НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Со снегопадом справятся быстро. Помогут этому отлаженный регламент работы и эффективные и безопасные антигололедные реагенты


Непростые погодные условия, смена частых снегопадов переходами через ноль с таянием снега и образованием наледи – такой будет нынешняя зима, согласно прогнозам синоптиков. В самом северном мегаполисе планеты с последствиями капризов зимней погоды на улицах коммунальные службы, как и в предыдущие сезоны, борются двумя методами – механической уборкой с последующей утилизацией снежной массы и применением химических реагентов. В этом году в основном будут использоваться вещества, закупленные в прошлом году, а помимо них, в качестве эксперимента, для борьбы с ледяной коркой на дорогах и тротуарах используют новый, практически лишенный вредных воздействий на окружающую среду жидкий реагент.

Новые технологии


Порядок зимней уборки снега во дворах и на улицах города определяет принятый в 2013 году регламент под названием «Технологии зимней уборки снега в Москве», устанавливающий предельные сроки уборки зимних осадков, порядок применения противогололедных реагентов и их номенклатуру. До этого, как напомнил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, уборка снега осуществлялась в соответствии с временными правилами. Они предполагали, что на уборку слоя снега толщиной 7 сантиметров отводилась неделя, и на каждый дополнительный сантиметр добавлялись еще сутки, сейчас же на расчистку слоя снега толщиной 10 сантиметров отводится лишь три дня.

На дорогах и важнейших транспортных магистралях на проезжей части после окончания снегопада на ликвидацию его последствий на МКАД выделяется два часа, на прочих дорогах города – 3 часа, на очистку от снежного наката и наледи магистралей и крупных проспектов выделяется 4 часа. Обработка же реагентами дорожного полотна на МКАД должна, согласно установленной технологии, производиться не позже чем через 2 часа после завершения обильного снегопада, а прочих городских дорог – не позднее чем через 3 часа. На очистку обочин от снега отводится 4 часа.

Ширина снежных валов на обочинах дорог не должна превышать 1,5 м. Не допускается их формирование на тротуарах и газонах, на перекрестках и вблизи железнодорожных переездов, ближе 5 м от пешеходного перехода и ближе 20 м от остановок общественного транспорта.

Что же касается тротуаров, то они убираются вручную. На расчистку от наледи тротуаров вдоль дорог районного значения отводится 4 часа, на вылетных магистралях, крупных проспектах, ТТК, МКАД, Садовом и Бульварном кольце – 3 часа с момента окончания снегопада. На уборку снежного наката на тротуарах отводится 12 часов для дорог районного значения и 6 часов – для важнейших магистралей города.

Пожаловаться на плохую уборку снега, а также на гололед и факты хранения снега с реагентами на газонах и во дворах можно на портале «Наш город», а также в электронной приемной Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ).

Безопасные реагенты

Однако при помощи одной лишь механической уборки с проблемой снежных заносов и наледи на дорогах справиться нельзя, отмечает заместитель Мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Он считает нереалистичными предложения некоторых федеральных политиков ввести запрет на использование противогололедных реагентов на тротуарах.

Применяемые ныне реагенты являются наиболее безопасными для природы, здоровья человека и вместе с тем эффективными веществами. Москва еще в первые годы ХХI века отказалась от использования смеси песка с технической солью, вызывавшей засоление почв и гибель растений, или, скажем, от применения жидкого реагента под названием «Антиснег», раздражавшего прохожих сильным запахом аммиака.

Допустимые к применению по технологии зимней уборки реагенты подразделяются на три категории – жидкие, твердые и комбинированные. Твердые состоят из смесей хлоридов кальция, калия и натрия и солей формиевой (муравьиной) кислоты. Жидкие – из их водных растворов. В состав же комбинированных помимо солей входит также абразивный материал, препятствующий скольжению, – мраморная крошка.

На тротуарах, дворовых территориях и остановках общественного транспорта применяются твердые и комбинированные реагенты, на проезжей части – жидкие и твердые. На важнейших магистралях – МКАД, Третьем транспортном кольце и на крупных развязках – установлены автоматические разбрызгиватели реагента, вмонтированные в дорожное полотно. Они включаются, когда датчики показывают, что на дорогу выпал снег или на асфальте образовалась ледяная корка. Обрабатывать же дороги твердым реагентом помимо жидкого необходимо, поскольку водные растворы реагентов эффективно плавят лед лишь при температуре выше 10 оС, при более низких температурах необходимо применять твердые смеси. Но даже и в отсутствие сильных морозов жидкий реагент теряет свои качества через три часа после нанесения, а твердый может действовать гораздо дольше.

Разница между твердыми и жидкими реагентами – еще и в характере действия: жидкость помогает свежевыпавшему снегу не обледенеть. А образовавшаяся снежная каша снижает концентрацию химических веществ. Твердые реагенты имеют более концентрированный состав, они в состоянии растопить ледяную корку на асфальте. Чтобы на тротуарах и во дворах реагенты распределялись равномерно, а не разбрасывались отдельными кучками, столичных дворников снабдили тележками-дозаторами.

Пополнение запасов

К нынешней зиме город заготовил более 500 тыс. т различных реагентов. Большую часть объема твердых и комбинированных реагентов город закупил еще летом 2014 года. Тогда было впервые решено осуществить закупку не портящихся сыпучих реагентов сразу на два сезона. Причиной этого стало закрытие одного из крупнейших производств реагентов на территории СНГ – Слявянского солевого завода, разрушенного в ходе боевых действий на востоке Украины. В итоге было принято решение осуществить крупный объем закупок, пока цены на плавящие снег вещества резко не выросли. В нынешнем же году были проведены закупки в основном не подлежащих длительному хранению жидких реагентов на сумму 1,4 млрд руб.

Если прежде основными поставщиками в Москву реагентов были химические предприятия Южного Урала и Поволжья, то в этом году на рынок жидких реагентов вышел и столичный производитель. В конце осени в Некрасовке на заводе по производству гипохлорита натрия (средства для обеззараживания питьевой воды) была запущена линия по производству реагента ХКМ БС (хлорида кальция модифицированного) производительностью 180 тыс. т готового раствора в год. В состав этого реагента входит астраханская каменная соль и жидкий хлорид кальция (22% хлорида кальция, 6% хлорида натрия и 72% воды). Завод принадлежит входящему в структуру комплекса городского хозяйства ОАО «Мосводоканал», 100% акций которого находятся в собственности города. Новое производство полностью покрывает потребность города в этом типе реагента, которая составляет 126 тыс. т в год.

Это один из наиболее безопасных для окружающей среды и здоровья человека реагентов: он не снижает сцепление автомобильных шин с дорожной поверхностью, безопасен для растений и не вызывает коррозии кузова у автомобиля.

Контроль качества

Еще одно новшество в сфере применения химреагентов для уборки зимних осадков, введенное в нынешнем сезоне, – появление специальной комиссии по оценке эффективности противогололедных реагентов. Ее возглавил заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города столицы Владимир Островский, курирующий эти вопросы.

По мнению главы столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, отказ от антигололедных реагентов зимой в таком мегаполисе, как Москва, неизбежно привел бы к росту показателей зимнего травматизма и заторам на дорогах после снегопадов.

– Наше ведомство пристально следит за тем, чтобы коммунальщики использовали реагенты в строго отведенных регламентом количествах и лишь в период обильных осадков и неблагоприятных погодных условий, – уточнил Антон Олегович.

По данным столичного природоохранного ведомства, в городе ни прошлой, ни нынешней зимой не выявлено случаев порчи и деградации объектов природной среды в результате применения противогололедных материалов, утвержденных технологиями зимней уборки улиц. Этот факт подтвержден результатами анализов проб почвы и воды в водоемах и мониторинга зеленых насаждений.

– Документ «Технологии зимней уборки» установил жесткие требования к составу противогололедных реагентов. Они совершенно безопасны и прошли государственную экологическую экспертизу. Уровень их радиоактивности вдвое ниже, чем указано в дорожных нормах, – добавил Петр Бирюков. – Более того, качество каждой новой партии реагентов контролируется не только Департаментом ЖКХиБ столицы, но также Росприроднадзором и Департаментом природопользования и охраны окружающей среды.

Реагенты, разрешенные к использованию на улицах Москвы, не опасны для экологии города и здоровья людей хотя бы потому, что их элементы – неотъемлемые составляющие продуктов питания и человеческого организма. А растертая в пыль ботинками прохожих мраморная крошка из комбинированных реагентов становится источником кальция для растений и служит хорошим удобрением для почвы. По словам экспертов, все применяемые в городе антигололедные реагенты относятся к неопасным веществам с низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду.

– На мой взгляд, лишь 5–10% от общего объема применяемых реагентов могут оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду. Остальные при разложении превращаются в обычное удобрение. Скажу больше: технология по уборке дорог, используемая в Москве, является передовой не только в России, но и во всем мире. У нас учатся многие северные мегаполисы, – говорит Антон Кульбачевский.


Назад в раздел
ГеопроектизысканияМоскапстройТеплоцентрстройКапитал
Швабе