НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Пять переходов через ноль. Дорожные ремонтники столицы успешно справляются с содержанием неуклонно растущей сети дорог


В сфере ухода за дорогами и дорожного ремонта в Москве применяются самые современные технологии и административные решения. Качество дорожного покрытия проверяется ультрасовременными контрольными лабораториями, а за безопасностью в тоннелях и на мостах следят самые передовые с технологической точки зрения системы безопасности. Комплекс городского хозяйства готов поддерживать порядок на столичных дорогах, несмотря на то что площадь улично-дорожной сети заметно увеличилась и в ближайшие годы увеличится еще больше.

Дорог все больше, подрядчиков - все меньше

Общая площадь объектов улично-дорожной сети и тротуаров Москвы за последние пять лет выросла на 25%, до 117 млн кв. м. Такие темпы дорожного строительства – насущная необходимость, ведь, как отметил Мэр Москвы Сергей Собянин в своем ежегодном отчете перед Мосгордумой, за прошедшую пятилетку число автомобилей в Москве и области увеличилось на 2 млн. Поэтому в следующие три года в столице предстоит построить 300 км новых дорог и благоустроить еще 150 городских улиц.

Кстати, с 2012 по 2014 год новый облик получили 23 улицы протяженностью 232 км, проложено почти 250 км велодорожек. В 2015 году в столице было реконструировано около 50 улиц и площадей общей протяженностью 116 км. В 2016 году планируется отремонтировать более 80 улиц и площадей, в том числе 60% Садового кольца и внутреннюю часть Бульварного кольца, улицы вдоль Щелковского шоссе и Рязанского проспекта и шесть набережных Москвы-реки и Яузы.

Дорожным службам столицы не только удается справляться со все возрастающим объемом работы, но и улучшать качество дорожного ремонта. С 2013 года срок гарантийного ремонта увеличился до трех лет, то есть, если в течение этого времени на отремонтированном участке появится выбоина, подрядчик обязан ликвидировать ее без дополнительной оплаты.

В течение 2013–2014 годов подрядчиками за свой счет было отремонтировано более 1,5 млн кв. м дорог. Кроме того, за нарушение условий контрактов подрядные организации были оштрафованы в общей сложности на 72 млн руб. Всего штрафные санкции за выявленные нарушения технологии и правил производства работ применялись за это время 1112 раз. Основные типы допущенных нарушений: отступление от установленной технологии производства работ, занижение проектной толщины уложенного слоя, использование некачественного материала.

В итоге за прошедшие пять лет количество брака при ремонте дорог снизилось почти в 10 раз. Причина улучшения качества асфальтового покрытия в городе не только в ужесточении административных требований к подрядчикам, но и во внедрении в сфере дорожного ремонта передовых технологий и эффективном применении конкурсных процедур. В результате этого число подрядчиков, работающих в сфере дорожного ремонта, сократилось с 300 до 30, зато остались ответственные, обладающие собственной дорожной техникой и асфальтовыми заводами компании. На крупнейшее столичное муниципальное предприятие ГБУ «Автомобильные дороги» Москвы и ГБУ «Автомобильные дороги», созданные в административных округах, приходится 10 из 14 млн кв. м дорожного покрытия, отремонтированного в этом году.

Высокие технологии для работы и для контроля

Использование государственных бюджетных организаций в сфере дорожного ремонта удобно еще и тем, что город может передать им контракт не справившегося с поставленной перед ним задачей коммерческого подрядчика без проведения дополнительных торгов. Только в этом году для ГБУ «Автомобильные дороги» приобрели 121 единицу спецтехники, в том числе новые бульдозеры, пневмокатки, виброплиты с системой смачивания. Год назад это учреждение купило три асфальтобетонных завода, каждый из которых может производить 240 тонн материала в час.

Что касается технологий выполнения ремонта, то и они за последние годы заметно усовершенствовались. По словам Петра Бирюкова, город практически отказался от выполнения ямочного ремонта. Теперь ремонт выполняется большими квадратами: верхний слой дорожного покрытия снимается сразу на крупном участке дороги и поверх укладывается новый. Все работы по замене дорожно-асфальтного покрытия проводятся ночью, чтобы не мешать дорожному движению, строго с 23:00 до 4:00.

Отслуживший свой срок верхний слой покрытия не вывозится на свалки, а идет в дело. Из этой асфальтовой крошки формируется твердое дорожное покрытие на грунтовых дорогах, ведущих к поселкам и садовым товариществам в «новой» Москве.

Долговечность нового дорожного покрытия позволяют увеличить применение в асфальтово-битумных смесях – в качестве основы покрытия – щебня на основе габбродиабаза, способного выдерживать большие нагрузки, и использование современных вяжущих составов, в частности, мастик БИТРЭК с добавлением резиновой крошки.

Качество выполнения ремонтных работ контролирует мобильная лаборатория, состоящая из автоматического лазерного дальномера, шести фотокамер высокого разрешения и георадара. Использование этого подвижного исследовательского комплекса помогает выявить до 200 дефектов за один выезд. За время работы системы с сентября 2014 года в рамках внедрения технологии было обнаружено более 2 тыс. дефектов. Автоматический лазерный дальномер позволяет дистанционно осуществлять измерения геометрии объектов с высокой производительностью (до 1 млн измерений в секунду) и высокой точностью (до 0,8 мм). Фотокамеры создают фотопанораму со скоростью пять снимков в секунду. Георадар обследует подземную поверхность на предмет выявления границ раздела сред, пустот, зон потери плотности грунта, а так же местоположения инженерных коммуникаций.

В дополнение к проработавшей уже год лаборатории нынешней осенью в городе запустили систему мобильного фотовидеомониторинга ремонта трасс. Она состоит из четырех компактных автомобилей кроссоверов, оснащенных фото и видеокамерами и комплексами картографирования. Камеры могут на ходу делать не менее 10 кадров в секунду. Качество изображения не должно зависеть от скорости. Контрольные аппаратные комплексы способны работать на батарее не менее четырех часов или питаться от электросети автомобиля. Системы фотовидеомониторинга можно использовать для технического надзора за состоянием дорог. Камеры, интегрированные с картами, могут проверить геометрические и другие параметры покрытия. Программа зафиксирует и обработает данные с точностью до 1 кв. см. Все, что устанавливали ремонтники: бортовые камни, знаки, разметку, – можно определить с точностью до нескольких сантиметров.

Технология нанесения дорожной разметки также усовершенствовалась. Вместо того чтобы по старинке рисовать полосы на асфальте нитрокраской, дорожные службы сегодня наносят объемную разметку «холодным пластиком». Помимо большой долговечности низкотемпературные материалы на основе пластика, по словам заместителя Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства, имеют существенное преимущество в том, что, наехав на такую рельефную разметку, водитель по небольшому подпрыгиванию машины поймет, что он сместился с полосы.

– В этом году на столичных улицах была обновлена дорожная разметка общей протяженностью 4200 км, – напомнил Петр Бирюков.

Проверки на мостах и в тоннелях

Повышенное внимание уделяется вопросам безопасности на транспортных сооружениях и мостах. Восемь тоннелей в Москве оборудуют системой безопасности с камерами видеонаблюдения и охранной сигнализацией. Камеры будут фиксировать брошенные предметы, появление человека на проезжей части, а также посылать сигнал тревоги оператору на пункты управления системой. Кроме того, для сотрудников транспортной безопасности установят тревожные кнопки.

Новая система безопасности появится в Гагаринском, Кутузовском, Маяковском, Добрынинском, Новокутузовском, Октябрьском, Таганском и Чайковском тоннелях.

А на автомобильных мостах через Москву-реку появятся досмотровые зоны. В таких зонах можно осматривать автомобили на наличие оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов. Первые досмотровые зоны могут появиться на семи мостах, в том числе Лужнецком, Большом Каменном и Крымском. Там же установят систему видеоаналитики, которая будет фиксировать нештатные ситуации. Информация с камер видеонаблюдения будет в режиме реального времени отправляться в пункт управления обеспечения транспортной безопасности ГБУ «Гормост» и храниться 30 дней. В дальнейшем досмотровые системы могут установить на путепроводах, эстакадах и в тоннелях, так как все эти объекты – уязвимые для террористических атак.

В холодное время года без реагентов не обойтись

Изменились подходы и к зимней уборке и содержанию дорог. Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей, утвержденная в 2011 году, регламентирует порядок уборки снега, применение противогололедных материалов, сроки вывоза и утилизации снега.

В соответствии с регламентами, на проезжей части коммунальные службы обязаны начинать механизированное подметание сразу после окончания очередного снегопада. Подметать обычную автотрассу должны не больше трех часов, а МКАД, включая транспортные развязки и основные магистрали, – не более двух часов. Если снегопад затяжной и обильный (свыше 5 см), тогда дороги должны подметать после выпадения каждых 5 см свежего неуплотненного снега. После этого дорожное полотно обрабатывают сначала антигололедными реагентами, потом посыпают щебнем. После механизированного подметания проезжую часть должны очистить от снежных накатов и наледи. По нормам на полную очистку дороги от льда и снега отводится не более трех часов. При этом проезжая часть должна убираться до состояния черного асфальта.

На асфальтовых тротуарах разрешены механизированное подметание и ручная очистка, а там, где уложена плитка, порядок можно наводить только вручную. В сильную непогоду чистить тротуары от льда и снега обязаны после выпадения каждых 5 см снега. Уборка должна длиться не более четырех часов. Снег сначала убирают от остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и оживленных мест. Причем на первоочередной вывоз снега коммунальным службам отводится не более 12 часов с момента завершения снегопада. После этого уборочные бригады должны полностью вывезти сдвинутый к обочинам снег. Обычно на эту работу отводится в среднем 24 часа, но в зависимости от погоды сроки могут сократить.

Этой зимой на уборку улиц Москвы выделено 18 тыс. единиц спецтехники: дорожно-уборочной, ремонтной и аварийной. Все машины, задействованные в процессе уборки снега, оснащены навигаторами системы ГЛОНАСС. Утилизировать убранный с дорог и со дворов снег будут 150 стационарных пунктов снегосплава, обустроенных на канализационном коллекторе, и 56 смонтированных на шасси грузовиков мобильных снеготаялок, плавящих снежную массу посредством горелок.

В преддверии зимы московские дороги, тротуары и внутридворовые проезды трижды промыли специальным моющим средством «Торнадо». Этот дорожный шампунь, по словам Петра Бирюкова, позволяет удалить с асфальта, брусчатки и асфальтобетонных покрытий вредные химические соединения, скопившиеся за лето, а также мазутные и масляные пятна и следы от шин. В процессе осенней помывки было задействовано около 5 тыс. поливальных машин.

Нынешней зимой для борьбы с наледью на дорогах и тротуарах будут использоваться твердые и комбинированные реагенты, закупленные летом 2014 года сразу на два сезона, что позволило избежать издержек из-за роста цен на соли. Тогда было приобретено почти 0,5 млн тонн реагентов на общую сумму 5,5 млрд руб. Заказом и распределением реагентов по базам занимается ГБУ «Кольцевые магистрали».

Нынешним летом проводилась лишь закупка жидких реагентов, менее устойчивых соединений, не подлежащих длительному хранению. В начале октября столичные коммунальщики закупили 126 тыс. тонн жидкого реагента гипохлорита натрия для обработки дорог мегаполиса.

При сильных морозах, обильных снегопадах и гололеде используются в основном твердые реагенты. Жидкие реагенты распыляются при помощи автоматических разбрызгивателей на развязках и оживленных трассах с высоким скоростным режимом, таких как МКАД, ТТК и вылетные магистрали. При этом жидкие реагенты заметно дешевле твердых, но имеют ограниченный диапазон применения, а сами могут замерзать при температурах ниже -10 оС.

Для распределения реагентов на тротуарах теперь используются ручные тележки дозаторы, рассчитанные на 20 кг активного вещества, которые позволяют распределять его равномерно, а не кучами, как получается, если дворники разбрасывают его совковыми лопатами.

За одну зиму Москва переживает в среднем более 50 переходов через ноль. Снег то тает, то снова образуется лед, из-за чего повышается риск травматизма и аварийности. Поэтому зимой без реагентов в Москве не обойтись.


Назад в раздел
ИНАКапиталОЭКМоскапстрой
ДоркомэкспоАбсолютКоминвест-АКМТ