ей на смену.

Догнать и перегнать...


Согласно амбициозным планам столичных властей, вскоре Москва войдет в пятерку городов мира, лидирующих по обеспеченности рельсовым транспортом. Такие цели ставит себе Стройкомплекс столицы на ближайшее время. Об этом заявил заместитель Мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

– Сейчас по обеспеченности транспортной сетью Москва в два три раза отстает от крупных мегаполисов мира. Наша цель – сделать так, чтобы российская столица вошла в пятерку городов мира, лидирующих по обеспеченности рельсовым транспортом, – отметил Марат Хуснуллин.

Ключевыми точками пересечения рельсового транспорта Москвы станут транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). С их помощью можно будет пересесть с метрополитена на поезда пригородного сообщения, а также на Малое кольцо железной дороги (МКЖД), которое начнет работать в 2016 году. По словам заместителя Мэра, уже сейчас по всем будущим ТПУ готовится градостроительная документация.

– Участки будут выставлены на конкурс, город получит деньги. Мы ведь создаем ТПУ с двумя целями. Первая и самая важная – повысить пешую доступность мест проживания и приложения труда к объектам транспортной инфраструктуры (станциям метро и железной дороги), поэтому сейчас мы концентрируем строительство недвижимости в пешей доступности от транспортных узлов, – пояснил глава Стройкомплекса.

По словам Марата Хуснуллина, вторая цель – город намерен заработать на реализации участков под ТПУ и направить эти средства на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.

В 2016 году Москва планирует ввести в эксплуатацию более 80 км линий и свыше 40 остановок рельсового транспорта. В это число входят как платформы (МКЖД), так и станции столичного метро, которые в настоящее время интенсивно строятся.

Так, согласно планам столичных властей, в 2016 году карта протяженности сети Московского метрополитена вырастет на 27 км – это 12 новых станций. Кроме того, завершится реконструкция МКЖД – это еще 54 км путей и 31 остановочный пункт.

К 2025 году МКЖД будет перевозить до 300 млн человек в год, это сопоставимо с потоком пассажиров на загруженных ветках московского метро. Оно станет полноценным вторым контуром и будет интегрировано в систему московской подземки с помощью удобных транспортно-пересадочных узлов.

На МКЖД будет организовано 17 пересадок на 11 линий метро, в том числе на Третий пересадочный контур метро (Второе кольцо), и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. Такая транспортная доступность позволит интегрировать в процессы городского развития прилегающие к МКЖД территории совокупной площадью 10,8 тыс. га, большая часть которых сегодня откровенно депрессивные, заброшенные земли промышленных и коммунальных предприятий.

А что за границей?

В настоящее время в мире есть тенденция возрождения интереса к городскому рельсовому транспорту. Там, где еще пару десятков лет назад он считался обузой и анахронизмом, прокладывают новые пути и воссоздаются старые. Ведущие фирмы разработчики и производители рельсового городского транспорта сообщают о значительном росте спроса на него среди представителей городов Европы и США.

Мало того, поездки на рельсовом транспорте становятся модными. А стоимость аренды жилья в местах, где по близости пролегает трамвайная линия, в среднем на 20% выше, чем там, где пущены автобусы. В Сан-Франциско при прокладке рельсов для современного трамвая на улице, где он ездит, возросли продажи в близлежащих магазинах – в результате бизнесмены начали требовать от муниципалитета построить линии трамвая вместо автобуса и на «их» улицах.

То, о чем говорит Марат Хуснуллин, в Европе уже давно зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. В Париже, Берлине, Барселоне, Лондоне и других крупных городах метрополитен тесно интегрирован с пригородным сообщением. А появление скоростных экспрессов по доступной цене даже способствовало тому, что в тот же Париж, где оплата труда выше, чем в целом по стране, люди ездят, выражаясь нашим языком, из соседних областей. Кроме того, в странах Европы и США также происходит эволюция трамвая, там его называют «легким рельсовым транспортом» (ЛРТ). У нас нечто подобное существует пока только в проектах и называется «скоростной трамвай».

Эволюция тут самое подходящее слово, потому что, например, в Лейпциге некоторые линии традиционного трамвая сначала были переведены в режим движения по собственной полосе с разделением по горизонтали. Затем на этих линиях стали эксплуатироваться сцепы из двух вагонов трамвая, к которым добавляли один прицепной вагон с низким полом. Таким образом был решен вопрос доступности транспорта для инвалидов и повышен уровень комфорта людей с ограниченной подвижностью.

В результате восьмилетней поэтапной реконструкции город преобразовал 170 км двухпутных линий трамвая в сеть современного ЛРТ со своей полосой движения и подвижным составом, доступным инвалидам и родителям с детскими колясками. В результате резко повысилась оборачиваемость подвижного состава, провозная способность реконструированных участков возросла на 80%, и все это обошлось в десять раз дешевле, чем в более богатых городах западной части Германии.

Еще одним удачным способом реализации ЛРТ можно считать Монпелье. В этом небольшом городе на юге Франции в ходе тщательного анализа основой транспортной системы города был выбран современный трамвай, захватывающий как исторический центр города, так и дальнюю периферию.

Первая линия протяженностью 15 км была построена здесь в 2000 году. Трассы с собственной полосой движения были запланированы как оси развития пешеходных зон с озеленением, фонтанами, малыми архитектурными формами, что превратило их в украшение города.

Современный комфортабельный подвижной состав с низким полом типа Citadis, раскраска которого в виде ласточек на голубом фоне выбиралась по конкурсу среди горожан, органично вписывается в новый городской пейзаж. Кроме того, новый трамвай имеет большой коммерческий успех, объясняющийся его популярностью. Он перевозит 80 тыс. пассажиров в день, или 18 млн пассажиров в год.

В Москве трамваям - «зеленая волна»

В 2016 году парк ГУП «Мосгортранс» пополнится 60 современными трамваями. А к моменту получения новых вагонов власти готовят воплотить в жизнь проект, связанный с улучшением движения трамваев по городу. Пилотный проект по приоритетному движению трамвая запустят на северо-востоке Москвы, на маршруте «Останкино» – «Медведково», рассказал генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

Приоритетное движение трамваев на перекрестках опробуют уже до конца 2016 года на маршруте 17 «Останкино» – «Медведково». Суть проекта в том, что светофоры будут автоматически менять свою работу при приближении трамвая. Либо зеленый свет будет гореть дольше, чтобы состав успел проехать, либо красная фаза сократится и перед трамваем быстрее загорится зеленый.

– Рабочая группа из представителей ЦОДД и «Мосгортранс» дорабатывает техническое решение проекта, который позволит организовать приоритетное движение трамвая на перекрестках. Пилотный проект будет готов в третьем квартале текущего года, – уточнил Евгений Михайлов.


Назад в раздел
ТеплоцентрстройИНАМОЭСКГлавУПДК
СтройИнвест-3АбсолютАБЗФонд