НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Фонарям в центре столицы возвращают исторический облик. Художественное чугунное литье вытесняет безликую сталь


Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы прилагает серьезные усилия, для того чтобы сделать освещение московских улиц красочным и интересным. Нынешним летом в рамках реализации программы «Моя улица» в центре столицы началась замена стандартных безликих опор освещения чугунными фонарными столбами, воспроизводящими облик исторических фонарей Москвы XIX – начала ХХ века. Это еще один шаг к созданию в городе комфортной благожелательной среды и увеличению притока туристов в российскую столицу.

История уличного освещения в Москве насчитывает добрых три столетия. Первые фонари в Первопрестольной появились в царствование Анны Иоанновны в 30-е годы XVIII столетия. Тогда это были фонари с масляными светильниками. В начале 60-х годов ХIX века на смену масляным фонарям пришли керосиновые. Но они продержались не долго, и уже в 1865 году город перешел на газовое освещение. Для него использовался не природный газ, как в кухонных плитах, а особый светильный газ – продукт пиролиза угля, торфа или нефти.

Исторический экскурс

Вначале в газовых фонарях использовалось открытое пламя, а затем ему на смену пришли светильники с газокалильной сеткой, что значительно увеличило яркость освещения. С начала ХХ века на московских улицах стали появляться электрические фонари, а в сталинскую эпоху была проведена глобальная реконструкция и унификация системы городского освещения. Тогда на улицах столицы появились фонари с уникальным архитектурным обликом.

Например, в 1947 году в канун 800-летия Москвы, в разных уголках города были установлены чугунные фонари, созданные по проекту архитектора Михаила Минкуса, стилизованные под XIX век. На подходах к главному зданию МГУ появились фонари архитектора Льва Руднева. Тогда же были установлены высокие мачты освещения, созданные по проектам Константина Мельчакова. Величественные, большие, чугунные опоры с ажурными кронштейнами для светильников прекрасно вписались в интерьер города и в ряде случаев продолжают служить до сих пор.

И не только они, но и фонарные столбы, относящиеся к более ранним эпохам. Например, на Большой Татарской улице до сих пор есть светильник, который укреплен на старой чугунной опоре от газового фонаря конца XIX века. Таких опор в пределах Бульварного кольца обнаружено достаточно много, и их продолжают выявлять.

Проводят эту работу сотрудники Департамента топливно-энергетического хозяйства и ГУП «Моссвет» совместно с персоналом музея «Огни Москвы», расположенного в Армянском переулке. На сегодняшний день архив музея располагает обширнейшим фондом проектов и чертежей старых фонарей, их описаний, которые активно используются для воссоздания исторического облика уличных светильников в центре Москвы.

В 60–80-е годы ХХ века на улицах Москвы появились стандартные, неинтересные и лишенные индивидуальности опоры освещения. Чугунные цоколи у старых фонарей заменяли на пластиковые, а пришедшие в негодность конструкции заменялись стандартными стальными опорами.

– К сожалению, многие из чугунных фонарных конструкций, простояв десятки лет в агрессивной московской среде, стали разрушаться, зачастую представляя опасность для москвичей. В 80-х годах прошлого века их стали заменять типовыми. Об эстетике тогда не особо задумывались, главное – осветить улицы и предотвратить падение ржавых элементов на головы прохожих. Таким образом, некоторые уникальные кронштейны и цоколи были полностью утрачены, – сообщил глава Департамента топливно-энергетического хозяйства Павел Ливинский.

В лихие 90-е система городского освещения и вовсе постепенно начала приходить в упадок, ветшала, в то время как во всем мире в эти годы внедрялись системы нового поколения, начался переход к более ярким и во много раз более экономичным светодиодным источникам света.

Новое искусство

Теперь у городских властей дошли руки до внешнего вида опор освещения. В ближайшие три года в Центральном административном округе столицы планируется заменить типовые уличные фонари на оригинальные конструкции, изготовленные по старинным чертежам либо выполненные в стиле арнуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»).

На сегодняшний день в историческом центре города в ходе реализации программы «Моя улица» уже установлено более тысячи новых конструкций, имитирующих старину. Такие фонари в этом году появились на 44 улицах Москвы. По словам Павла Ливинского, восстановить исторический облик московских фонарей помогает документация, собранная музеем «Огни Москвы». Для восстановления конструктивных элементов исторических фонарей широко применяется 3D-моделирование по сохранившимся чертежам. А в тех случаях, когда сохранился образец чугунной опоры, специалисты музея де лают слепки, чтобы воссоздать внешний облик уличного светильника.

В рамках программы «Моя улица» в этом году было установлено свыше тысячи новых уличных торшеров, в том числе и воспроизводящих фонари старой Москвы. Так, на Мясницкой улице на месте стоявших здесь до революции газокалильных фонарей появились 152 чугунных фонаря – копии в стиле модерн, созданные по образу и подобию своих предшественников, но работающие уже на электричестве.

Копии старинных фонарей также установлены на Большой и Малой Никитской, Большой и Малой Бронной, Спиридоновке, Кузнецком Мосту и на пешеходной зоне у универмага «Детский мир», на Васильевском спуске и в Спиридоньевском переулке, на Софийской и Кремлевской набережных, на Большом Каменном, Москворецком и Бородинском мостах.

В частности, на Софийской набережной были заменены 21 цоколь, 21 кронштейн на исторических светильниках. На Большом Москворецком мосту обновили 44 опоры, на Большом Каменном – 40 опор, на Бородинском мосту – 18 опор. На Кремлевской набережной были заменены 42 опоры и 168 светильников, на Москворецкой на бережной 44 установки подсветки, на Васильевском спуске 19 таких установок. На Большой Ордынке установили 74 новых дизайнерских торшера, в Успенском переулке – 30, на Большой и Малой Бронной соответственно 37 и 60, на Большой и Малой Никитской 132 и 54 и еще 90 на Спиридоновке.

Современные технологии

Внутри всех современных светильников размещены энергосберегающие источники света – светодиодные или натриевые лампы высокого давления. Они позволяют экономить до 25% электроэнергии по сравнению со своими предшественницами – ртутными лампами. Оттенок света, по словам архитекторов, подбирался исходя из цветового колорита каждой улицы, чтобы вместе с архитектурно-художественной подсветкой фасадов создать неповторимую атмосферу ночной Москвы и при этом светильники пешеходной зоны не слепили лица прохожим, а фонари на проезжей части обеспечивали хорошую видимость машинам. Финансируется программа замены безликих опор освещения и пришедших в негодность старых фонарей в центре ретро-фонарями за счет средств программы капитального ремонта и восстановления систем уличного освещения, которые находятся на балансе города.

Внешний вид фонарей подбирается с учетом архитектурного облика улицы, эксперты изучают архивные документы, фотографии и затем размещают заказ на их производство. Работа довольно трудоемкая, на изготовление каждого фонаря уходит несколько дней. В связи с этим в некоторых местах устанавливают временные пластиковые конструкции, которые затем будут заменены на чугунные.

Чугунные цоколи не только смотрятся лучше пластиковых, но и гораздо долго вечнее: они способны прослужить 50 лет без ремонта.

– Самое сложное – начать эту работу. Многие фонари утратили свой первоначальный внешний вид, и найти подходящее решение для них не просто. Также долго выбирали, где изготовить фонари, так как не каждый завод может это сделать. Нашли несколько литейных предприятий на Урале, – пояснил заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства Михаил Балабанов.

В первую очередь у старых опор освещения приходят в негодность цоколи и кронштейны, на которые крепится источник света. Еще одну сложную задачу пришлось решать столичным энергетикам при запуске программы установки ретро-фонарей – это подобрать тип чугунного литья, который наиболее соответствовал бы тому, что было установлено восемь и более десятилетий тому назад, чтобы новые элементы прошедших модернизацию фонарных столбов не слишком отличались от старых.

В кварталах со старой застройкой устанавливают чугунные опоры, стилизованные под газовые фонари XIX века, в районах, где преобладают современные здания, устанавливают уличные торшеры более современного дизайна, в том числе и в стиле хай-тек. Но в любом случае это не прежние стандартные и лишенные индивидуальности стальные опоры освещения.

В следующие годы замена опор освещения дизайнерскими фонарями будет производиться на тех улицах, где проводится реконструкция, включающая в себя перекладку коммуникаций, в том числе и прокладку новой кабельной канализации. В итоге на таких улицах у прохожих не будет проводов электрического освещения над головами – только чистое небо.

Опрос в системе «Активный гражданин» показал, что перемена в облике городских улиц по душе москвичам. Положительно ее оценили более 68% проголосовавших, а точнее, 162 291 человек. Еще более 18% участников (44 112 человек) не заметили особых перемен в освещении улиц. Тех же, кому не нравятся стилизованные под старину фонари, оказалось менее 1% – всего 1891 человек.

При этом Павел Ливинский счел нужным напомнить, что основная проблема, связанная с поддержанием систем уличного освещения в рабочем состоянии, – это вандализм. Поэтому представители департамента просят граждан бережнее относиться к уличным фонарям и другим объектам инфраструктуры, так как их восстановление – это трудоемкий и дорогой процесс. Даже новые цоколи, установленные на мостах, уже успели пострадать от вандалов. Их расписали граффити. И если прежде работники коммунальных служб боролись с этим, просто накладывая новый слой краски поверх надписи, то теперь ради лучшей сохранности конструкций принята иная методика обслуживания опор. Теперь придется сперва снять нынешний слой краски до металла, затем снова загрунтовать цоколь и лишь потом вновь красить основание фонаря.

Еще одним крупным проектом Департамента топливно-энергетического хозяйства стало восстановление фонарей в рамках реконструкции ВДНХ. Здесь, как и в центре Москвы, уникальные светильники серьезно обветшали. Опоры, находившиеся в удовлетворительном состоянии, отреставрировали. Не подлежащие восстановлению, а также утраченные элементы конструкций отливали заново. На пример, у фонтана «Каменный цветок» установили 14 новых фонарей. Еще 10 опор были отлиты дополнительно по настоянию Москомнаследия.

Около другого знаменитого фонтана – «Дружба народов», где находятся уникальные светильники 50-х годов прошлого века, одну из сохранившихся опор взяли за образец, чтобы по ней восстановить утраченные. В советское время в подобных фонарях использовались разноцветные световые трубки. Сейчас их заменили современными светодиодными лентами.

Всего же за три последних года на улицах Москвы, как сообщил Павел Ливинский, установили 140 тыс. новых источников света, включая опоры освещения во дворах и устройства ахитектурно-художественной подсветки. В результате общее число уличных источников света в городе увеличилось до 540 тыс. единиц, и российская столица стала одним из самых освещенных городов мира.

Москва стала в вечернее время на 40% более светлой, чем была тремя годами ранее. При этом потребление энергии увеличилось всего на 2% за счет использования уже упоминавшихся экономичных светодиодных источников света, систем автоматизированного управления и других мероприятий по повышению энергоэффективности. В общей сложности на улицах столицы сегодня установлено более 21 тыс. светодиодных светильников, в 2010 году таких источников света было всего полсотни.

За минувшие пять лет дополнительное освещение установлено на 14,4 тыс. объектов во дворах: детских площадках, пешеходных дорожках, спортплощадках. Число зданий и других городских объектов, оборудованных архитектурно-художественной подсветкой, выросло в три раза – с 500 до 1500.

В зимние месяцы в столице создается особая, сезонная система зимнего вечернего освещения, включающая 12 тыс. декоративных световых элементов, в том числе 7,5 тыс. гирлянд на деревья, световые перетяжки, световые арки на бульварах и 3D-фигуры. Модернизация освещения стала важнейшей составной частью работ по комплексному благоустройству общественного пространства города.


Назад в раздел
ЭнергокомплексМОЭКМосинжпроектИНА
РоссийскийАбсолютЛокоБанк