НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Где пройдет «Моя улица». Как в городе реализуется крупнейший проект благоустройства


Панельная дискуссия «Улица: транзитная зона или пространство социальной жизни?» прошла в рамках урбанистического форума. В сессии принял участие заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

Цель и средства

В ходе дискуссии прозвучала одна из главных целей развития Москвы – «создание удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды, максимально приспособленной прежде всего для жителей города» согласно программе «Москва – город, удобный для жизни». По мнению экспертов, важнейшей частью городской среды являются улицы, территории которых занимают 12,4% площади столицы в пределах МКАД. В последнее время они стали центром сосредоточения активности горожан.

Участники дискуссии рассказали о запущенной Правительством Москвы беспрецедентной программе по благоустройству, получившей название «Моя улица». Согласно плану программы, до 2019 года должны быть облагорожены более 2 тыс. улиц столицы. Проблемы, требующие приоритетного решения, включают в себя преодоление дисбаланса между разными видами перемещений, в первую очередь пешеходным и автомобильным движением, повышение доступности и безопасности, а также узнаваемости улиц, обеспечение комфортных условий пребывания на открытом воздухе в разное время суток и разное время года и упорядочение парковочных пространств.

– Программа «Моя улица» является крупнейшим проектом благоустройства за всю историю города, – заявил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. – Москва – это огромный мегаполис, в котором постоянно что-то ремонтируется и реконструируется. За 2015 год асфальтом покрыто более 14 млн кв. м, высажено около 30 тыс. деревьев, это примерно 110 га леса, отремонтировано более тысячи фасадов, создано более 570 км кабельной канализации, куда можно прокладывать все воздушные кабельные линии. Вся эта работа относится к благоустройству.

Он отметил, что все, чем сегодня занимается современная урбанистика, за исключением нового строительства и реставрации, как раз решается средствами благоустройства.

– Урбанистическая политика в Москве началась при Сергее Семеновиче Собянине. Подход к благоустройству полностью изменился, и если в 1990–2000 годах строились новые здания, сооружения, то с 2010 года мы начали обращать внимание на то, что не покупается и не продается, но составляет основную суть городского механизма. Экономисты называют это общим благом. Это инженерные сети, транспортная инфраструктура и прежде всего общественные пространства. Тогда для нас все было в новинку, самого термина «общественные пространства» не было в градостроительных документах. И под ним чаще всего понимались площади от первых этажей общественных зданий до домов общего пользования. Уже в 2011–2014 годах лицом урбанистической политики стали парки и пешеходные зоны.

Лицо урбанистической политики

– Сегодня в городе благоустроено почти 400 парков. Впервые по предложению москвичей запущена программа «Парк по месту жительства». В рамках ее реализации облагорожен 161 парк. С 2014 года главным элементом общественного пространства стали улицы, которые меняются, реконструируются, становятся лицом сегодняшней Москвы. В текущем году мы реконструировали 50 улиц и площадей (для сравнения: за 2012–2014 годы благоустроено было всего 23), – рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.

По его словам, от улицы для автомобиля город перешел к улице для человека, улице как общественному пространству. Их реконструкция позволит очистить городскую среду от наслоений, улучшить визуальный облик Москвы.

Петр Бирюков заявил:

– Программа «Моя улица» стала новым информационным полем, которое появилось в нашем сознании. Довольно активное участие в благоустройстве принимали компании, которые располагались на прилегающей территории, и распоряжением Мэра Москвы сотни предприятий получили благодарность от города за эту работу. Раньше казалось, что чем больше машин идет по нашим улицам, тем активнее развивается город. Последствия этого всем хорошо известны: мы практически подошли к транспортному коллапсу. До 2010 года проблему пытались решить уменьшением количества светофоров, пешеходных зон, увеличить количество полос движения за счет уменьшения зеленых насаждений. Однако это не помогало.

Программа «Моя улица» является смелым урбанистическим решением. Основные ее задачи – сделать московские улицы узнаваемыми, повысить их доступность, безопасность, обеспечить комфортные условия для отдыха, улучшить качество их благоустройства, преодолеть дисбаланс между пешеходным и велосипедным движением, упорядочить парковочные места. У нас появились красивые пешеходные зоны, были установлены малые архитектурные формы, лавочки, созданы детские площадки. Все, что сейчас есть на наших улицах и в наших дворах, существует во многих городах мира. Но отличие Москвы от других городов в том, что новый облик столичных улиц внедряется не эволюционно, а комплексно, системно.

Программа «Моя улица» реализуется совместно с горожанами с помощью проекта «Активный гражданин». Основные ее этапы, учитывая результаты голосования на портале, таковы: сначала выбирали, что нужно сделать на разных типах улиц, потом какие улицы в центре города в первую очередь должны реконструироваться, после этого горожане определяли элементы благоустройства. Только в текущем году приняли участие в голосовании 890 тыс. москвичей. Это почти 10% численности всего населения.

Данные цифры говорят о том, что тема благоустройства востребована горожанами. В итоге реализации программы удалось облагородить 232 км улиц, из них 116 км – в текущем году. Мы ведем благоустройство не только центральных территорий, но и всего городского пространства. И несмотря на то что мы увеличили количество пешеходных зон, мобильность транспорта не упала, а в некоторых случаях даже увеличилась за счет организации парковочного пространства.

Выбираем велосипеды

Отдельная тема для руководства города – восстановление велосипедного движения в Москве. Раньше по улицам столицы на велосипедах ездили известные писатели, общественные деятели, затем все общественные пространства были застроены.

– Сегодня, – отмечает Петр Бирюков, – нам пришлось заново создавать велосипедные дорожки, и хотя эта программа еще не закончена, уже есть хорошие результаты.

За последние годы создано более 250 км велосипедных дорожек на улицах и в парках. В центре города появились роскошные пешеходные пространства, зелень, освещение, лавочки, новое покрытие из гранитной плитки, которое придает совершенно другой вид тротуарам.

Согласно распоряжению Сергея Собянина, после реконструкции улиц вводится мораторий на работы, связанные с нарушением этой территории, в течение пяти лет, за исключением аварийных случаев. Поэтому сегодня проводится комплексная реконструкция улиц с заменой всех инженерных сетей. Мы отказались от проводов над головами и переводим их в подземное пространство.

Программа «Моя улица» предусматривает благоустройство не только улиц, но и дворов. Новую жизнь получили 3300 дворовых территорий, в том числе почти 400, прилегающих к улицам, включенным в общественное пространство. Установлено более 2000 малых архитектурных форм, освещение, подчеркивающее исторический облик столицы. Такая огромная работа проведена впервые за всю историю Москвы.

Концепция общественно-досуговых пространств

В заключение своего выступления Петр Бирюков озвучил ближайшие планы по дальнейшему благоустройству:

– В рамках реализации программы «Моя улица» Мэром Москвы была одобрена концепция комплексного развития общественно-досуговых пространств на следующие три года. Всего планируется благоустроить 27 таких территорий. Определены приоритеты развития на следующие годы, в результате проведения всех мероприятий к концу 2018 года останется только завершить благоустройство общественных пространств на промышленных территориях и полосах отвода железных дорог.

На следующий год планируется благоустроить 11 общественно-досуговых пространств. В рамках этих работ будет облагорожено девять парков культуры и отдыха, более 80 улиц и площадей, в том числе 60% территории Садового кольца, внутренняя часть Бульварного кольца. Плюс к этому появятся 49 парков по месту жительства, будет благоустроено 11 въездных групп в город, девять мест для купания, шесть набережных на реке Яузе. В результате выполнения программы удастся добиться выполнения основных показателей – от укрепления безопасности на дорогах до полного благоустройства ключевых территорий и обеспечения жителей инфраструктурой повседневного досуга.

В свою очередь Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», отметил, что улицы Москвы используются неэффективно и носят гибридный характер, сочетая в себе качества вылетных магистралей и пешеходных зон.

– Дорога со скоростным движением должна быть отграничена от пятна застройки, а улица – стать общественным пространством, – считает Михаил Блинкин, руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Главный вопрос: куда перебросить трафик, который сейчас идет по московским улицам?

По мнению Блинкина, плотность столичной дорожной сети недостаточна для автомобилистов.

В результате все участники дискуссии согласились с тем, что программа «Моя улица» – это технологический шаг вперед и в ходе реконструкции улиц Москва старается соблюсти баланс интересов автомобилистов, пешеходов и велосипедистов.


Назад в раздел
КростЭнергокомплексМОЭСКСатори
АБЗАКСИТЕХРоссийский