НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Политика большого ремонта. С чем пришло городское хозяйство к Новому году


Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства подвел итоги работ по наведению порядка на городских территориях и дорожному ремонту, проведенных в 2012 году, и озвучил задачи, стоящие перед столичными коммунальщиками в этой отрасли в наступившем году. Кроме того, городские власти заявили, что тарифы на коммунальные услуги в первом полугодии не вырастут. Их рост произойдет с июля, но будет щадящим, а льготные категории населения сохранят все положенные им привилегии.


Кто не успел, тот недобросовестный

Среди широкого спектра работ, заказчиком которых выступает департамент, его руководитель Андрей Цыбин на первое место поставил дорожный ремонт. Поддержание дорожного полотна в должном состоянии и отсутствие выбоин на московских улицах – не менее важный фактор профилактики пробок, чем обустройство новых парковочных пространств, реконструкция вылетных магистралей или создание выделенных полос для общественного транспорта.

Чтобы добиться правильного содержания дорог, городу приходится прилагать немалые усилия. Из-за постоянных перепадов температур, огромного потока автомобилей и массового использования шипованных шин в зимнее время проезжая часть подвергается износу, превышающему нормативный в 1,6–1,8 раза.

Однако за счет применения новых технологий и материалов при дорожном ремонте и повышения качества выполняемых работ, которого удалось достичь за счет усиления ответственности подрядчиков, смогли отказаться от ежегодного ремонта и перейти на трехлетний цикл.

По словам Андрея Цыбина, для столицы такой цикл оптимален, поскольку соответствует реальному уровню износа дорог.

Если говорить о методиках, которые позволили продлить срок службы дорожного покрытия при столь высоких нагрузках, то это в первую очередь отказ от ямочного ремонта и переход к ремонту большими квадратами. Дорожники теперь не лепят заплатки на месте выбоин, а целиком снимают верхний слой асфальта на значительном участке и укладывают на его место новое покрытие. Повышают устойчивость дороги к воздействию и современные материалы, используемые при проведении ремонта. Альфабит и подобные ему виды битума, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с традиционно используемыми материалами, в перспективе позволят перейти и на пятилетний цикл, пообещал Цыбин.

Что же касается повышения исполнительской дисциплины подрядчиков, то ее удалось укрепить благодаря введенному комплексом городского хозяйства принципу не платить, пока все работы не приняты. Если приемка установила, что работа не соответствует качеству, исполнителя заставляют ее переделывать, пока котролеры не сочтут уложенное покрытие соответствующим всем нормативам.

Причем, по словам чиновника, нерадивых заказчиков заставляют переделывать не только отдельные участки. Если было установлено, что на объекте дорожного хозяйства площадью 10 тыс. кв. м основной объем ремонта был выполнен некачественно, заставляют переделывать буквально всю работу. В результате перехода к столь жесткому варианту приемки процент брака сегодня не превышает 1% общего объема дорожного ремонта, выполненного за год. При этом две трети бракоделов уже со второго раза предъявляют нормального качества работу, хотя иных заставляют переделывать и по три раза.

С теми же, кто до начала холодов, когда ремонтные работы проводить нельзя, так и не смог предъявить выполненную работу, контракт расторгается. Для этого Департамент ЖКХ и благоустройства будет обращаться в арбитражный суд, после чего подрядчик не только не получит денег за частично выполненную работу, но с него еще и взыщут неустойку. Кроме того, компания, контракт с которой расторгнут, заносится в реестр недобросовестных поставщиков, что не позволит ей на протяжении двух лет претендовать на исполнение государственного заказа, а участок, который за минувший теплый сезон так и не удалось качественно отремонтировать, повторно выставят на торги.

Отличительной особенностью минувшего года для дорожно-транспортной инфраструктуры стал массовый ремонт подземных и надземных пешеходных переходов. За вторую половину лета в Москве был проведен текущий ремонт 402 пешеходных тоннелей и 102 пешеходных путепроводов. Фактически отремонтировали все переходы за исключением тех, где недавно проводился капитальный ремонт. Стены в них покрасили в яркие свежие цвета, заменили ступени, перила, электропроводку, полы покрыли гранитом и установили короба для отвода грунтовых вод. Также полностью был демонтирован торговый павильон в пешеходном тоннеле в районе станции метро «Октябрьская». А для инвалидов по зрению на ступеньках специальным покрытием были нанесены «дорожки», а первая и последняя ступени лестничных маршей окрашены в желтый цвет.

Если же говорить о более серьезных приспособлениях для маломобильных групп населения – наклонных спусках или подъемных устройствах, то ими подземные переходы оборудуются в процессе капитального ремонта. Кроме того, на лестницах устанавливаются удобные поручни, а на входе и выходе укладывается тактильная плитка для незрячих инвалидов с тростью.

В конце минувшего года был завершен капитальный ремонт четырех пешеходных тоннелей – Покровский поворот, Покровские выселки, Пехотная и Электрозаводский. Еще в трех тоннелях – Детский парк, Телецентр и Институт бетона – ремонтные работы завершат в первые месяцы наступившего года.

Отличительной чертой дорожного ремонта 2013 года должен стать капитальный ремонт четырех набережных Москвы-реки – Краснопресненской, Тараса Шевченко, Крутицкой и Братеевской.

Здесь планируется восстановление гранитной облицовки на разрушенных участках, замена и окраска перильного ограждения, восстановление сходов-причалов, карнизов, температурных швов, лестниц и площадок, а также восстановление тротуаров, попавших в зону проведения работ.

При этом работы будут проводиться так, чтобы максимально снизить неудобства для автомобилистов. Их заранее предупредят о предстоящем ремонте и при необходимости подберут возможные пути объезда. Но скорее всего, пробок из-за реконструкции набережных не будет.

Большинство работ коммунальные службы постараются начать и завершить в ночные часы, когда поток машин не такой плотный, как днем.

Ремонт набережных будет производиться в рамках программы «Развитие транспортной системы города Москвы».


Под депутатским контролем

Прошедший 2012 год – второй для программы ремонта дворов и подъездов.

В результате, по словам Андрея Цыбина, приведено в порядок 30% всех придомовых территорий города. За год капитальный ремонт выполнен в 9108 дворах и 10 658 подъездах жилых домов. Во дворах в дополнение к уже имевшимся оборудованы парковки на 114 195 машин, обустроены 871 детская и 61 спортивная площадки и 349 межквартальных детских игровых городков. В итоге, по словам главы департамента, для жителей шаговая доступность объектов дворового благоустройства увеличилась на 30%.

Первоначально на благоустройство городских территорий в теплое время года из городского бюджета было выделено и потрачено 13 млрд руб. Затем, в середине лета, было принято решение о выделении дополнительных 4 млрд руб., сэкономленных в результате конкурсных процедур размещения госзаказа на благоустройство, проведенных в первой половине года. Право решать, как будут израсходованы эти средства, городские власти предоставили депутатам муниципальных собраний.

Как пояснил заместитель Мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, после того как были проведены конкурсы и определены подрядчики и они приступили к работе, стали очевидны «узкие места», о которых забыли в начале сезона и не выделили средства на их ликвидацию. Поэтому власти обратились к депутатам муниципальных собраний с предложением определить в жилых зонах места, которые следовало привести в порядок в первую очередь и на них потратить дополнительные средства.

Общий язык коммунальщики учатся находить не только с органами самоуправления, но и с общественностью.

«Мы совместно разрабатывали проекты, согласовывали их с жителями и только после этого приступали к реализации», – подчеркнул Андрей Цыбин.

По данным, приведенным Петром Бирюковым, по решению депутатов более половины 4 млрд руб. были направлены на ремонт 600 подъездов и выборочный ремонт 400 домов. Еще 45% – на благоустройство 260 дворов и разметку асфальта под стоянки для 1500 машин. Остальные 40 млн руб. пошли на обустройство пандусов и механических подъемников в домах, где проживают инвалиды, а также ремонт квартир ветеранов Великой Отечественной войны.

Делегирование на уровень муниципальных собраний вопроса о расходовании средств на благоустройство жилых кварталов стало частью объявленной Сергеем Собяниным реформы органов местного самоуправления с расширением его полномочий. В наступившем году из 10 млрд руб., выделенных на благоустройство междворовых территорий, на основании пожеланий жителей и представляющих их муниципальных депутатов будет израсходовано уже 5 млрд. Эти траты будут не просто согласованы, но еще на этапе утверждения бюджета муниципальные собрания смогут по предложениям жителей сами отбирать и включать в планы работ актуальные объекты.

Решить, что во дворах, подъездах и на межквартальных территориях должно быть отремонтировано будущим летом, горожане смогут уже сегодня. Для этого следует обратиться к депутатам муниципального собрания своего района, взяв их контакты на сайте районной управы или сайте совета муниципалитетов Москвы www.mncp.amom.ru либо узнав их по общегородскому справочному телефону (495) 691-58-02.


Зеленое кольцо «новой» Москвы

Еще одно направление благоустройства и проведения ремонтных работ на городских территориях коммунальными службами – приведение в порядок московских парков. Реконструкция парковых зон и озелененных территорий осуществляется в рамках пятилетней программы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 годы». В прошедшем году в соответствии с этим документом столичными коммунальщиками были приведены в порядок 30 парков и парковых зон общей площадью 657 га, а также два участка Бульварного кольца – Покровский-Новопокровский и Тверской бульвары. В парках было оборудовано 117 пикниковых точек и столько же площадок для тихого отдыха пенсионеров – так называемых «ветеранских двориков» и проложено 240 км прогулочных тропинок. Особенностью работ прошедшего года стало обустройство велотрасс. В общей сложности в городских зонах отдыха их уже 65,4 км. Зимой все они превратились в лыжни.

Другая особенность работ – обустройство зон отдыха у воды. В минувшем году началось благоустройство берегов шести водоемов. До Нового года удалось полностью облагородить пруды Радуга-1 и Радуга-2 в Кускове. В 2013 году в том же парке должна завершиться реконструкция Кусковского пруда, именуемого также Большим Перовским, и Дворцого пруда.

В Сокольниках очистят дно и укрепят берега Собачьего пруда. В СВАО очищено от мусора и укреплено дно Джамгаровского пруда, а обустройство его берегов планируется завершить к августу. В ЮЗАО будут очищены и укреплены берега малой реки Очаковки на отрезке от проектируемого проезда 1523 до улицы Лобачевского.

Говоря о новациях минувшего года, связанных как с озеленением, так и с дорожным ремонтом, нельзя не упомянуть устройство на 1–2 см ниже уровня бордюрного камня газонов, прилегающих к проезжей части. Это, как уже писали «МТ», сделано, чтобы в период осенней и весенней распутицы грунт с них не смывался на проезжую часть, образуя на ней настоящие болота. При этом в ходе проведенных работ не только удалили часть почвы, но и заменили плодородный слой газонов, загрязненный выхлопами, а также посеяли новые газонные травы или заменили их рулонным газоном. Всего привели в порядок 300 га травяного покрова вдоль дорог.

В дальнейшем преобразование городских парков будет вестись не только в границах МКАД, но и в «новой» Москве.

В соответствии с концепцией развития присоединенных территорий, предложенной победителями проведенного в прошлом году международного конкурса, предполагается создание в ТиНАО так называемого «зеленого кольца Большой Москвы».

Оно должно объединить расположенные на территории двух округов свыше 40 исторических парков и усадеб XVIII–XIX веков: Феррейна, Филиппова, Архангельское, Троицкое, Плесково, Михайловское, Вороново, Жохово, Милюково, Мамыри и Валуево. Усадьбы и монастыри благоустроят и организуют там туристические и паломнические центры, а пустующие земли между ними засадят деревьями, превратив их, таким образом, в единый природно-исторический комплекс.

Это обширное зеленое пространство предполагается обустроить ничуть не хуже, чем столичные парки, проложив там велодорожки и обеспечив усадьбы всей необходимой инфраструктурой для отдыха. Только на очистку лесов от мусора и уборку сухостоя в следующем году в бюджете столицы предусмотрено выделить около 2 млрд руб.

При этом в лесах «новой» Москвы продолжится ликвидация стихийных свалок.

Мэр Москвы издал распоряжение, чтобы не позднее 1 июня 2013 года, к началу нового дачного сезона, возле всех населенных пунктов были оборудованы цивилизованные контейнерные площадки, куда жители могли бы выбрасывать свои бытовые отходы и откуда может быть организован их регулярный вывоз.


Как спастись от лишних нулей

Роста стоимости коммунальных услуг, к сожалению, в этом году москвичам избежать не удастся. Зато будет он однократным – 1 июля (для сравнения: в минувшем году тарифы повышались дважды – в июле и сентябре).

В прежние годы о повышении коммунальных тарифов власти объявляли в январе. Переход на летний график их пересмотра более удобен и для естественных монополий, и для потребителей, поскольку привязан к окончанию отопительного сезона. Как пояснил руководитель Департамента экономической политики и развития Максим Решетников, москвичи в итоге получают почти полугодовую отсрочку. В среднем стоимость коммунальных услуг вырастет на 9,7%. Средний ежемесячный платеж в пересчете на одного члена семьи увеличится во второй половине 2013 года по сравнению с этим годом на 175 руб. в месяц.

Плата за жилье по договору социального найма вырастет с 2 руб/кв. м до 2,40 руб., за содержание и ремонт жилых помещений с нанимателей и собственников станут брать 15,52 руб. (сейчас – 13,50 руб.).

При наличии в квартире газовой плиты и централизованного газового снабжения придется платить 44,82 руб. с человека против нынешних 39,01 руб., за отопление – 1570,14 руб/Гкал вместо 1440,50 руб/Гкал, за горячую воду – 125,69 руб/куб. м вместо 116 руб., за холодную – 28,40 руб/куб. м вместо 26,75 руб., за водоотведение – 20,15 руб/куб. м вместо 19,00 руб., за электроэнергию, при наличии в квартире газовой плиты, – 4,50 руб/кВтч вместо 4,02 руб.

При этом руководство города гарантирует сохранение всех льгот по оплате услуг ЖКХ, которыми пользуются 3,7 млн человек, или более трети населения столицы. Общий объем поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемой Правительством Москвы горожанам, составляет около 80 млрд руб.

На предоставление льгот при оплате услуг ЖКХ, радио- и телеантенны отдельным категориям жителей в бюджет заложено свыше 12 млрд руб. Еще более 10 млрд предусмотрено на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, 17 млрд город выделит на капитальный ремонт домов и обновление лифтов, 13 млрд – на покрытие разницы между фактическими платежами населения и экономически обоснованными ценами на тепло и горячую воду, 16,5 млрд – управляющим компаниям на возмещение расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и свыше 24 млрд руб. – на благоустройство дворов.

Андрей Цыбин также отметил, что даже при росте тарифов ежемесячный платеж горожанина может остаться на прежнем уровне или даже снизиться. Этому способствует процесс установки индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, многотарифных счетчиков электроэнергии и общедомовых счетчиков расхода тепла. Все эти меры позволяют горожанам платить за реально потребляемый объем ресурсов, а не по установленному сверху среднему уровню потребления. Это особенно актуально, если кто-либо из ваших соседей сдает свою квартиру бригаде гастарбайтеров. Ведь платеж за потребление воды в таком случае поровну распределяется между всеми обитателями, чьи жилища пока не оборудованы индивидуальными приборами. «В Москве уже 70% квартир оборудованы счетчиками воды», – уточнил он.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МосгазИНАГеопроектизысканияМОЭК
РоссийскийСтройИнвест-3СоюзАКСИТЕХ