НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Новая» Москва – новые стандарты качества жизни


Одним из самых масштабных, беспрецедентных проектов в новейшей истории столицы стало присоединение к ней в 2012 году новых территорий. О том, как за это время изменились стандарты качества жизни в «новой» Москве, корреспонденту журнала «Московские Торги» рассказал префект Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) Дмитрий Набокин.

– Дмитрий Владимирович, последние пять лет стали временем больших перемен в жизни Москвы, и касаются они самых разных аспектов. Но, наверное, наиболее кардинально изменения затронули жителей присоединенных к столице территорий, которые вдруг стали москвичами…

– Действительно, Москва изменилась очень сильно. Самое главное – были выработаны некие стандарты, которые призваны сделать город прежде всего удобным. Внимание благоустройству, дорожным проблемам, выстраиванию системы жизнеобеспечения уделялось и раньше, но только с приходом команды Мэра Сергея Семеновича Собянина при решении этих вопросов стали ориентироваться на людей, которые живут и работают в Москве. Это относится ко всем сферам: благоустройству, строительству, образованию, здравоохранению, социальной защите граждан и т. д. И сегодня мы наблюдаем реально происходящие изменения. При этом надо отметить, что пять лет – срок, который позволяет увидеть конкретные результаты перемен даже с учетом процессов, которые имеют довольно длительный жизненный цикл, таких как капитальное строительство. Это очевидно, например, в области развития дорожно-транспортной системы. Пять лет назад с ее состоянием были связаны, пожалуй, самые большие проблемы. Многочасовые пробки, крайне неудобный общественный транспорт… Сегодня строятся новые станции метрополитена, дороги и развязки, решаются вопросы реорганизации железнодорожного транспорта. Изменился подвижной состав – мы уже привыкли к автобусам с кондиционерами, новым вагонам метро. Все виды общественного транспорта интегрируются в общую систему, стали строиться удобные транспортные пересадочные узлы. Билетная политика теперь позволяет не приобретать, как раньше, отдельные билеты для поездок на метро, автобусе, трамвае. Одним словом, не просто предоставляется какая-то услуга, а все делается для того, чтобы людям было удобно ею пользоваться. Каждая услуга должна иметь свой стандарт качества. Как только общественный транспорт становится комфортным, люди предпочитают его личным автомобилям, количество машин на улицах города уменьшается, и таким образом проблема решается комплексно – не только путем строительства новых дорог и реконструкции существующих, но и организации самой логистики внутри города.

Намного дружелюбнее по отношению к людям стал внешний облик города. С появлением пешеходных зон увеличилось количество не спешащих по делам, а прогуливающихся москвичей – отдыхающих, сидящих в уличных кафе. По другому стали выглядеть и вылетные магистрали, благодаря чему у приезжающих в наш город складывается о нем хорошее впечатление. Удобнее стала социальная инфраструктура. Например, если говорить о здравоохранении, то практически исчезли очереди к врачу, записаться к специалисту стало намного проще, изменился сам стандарт работы поликлиник.

И конечно, нельзя не сказать о мощном системном проекте, в результате которого более чем в два раза изменилась площадь столицы. Территория, которая оказалась в границах Москвы, раньше жила в несколько иных стандартах, в частности, другой системе управления. Для того чтобы привести здесь жизнь в соответствие со столичными требованиями, пришлось предпринять радикальные шаги.

– Какие из этих шагов, на ваш взгляд, сыграли наиболее важную роль в развитии новых территорий?

– Москву трудно себе представить без метро. В 2012 году вряд ли кто-нибудь мог даже представить себе, что там, где сейчас находятся новые округа столицы, появится метрополитен. Сегодня совершенствуется дорожная инфраструктура, в этом направлении осуществляются дорогостоящие масштабные проекты. На Калужском шоссе мы уже видим ту конфигурацию, которая будет по завершении работ: бессветофорное движение, множество развязок, тоннелей, серьезные инженерные сооружения. В 2016 году первый этап реконструкции Калужского шоссе завершится. Будет вестись работа и над поперечными связями между шоссе, которые призваны дублировать МКАД. Пока еще, чтобы попасть, допустим, с Боровского шоссе на Калужское, люди должны выехать на МКАД. Создание поперечных связей позволит организовать трафик внутри ТиНАО без необходимости выезда на Кольцевую дорогу. Сейчас сформирован транспортный каркас территорий, который разрабатывался с учетом общественного транспорта, метрополитена. Он уже отражен в принятых на сегодняшний день территориальных схемах. Вынесен на рассмотрение Генеральный план, который мы должны утвердить к 1 июля текущего года. В нем в том числе отражены решения проблем, связанных с качеством воды, электроэнергии, инженерии, газификации. Этот документ позволит в дальнейшем соединить работу по развитию «новой» Москвы из отдельных элементов в цельную гармоничную картину, поможет понять, как должен дальше двигаться город.

Принятие Генерального плана – очень важный шаг, причем его надо рассматривать в контексте общего развития всего города.

За предыдущие годы на территориях, ставших недавно Москвой, накопилось немало проблем. В связи с тем что Калужское и Киевское шоссе всегда были востребованными направлениями, здесь активно велось строительство, причем застройка осуществлялась не системно. Возводились целые микрорайоны с домами высокой этажности, но практически полным отсутствием необходимой инженерной, дорожной, социальной инфраструктуры. В результате многие люди, купившие в них квартиры, в конце концов стали от них избавляться. За три года ситуация радикально изменилась. Все строительные проекты пересмотрены на соответствие московским нормативам. Приведу такой пример: в Граде Московском население ранее обслуживалось в единственной поликлинике, которая находилась в очень плохом состоянии. Сейчас в этом поселении функционируют две крупные поликлиники – детская и взрослая, а здание старого учреждения отремонтировано, теперь в нем размещается женская консультация, оснащенная самым современным оборудованием.

– Качество жизни определяется многими факторами – состоянием экологии, наличием благоустроенных территорий, объектов торговли…

– Начиная с момента присоединения в «новой» Москве было очень много сделано в направлении благоустройства, оздоровления лесных массивов, приведения их в порядок. Радикальные изменения произошли в сфере ЖКХ, содержании многоквартирных жилых домов. Например, поселок Киевский в 2012 году производил удручающее впечатление: в домах были затопленные подвалы, выбитые окна в подъездах, неработающие лифты… Сейчас его не узнать. Подъезды отремонтированы, появились уютные аллеи, места для отдыха и прогулок. За непродолжительное время жизнь людей повернулась на 180 градусов. Сегодня мы планируем установку камер видеонаблюдения в жилом фонде «новой» Москвы. Оборудовать необходимо почти 4 тыс. подъездов. Это технически непростое решение, требующее финансовых затрат, но оно жизненно необходимо, так как направлено на повышение безопасности.

Город оказывает органам местного управления большую поддержку. Ведь раньше здесь не было даже понятия «дворовая территория». Мы начали с документации, паспортизировали дворы, определили их границы. Были паспортизированы и дороги, многие из которых прежде считались бесхозными. Сейчас они приводятся в порядок: появляются новое дорожное покрытие, разметка, устраивается наружное освещение, благодаря чему повышается привлекательность этих мест, и они получают импульс к дальнейшему развитию.

Мы прекратили деятельность многих торговых объектов, где продукты продавались в условиях антисанитарии. Значимым событием не только для ТиНАО, но и для жителей всего города стало открытие комплекса «Фуд Сити», где по разумным ценам можно купить продукты питания высокого качества как оптом, так и в розницу. Этот цивилизованный формат торговли стал очень востребован.

– Меняется ли, по вашему мнению, в результате всех предпринятых городом мер сознание людей?

– Возрастает их требовательность к нашей работе, и это очень хорошо. Почему раньше жители редко обращались в органы местной власти со своими предложениями? Потому что они не видели в этом смысла. А сейчас люди видят результат своего обращения к власти. Мы всегда открыты, стремимся к плодотворному взаимодействию с москвичами. Конечно, еще осталось много проблем, но и они будут решаться. Все запланированные проекты конечно же будут реализованы, несмотря ни на какие внешние и внутренние проблемы. Москвичи уже не раз убеждались в том, что в столичном правительстве слова с делом никогда не расходятся.

– Дмитрий Владимирович, что вы хотели бы пожелать всем жителям Москвы в Новом, 2016 году?


– Новый год – волшебный праздник, время ожидания чудес. И я хочу пожелать, чтобы в жизни каждого москвича произошло чудо, которого он ждет.


Назад в раздел
МосводоканалИНАМОЭКГеопроектизыскания
ДоркомэкспоСтройИнвест-3АктивКапитал