ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

На чем стоят «дома Москвы». На портал dom.mos.ru с жалобой на управляющие компании обратились менее 1- собственников квартир


Портал «Дома Москвы», запущенный в работу в конце ноября, стал востребованным у населения ресурсом, из которого жители могут получить сведения о своей управляющей компании и ТСЖ, а также оставить жалобу на недостатки в содержании жилья. Идею создать такой специализированный портал подал Сергей Собянин в ходе совещания о ситуации с раскрытием управляющими компаниями информации о своей деятельности, напомнил руководитель Мосжилинспекции Олег Кичиков. До последнего времени эти сведения размещались на сайте Департамента ЖКХ и благоустройства.


Навигатор по управляющим компаниям

– Сегодня, зайдя на портал «Дома Москвы», собственник жилья в одном месте может почерпнуть всю необходимую информацию о своем доме, управляющей компании, нормативных актах и рекомендациях инспектирующих организаций, – пояснил Олег Кичиков. – Здесь можно найти информацию и обо всех жилых зданиях: год постройки, технология, по которой возведен дом, этажность, материалы перекрытий. На сайте также выложены все сведения об управляющей компании, которые она обязана раскрывать: отчеты о ее деятельности и планы на следующий год. На портале также размещен рейтинг управляющих компаний, то есть хозяин квартиры может узнать, лучше или хуже работает его УК по сравнению с другими, и сравнить ставки на содержание и обслуживание жилого фонда.

Управляющие компании должны раскрывать сведения о себе как на городском, так и на федеральном ресурсах.

Но если на федеральном уровне на сайте Фонда реформирования ЖКХ (а до недавнего времени – на сайте Минрегиона) формат раскрытия информации четко не определен и там можно встретить практически нечитаемые отсканированные документы, то на портале «Дома Москвы» вся информация представлена в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы, то есть в удобочитаемом виде.

Наконец, как и другие городские порталы, «Дома Москвы» предусматривает возможность жаловаться на работу управляющих компаний. Причем регламент работы портала обязывает Мосжилинспекции или УК ответить по существу и в срок, не превышающий восемь дней. По словам Олега Кичикова, прием жалоб на новом портале дал возможность надзорным органам оперативно анализировать ситуацию, которая складывается в сфере ЖКХ, и теми или иными способами, вплоть до принятия неких нормативных актов, на нее реагировать.

За первый месяц работы портала (до Нового года) его посетило 570 тыс. пользователей. Из них более 600 человек оставили свои комментарии и замечания по качеству работы УК. В целом по всем каналам, в том числе через приемную Мэра и его зама, на протяжении минувшего года Мосжилинспекцией было получено 37 тыс. обращений граждан. По словам Олега Кичикова, его подчиненные успевают отвечать на обращения в установленный регламентом срок, хотя по отдельным сложным случаям ответ может задержаться на один или два дня. Инспектора отмечают, что количество обращений граждан, связанных с эксплуатацией и содержанием жилищного фонда, снизилось на 22-, но при этом увеличилось количество обращений, связанных с деятельностью ТСЖ, с нормативами по содержанию и с тарифной политикой.

Система работы с жалобами доказала свою эффективность, пережив организованную кампанию по вбросу заявлений.

Ресурс, созданный Алексеем Навальным под названием «РосЖКХ», в течение года собирал жалобы на недостатки в содержании московских жилых домов, а потом прислал все их на адрес электронной приемной Мосжилинспекции в одну ночь – с 9 на 10 ноября. На инспекторов разом обрушилось 1427 обращений. Но специалисты с этим достойно справились: все жалобы были рассмотрены и ответы отправлены адресатам.

Круг тем, на которые возможно пожаловаться на портале dom.mos.ru, определяет рабочая группа во главе с руководителем аппарата Мэра и Правительства Москвы Анастасией Раковой. В минимальный перечень входят, в частности, уборка подъездов и работоспособность лифтов, а также ряд вопросов, связанных со сменой управляющих компаний и проведением общих собраний. В дальнейшем этот перечень будет дополняться.

Число поступивших в инспекцию в минувшем году жалоб свидетельствует об относительной стабильности ситуации в сфере управления жилым сектором. Если учесть, что количество квартир в жилых домах составляет 3,8 млн, то 37 тыс. жалоб за год означает, что деятельностью УК недовольны менее 1собственников квартир, 99- пока вполне удовлетворены.


Выживут только сильные

Несмотря на то что фиктивные ТСЖ в городе уже полностью ликвидированы, процесс сокращения числа товариществ еще не завершен. На совещании Правительства Москвы по проблеме управления многоквартирными домами Мэр поручил Мосжилинспекции провести проверку учредительных документов реально работающих ТСЖ на предмет их соответствия действующему жилищному законодательству и Гражданскому кодексу. Нарушения обнаружились примерно у трети, причем примерно у 3- организаций они оказались настолько серьезными, что вряд ли ТСЖ смогут продолжить свою деятельность, и жильцам домов, в которых они были созданы, придется вновь проводить учредительные собрания и выбирать руководство.

Речь идет о таких серьезных нарушениях, как подделка подписей собственников квартир в протоколах учредительных собраний, принятие решения о создании ТСЖ при отсутствии кворума или потеря учредительных документов. Незначительные нарушения, которые, однако, необходимо исправлять, созывая общие собрания, связаны с реестрами членов ТСЖ: более чем у половины товариществ они составлены неправильно. Имели место и неверный подсчет площадей, и случаи, когда ТСЖ создавалось при участии менее 50- общего количества собственников квартир в доме.

Решение о проверке было принято, после того как выяснилось, что у 72- товариществ столицы документы не соответствуют актуальному законодательству, поскольку в последние годы законодатели на федеральном уровне активно вносили изменения в Жилищный кодекс. Однако поводом для новых проверок ТСЖ стали не только формальные неточности в документах, но и тот факт, что хотя количество товариществ за последние два года сократилось почти наполовину, число жалоб на их работу не уменьшилось.

По итогам проверки 4500 ТСЖ Мосжилинспекцией было выдано более 2500 предписаний привести уставы в соответствие с нормативными документами.

При этом проведенный мониторинг исполнения показал, что 927 ТСЖ вообще никак не отреагировали. Но если предписание так и не будет исполнено на протяжении полугода, Мосжилинспекция обязана подать в суд заявление о ликвидации товарищества. К концу I квартала 2013 года количество ТСЖ в городе должно сократиться до 3500. Но это, уверен Олег Кичиков, уж точно будут работающие, законопослушные, с правильно оформленными документами организации.

Москва – единственный субъект Федерации, который к 1 марта 2012 года выполнил законодательную норму, в соответствии с которой все УК страны должны были раскрыть информацию о своей деятельности. За нераскрытие информации законом предусмотрены очень серьезные штрафные санкции: до 300 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. – для физических лиц. В итоге были оштрафованы 82 московские УК. Крупные штрафы подействовали на них отрезвляюще, и подавляющее большинство исправилось.

Лишь в четырех из них требование закона было проигнорировано вторично, поэтому в отношении руководителей была применена дисквалификация с лишением права занимать руководящие должности в сфере ЖКХ сроком на год. Это был первый случай применения подобной санкции в стране и отрасли. Решение принималось судом на основании заявления, поданного Мосжилинспекцией.

Штрафует Мосжилинспекция не только за отказ от раскрытия информации, но и за плохую работу. Причем в конце минувшего года эти санкции были заметно ужесточены. Если прежде за нарушение нормативов содержания дома УК могли оштрафовать на 50 тыс. руб., то с 18 ноября размер штрафа удвоился. В целом за 9 месяцев 2012 года управляющие организации были оштрафованы на 206 млн руб. При этом следует отметить, что ТСЖ, самостоятельно управляющие 1–2 домами, не подвергаются за нарушения таким драконовским санкциям, как штраф 300 тыс. руб., отметил Олег Кичиков. Как правило, дело ограничивается вынесением предписания. А чтобы председатели ТСЖ не допускали ошибок, для них в префектурах и управах проводятся семинары, на которых рассказывают о новеллах жилищного законодательства и учат правильно вести отчетность.


Каждому – свой рейтинг

Рейтинг управляющих организаций, составленный Правительством Москвы прошлой весной, также стоил кресла руководителям 18 худших ДЕЗов, в то время как руководители 25 лучших были поощрены. В отношении же руководителей частных УК, ставших аутсайдерами рейтинга, город не смог применить столь же суровые меры воздействия. Однако объединения собственников были поставлены в известность, что они заключили договор с одной из худших организаций в городе, и им напомнили, что можно и сменить управляющего на общем собрании. В итоге с третью из двух десятков компаний, замыкавших рейтинг частников, жильцы расторгли-таки контракт.

Чтобы снять вопросы, возникающие у москвичей по поводу управления жильем, Мосжилинспекция выпустила тиражом 3,8 млн экземпляров специальную брошюру, которая в ближайшее время будет распространена по всем почтовым ящикам в домах столицы. Из нее горожане смогут узнать, куда собственник жилого помещения должен обращаться при авариях, за что он платит деньги, что должна делать УК в доме, что она должна убирать и с какой периодичностью.

Так, по нормативу в единый платежный документ сегодня включены ежемесячные отчисления в размере 24 руб. на текущий ремонт мест общего пользования. В течение года управляющими компаниями по этой статье должно быть собрано около 14 млрд руб. Уже принято решение: эти деньги УК должны направить на приведение в порядок подъездов. В 2013 году их должно быть отремонтировано 38 тыс.


Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел