НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В пользу меньшего зла. Выступили вместе руководители сразу двух столичных ведомств


Полностью безопасных реагентов не бывает, однако отказ от их использования приведет к росту травматизма и бесконечным пробкам на дорогах. С точки зрения чиновников, выбор из двух зол достаточно очевиден.


До прошлой зимы противогололедные реагенты не использовались во дворах и на тротуарах, однако в конце 2011 года Мэром была поставлена задача создать пешеходам более комфортные условия в зимнее время, для чего начать применение реагентов и в пешеходных зонах.

Принять такое решение, не добавившее популярности московским коммунальщикам у экологической общественности, вынудило растущее количество травм в зимний период, что доказывала статистика «Скорой помощи», проанализированная сотрудниками Департамента ЖКХ и благоустройства. Если зимой случается большое число переходов через ноль или выпадает «ледяной дождь», справиться с тотальным оледенением на пешеходных

дорожках при помощи одних лишь механических средств уборки невозможно.

Руководитель департамента Андрей Цыбин специально отмечает, что технология зимней уборки с применением противогололедных реагентов, разработанная его ведомством, прошла государственную экологическую экспертизу и утверждена приказом Росприроднадзора.

При выборе реагентов наряду с их эффективностью и экологической безопасностью немаловажную роль играет также цена. Реагенты, применяемые в Москве, подбираются исходя из оптимального соотношения трех указанных параметров.

Применение реагентов не только на дорогах, но и во дворах и на тротуарах вполне оправдало себя. По данным, приведенным Андреем Цыбиным, число травм во время гололеда в Москве за последние два года сократилось в 3–4 раза.

В этом году руководство коммунальной отрасли столицы собиралось начать применение изготовленного на основе природного минерала бишофита реагента, содержащего хлористый магний. Он не только способствует таянию, но и предотвращает образование наледи на дорогах. Эксперты оценивали этот реагент с точки зрения работоспособности, и все отметили его эффективность по сравнению с веществами, применяемыми сейчас. Однако до начала сезона этот материал не успел пройти государственную экологическую экспертизу, и начать эксперимент с его применением коммунальщикам придется лишь следующей зимой. А в этом году будут применяться лишь вещества, уже утвержденные в регламенте зимней уборки 2011 года.

Полностью же отказаться от применения реагентов ни сейчас, ни в обозримом будущем Москва не сможет – иначе в зимнее время движение в столице просто остановится.

В свою очередь, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский считает, что экологи напрасно бьют в колокола, стремясь доказать, что любые реагенты вредны для окружающей среды.

Причем неверным было бы считать, что вся масса реагентов, используемых в городе, оседает в почвах, снижая их плодородие, или попадает в водоносный слой.

Большую их часть, по словам чиновника, вывозят вместе с убранным снегом, а на дороге остается не больше 5–10%. Вывезенный же снег попадает в канализационную систему, проходит очистку и только после этого оказывается в водоемах.

А владельцам собак для прогулок в морозные дни чиновники советуют надевать на лапы специальные защитные башмачки. Дело не только в том, что реагент, особенно при высокой его концентрации, способен вызвать раздражение на подушечках лап у животного, при морозах ниже -10 оС домашние питомцы запросто могут получить и банальное обморожение.

Перед началом холодного сезона на складах было запасено 55 365 т жидких, 23 378 т твердых и 21 371 т комбинированных реагентов. Если, скажем, в 2009 году применяли 260 тыс. т жидких и 88 тыс. т твердых реагентов, сегодня предпочтение отдается твердым, так как они экологичнее, уточнил Андрей Цыбин. В настоящий момент коммунальщики используют 45 тыс. т твердых и комбинированных реагентов во дворах и около 80 тыс. т – в пешеходных зонах. На проезжей части специальные машины распыляют твердые или жидкие реагенты. Наиболее распространенные на пешеходных путях комбинированные реагенты содержат композиции хлорида кальция с хлоридами натрия и калия, мраморного щебня и формиата натрия. Комбинированными они называются потому, что в их состав помимо собственно твердых химических реагентов входят абразивные материалы.

Переход к использованию мраморнойкрошки вместо гранитной как средства против скольжения с одобрением встречен экспертным сообществом. Как отмечает заведующий центральной лабораторией РосдорНИИ, гранит резал обувь, а попадая с подошв в механизмы метро, например эскалаторов, способствовал быстрому износу шестеренок. Мраморная крошка мягче и от трения попросту растирается в белый порошок.

На 14 же развязках на МКАД жидкие реагенты теперь распределяют не машины с бочками и дозаторами, а вмонтированные в дорожное полотно автоматические разбрызгиватели. Этой зимой на МКАД и Третьем транспортном кольце установят еще 70 подобных автоматизированных систем, на что из бюджета будет потрачено 1,56 млрд руб. Это позволит полностью отказаться на обеих кольцевых магистралях от дорожной уборки при помощи специализированной техники. Медлительные машины перестанут тормозить движение.


Текст: Дмитрий Ильин


Назад в раздел
ТеплоцентрстройГераМосгазСатори
АКСИТЕХФонд