НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Контрактная служба – важный элемент организации городских служб


В столице в последние годы произошло немало перемен, которые затронули самые разные аспекты жизни города. Основной темой нашего разговора с первым заместителем префекта Западного административного округа г. Москвы, руководителем контрактной службы округа Игорем Щенниковым стали изменения, произошедшие в сфере, которая касается абсолютно всех, – коммунальной отрасли.

– Игорь Валентинович, что, на ваш взгляд, характерно для сегодняшнего дня ЗАО города Москвы?

– Западный административный округ столицы издавна считается одним из самых благоприятных для проживания. Большую часть его территории составляют природные зоны, здесь практически нет промышленных предприятий, благоприятная роза ветров.

Сегодня округ активно развивается, он весьма привлекателен для инвесторов. Здесь строят жилье и объекты социальной инфраструктуры, создают общественные пространства. Как и во всем городе, в округе много делается для развития дорожно-транспортной системы, в частности, сегодня проектируются два дублера Кутузовского проспекта, один из которых будет построен по инвестиционной программе, а другой – за счет городского бюджета. Конечно, строительство новых объектов нередко вызывает неоднозначную реакцию у жителей, но мы обязаны найти консенсус в этих вопросах. Город – это сложный механизм, в котором все взаимосвязано: недоработки в одном направлении неизбежно приведут к нарушениям в другом.

– Важнейшей составляющей этого городского механизма является сфера жилищно-коммунального хозяйства. В последние годы в этой отрасли происходят большие перемены. Отразились ли они на деятельности контрактной службы префектуры ЗАО г. Москвы?

– Конечно. Давайте вспомним: первые конкурсные комиссии организовывались в Москве около 20 лет назад. Тогда были совсем другие требования, иные подходы, а сегодня эти процессы приобрели четкую законодательную форму. Все бюджетные деньги расходуются на определенные цели, проводятся открытые конкурсные процедуры, что позволяет достичь максимального экономического эффекта. Москва в этом отношении занимает лидирующие позиции. Сегодня в столице на смену частным управляющим компаниям, дирекциям единого заказчика, ГУ ИС приходят государственные бюджетные учреждения «Жилищник». В связи с этим поменялась и форма заказов. Раньше мы выступали заказчиком, и подрядчик, выбранный на основе конкурсной процедуры, предоставлял нам «конечный продукт»: выполнял благоустройство территории, ремонт жилого фонда и т.д. Теперь все это мы осуществляем сами, посредством ГБУ «Жилищник». Для того чтобы эти учреждения выполнили государственное задание, им нужны материалы, техника, оборудование. Именно их закупки составляют основное число заказов, связанных с коммунальной отраслью. Соответственно, требуются специалисты, прошедшие определенную подготовку: теперь сотрудник контрактного отдела ГБУ «Жилищник» должен хорошо разбираться уже в «исходных продуктах» – материалах и т.д. Поэтому сегодня главной задачей является не только создание работающей системы, но и обучение людей осуществлять другие виды закупок. Специалистов требуется очень много. Контрактная система должна быть выстроена в каждом подразделении и работать как часы, иначе начнет сбоить вся система. Ведь если, например, вовремя не закупить запчасти для уборочной техники, то она не сможет вовремя выйти на линию, улица не будет убрана и т.д. Все нужно планировать заранее, и поэтому заказы на материалы, которые потребуются для работы весной, размещаются уже сейчас.

– Насколько велика доля программных продуктов, материалов, оборудования отечественного производства в материально-технической базе государственных бюджетных учреждений «Жилищник» ЗАО Москвы? Не приводит ли курс на импортозамещение к ограничению конкуренции среди поставщиков?

– По моему мнению, такой проблемы в отрасли ЖКХ не существует. Продукция, которая используется коммунальными службами (краски, шпатлевки, металл и т.д.), давно выпускается на предприятиях Российской Федерации, причем хорошего качества. Программные продукты так же поставляются отечественными компаниями. Да, могут быть какие-то вопросы в плане техники, но мы ведь должны двигаться вперед, смотреть в завтрашний день. Как говорится, нет худа без добра, и если мы хотим быть самодостаточными, то нужно отдавать приоритет отечественным производителям. На данный момент большая часть техники в «Жилищниках» (80–90%) – российского производства.

– В настоящее время существуют инновационные материалы, которые могут иметь довольно высокую стоимость, но при этом обладают долговечностью, энергоэффективностью и другими важными характеристиками. Их использование позволяет дольше не прибегать к повторному ремонту. Могут ли сегодня государственные бюджетные учреждения приобретать такую продукцию?

– Это актуальный вопрос, которому уделяется пристальное внимание. Мы недавно приглашали представителей предприятий, занимающихся выпуском инновационных материалов, и они познакомили наши коммунальные подразделения со своей продукцией. Есть такая хорошая поговорка: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. В то же время бюджет не позволяет одномоментно целиком перейти на такие материалы, поэтому необходимо постепенно вырабатывать самый экономически выгодный механизм, и мы двигаемся в этом направлении, определяя приоритеты. В этом году часть закупок будет инновационного характера. Одним из первых шагов является приобретение энергоэффективных светильников, установка которых приводит к значительной экономии электроэнергии. Сэкономленные таким образом средства можно будет потратить на закупку других современных материалов, и таким образом возникает некая цепная реакция. Думаю, что спустя какое-то время мы полностью перейдем на более эффективные материалы.

– Какие существуют резервы для развития государственных бюджетных учреждений помимо средств, выделяемых бюджетом?

– Если организация работает грамотно, то она может изыскать внутренние резервы для своего развития, в том числе и через контрактную систему. Как показывает практика, один и тот же товар можно купить по разной цене. Эта разница может быть небольшой, но в связи с тем что закупаются огромные объемы материалов, экономия достигается существенная. Ведь каждый «Жилищник» обслуживает целый район, который соизмерим с небольшим городом – сотни домов, десятки тысяч населения. Уборка улиц, текущий ремонт жилого фонда, благоустройство территории и многое другое – за все это отвечает ГБУ «Жилищник». Кроме того, я считаю, что «Жилищники» могут заниматься и коммерческой деятельностью, конечно, не в ущерб выполнению государственного задания. Заработанные средства следует направлять на развитие своей базы, обучение и стимулирование работников, привлечение высококвалифицированных специалистов.

– Закончился 2015 год. Можно ли в нескольких словах обозначить основные задачи, которые предстоит решить в сфере ЖКХ и благоустройства в ЗАО?

– Планы на 2016 год у нас обширные. В ЗАО будет благоустроено четыре парка: один – за счет бюджета, три – за счет средств инвесторов. Предстоит осуществить большой объем работ, связанных с благоустройством дворов, содержанием жилого фонда, капитальным ремонтом. С 1 января 2016 года в ЗАО начинают полноценно функционировать четыре новых ГБУ «Жилищник». Что касается организации торгов, обеспечения государственных бюджетных учреждений, здесь главный вектор уже задан, первый этап пройден успешно. Теперь наша основная задача – закрепить достигнутое и совершенствовать созданную систему.

– Игорь Валентинович, что вы пожелали бы жителям Западного административного округа и всей Москвы в 2016 году?

– Новый год обещает быть непростым, но интересным. Я от души желаю всем читателям журнала «Московские Торги» оптимизма, здоровья, удачи и всего самого лучшего!


Назад в раздел
ТеплоцентрстройМоскапстройГераСатори
СтройИнвест-3МОСПРОМСТРОЙ