НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

ГБУ «Гормост»: 85 лет на службе городу


11.png

Каждое утро москвичи спешат на работу или по своим делам, провожают детей в школы и детские сады, выходят прогуляться в уютные парки. Одни торопятся спуститься в метро, дру-гие предпочитают мчаться по магистралям, мостам и тоннелям столицы за рулем автомоби-лей. И постоянно, даже не догадываясь об этом, мы видим плоды деятельности одного из старейших учреждений Москвы – ГБУ «Гормост». Круглый год семь дней в неделю сотрудники этой организации стараются, чтобы городское пространство было комфортным, безопасным и красивым. В 2020 году ГБУ «Гормост» отмечает 85 лет.

Немного истории

Строго говоря, история предприятия «Гормост» началась почти 90 лет назад – в 1931 году. Именно тогда в системе дорожно-мостового управления при Президиуме Мосгорисполкома начал свою деятельность трест «Гормост», задачей которого было строительство мостов, набережных и прочих гидротехнических сооружений. В числе объектов того времени, в строительстве и реконструкции которых были задействованы специалисты треста, – Большой Каменный и Даниловский мосты, набережные на участке Большой Каменный мост – Бабьегородская плотина, откосы набережных и подпорных стенок на участке Большой Устьинский мост – завод имени Сталина и другие.

А в 1935 году был принят план реконструкции Москвы, отдельный раздел которого был посвящен мостам. В соответствии с этим планом в течение десяти лет в столице предстояло построить 11 новых мостов, а три моста реконструировать. В частности, уже к началу 1938 года должны были появиться четыре новых моста взамен существовавших: Большой Каменный, Москворецкий, Крымский и Краснохолмский. Это делалось с целью улучшения связей между районами, расположенными по разным сторонам Москвы-реки, а также обеспечения возможности сквозного прохождения судов по реке. Для осуществления амбициозных задач было решено организовать отдельное специализированное предприятие, и 1 ноября 1935 года постановлением Президиума Горисполкома и Московского Совета РК и КД был создан трест по проектированию, строительству и эксплуатации мостов и набережных города Москвы «Гормост». Именно эта дата и стала официальным днем рождения одной из старейших организаций столицы.

Центральное место среди возводимых мостов, согласно Генплану реконструкции Москвы, занимал Большой Москворецкий мост, одним из авторов проекта которого был известный архитектор Алексей Щусев. Большой Москворецкий стал первым железобетонным мостом над Москвой-рекой, он отличается монументальностью и лаконичностью. С этого моста открываются прекрасные виды на ансамбль Московского Кремля, собор Василия Блаженного и другие памятники истории и архитектуры. Свое место в ряду визитных карточек столицы, без которых наш город уже невозможно себе представить, заняли также Большой Каменный и Крымский мосты.

Трехпролетный висячий Крымский мост, строительство которого было завершено в 1938 году, производит впечатление необычайно легкого и воздушного сооружения, однако он весит около 10 тысяч тонн! Его конструкция уникальна: четыре пилона соединены между собой не балками, а цепями, закрепленными на концах моста, а дорожное полотно как бы подвешено на металлических тросах-вантах.

Когда началась Великая Отечественная война, многие мужчины ушли на фронт. На их рабочие места пришли женщины, пенсионеры и подростки. Многие объекты, за которые отвечал «Гормост», прежде всего мосты, тоннели, путепроводы, стали иметь стратегическое оборонное значение, ответственность за их содержание и ремонт значительно возросла. По постановлению Государственного Комитета Обороны СССР мосты были замаскированы. Благодаря этому ни один мост не был разрушен во время вражеских бомбежек. «Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, все задачи, стоящие перед «Гормостом», были выполнены, – говорит руководитель ГБУ «Гормост» Юрий Анатольевич Иванков. – Мы гордимся подвигом наших работников в годы войны, всегда будем помнить их героизм и мужество».

После окончания войны все силы предприятия были направлены на мирное созидание, восстановление и дальнейшее развитие городского хозяйства столицы. В городе велись масштабные работы по реконструкции городских магистралей, включая строительство и реконструкцию старых путепроводов, перекладку сетей подземных коммуникаций, прокладку водостоков, перепланировку шоссе, укладку новых асфальтобетонных покрытий шириной от 18 до 36 метров, озеленение, устройство наружного освещения и многое другое. Развивалось и жилищное строительство, прокладывались новые линии метрополитена. Возникла необходимость в мосте, который соединил бы Ленинские горы с «Лужниками». Таким стал первый в столице двухъярусный мост – «Лужнецкий» метромост. Он был построен из сборных железобетонных конструкций весом до 45 тонн, что стало новым словом в мировом мостостроении. Функциональное решение позволяет осуществлять движение по мосту автомобильного транспорта, поездов метрополитена и пешеходов.

В 1960-е годы трудами специалистов «Гормоста» в Москве появился целый ряд новых мостов: Автозаводский, Краснопресненский, Нагатинский, Ленинградский и многие другие. Разнообразие и оригинальность архитектуры, некая элегантность, надежность и безопасность – все эти качества в полной мере присущи столичным мостам. При их возведении внедрялись разнообразные инженерные и конструктивные решения, инновационные материалы, новые методы монтажа, которые потом стали применяться во всем мире. Так, впервые использованная «Гормостом» при строительстве Автозаводского моста навесная сборка получила за рубежом название «русский метод». А при возведении Краснопресненского моста специалисты треста применили зубчатые клеевые стыки – также первыми в мире.

Новая страница

Рубеж XX и XXI столетий можно назвать новой страницей в истории московских мостов. В городе стали строиться новые мостовые сооружения, в числе которых есть поистине уникальные. Были разработаны и успешно внедрены в практику мостостроения новые решения. Ряд мостов потребовалось возвести при строительстве Третьего транспортного кольца, четыре раза пересекающего Москву-реку. Появилось много пешеходных мостов. Первым из них стал Третьяковский мост через Водоотводной канал, возведенный в 1994 году. Неподалеку от него располагается Патриарший пешеходный мост, связавший Берсеневскую набережную с храмом Христа Спасителя и выделяющийся необычной конструкцией ферменного пролета. В 2007 году в Москве построен первый вантовый мост, авторский коллектив которого был удостоен золотой медали на Международной выставке инновационных технологий в Брюсселе. Центральный пролет этого моста длиной почти 410 метров подвешен к металлической арке на 72 вантах, расположенных веером. К этой же арке прикреплена эллипсоидная смотровая площадка. Мост, хорошо различимый с борта самолета при полете над столицей России, стал одной из ярких достопримечательностей Москвы XXI века. К столичным достопримечательностям, которые стремятся увидеть, пожалуй, все гости нашего города, относится еще одно уникальное мостовое сооружение – Парящий мост. Открытый в 2017 году в непосредственной близости от Кремля, он быстро стал известен далеко за пределами Москвы и России. У Парящего моста, представляющего собой смотровую площадку протяженностью около 245 метров в виде буквы V, нет аналогов в мире. Вылет консольной части моста, не имеющей опор, составляет 70 метров, а высота его над водой в центральной части – 15 метров. Имея непосредственное отношение к созданию и поддержанию в должном состоянии московских мостов, коллектив «Гормоста» вносит огромный вклад в развитие инженерных решений, формирование архитектурного облика столицы, ее украшение и превращение в современный мегаполис, комфортный для жизни, работы и отдыха.

День сегодняшний

Распоряжением Правительства Москвы 31 декабря 2011 года было создано Государственное бюджетное учреждение по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост», которое стало правопреемником одноименного государственного унитарного предприятия. Руководителем учреждения был назначен Юрий Анатольевич Иванков. С этого дня начинает свой отсчет современная история «Гормоста». Спектр деятельности предприятия расширился. Цифры говорят сами за себя: сегодня силами ГБУ «Гормост» выполняется комплекс работ по эксплуатации, содержанию и ремонту более двух тысяч инженерных сооружений! В ведении учреждения находятся особые объекты градостроительной деятельности, внешнего благоустройства, мосты, эстакады, путепроводы, транспортные тоннели, пешеходные переходы, коллекторы. Организация отвечает за состояние набережных московских рек, десятков фонтанов и памятников. В зоне ее ответственности находятся гранитные покрытия, лестничные сходы и многие другие недвижимые сооружения коммунальной инфраструктуры Москвы, в том числе Троицкого и Новомосковского административных округов.

Общая площадь содержания и уборки инженерных сооружений, осуществляемых силами сотрудников «Гормоста», составляет почти пять миллионов квадратных метров. Специалисты учреждения регулярно, независимо от времени года и погодных условий, обслуживают вверенные объекты, следят за их чистотой и работоспособностью, обеспечивая их безопасную и безаварийную эксплуатацию. В круг задач ГБУ «Гормост» входят, в частности, такие работы по содержанию инженерных сооружений, как ремонт перильных ограждений, пескоструйная очистка конструктивных элементов инженерных сооружений, восстановление защитного слоя бетона и окрасочного покрытия, замена облицовки, перекладка гранитных ступеней, ремонт бортового камня. Среди эксплуатируемых учреждением сооружений более 260 объектов оснащены инженерными системами жизнеобеспечения и безопасности. В их числе такие сложные сооружения, как Алабяно-Балтийский и Северо-Западный тоннели, тоннели Третьего транспортного кольца, тоннельно-станционный комплекс «Аэропорт Внуково», Парящий мост и подземный пешеходный переход в парке «Зарядье».

В состав каждой системы входят от 4–5 до нескольких сотен единиц оборудования и элементов: газоанализаторы систем газового анализа качества воздушной среды, вентиляторы, кондиционеры, системы безопасности и видеонаблюдения.

Большинство объектов ГБУ «Гормост» оснащены гидротехническими системами водоснабжения, канализования, водоотведения и теплоснабжения. Суммарная протяженность трубопроводов по всем системам составляет 793 километра!

Фонтаны и памятники Москвы – важные элементы картины большого города, во многом определяющие его атмосферу и характер. Среди объектов ГБУ «Гормост» немало таких, которые имеют особое значение для Москвы. В их числе, например, знаменитый памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» на Москве-реке, мемориальная стела на Поклонной горе, фонтан «Похищение Европы» на Европейской площади, великолепный фонтанный комплекс в Царицыно. Силами производственных участков ГБУ «Гормост» были отремонтированы фонтаны «Годы войны» на Поклонной горе, Светомузыкальный фонтан в ЦПКиО имени Горького и еще около десятка объектов. В период с 2017 по 2019 год проведены капитальный ремонт и реставрация знаменитых фонтанов ВДНХ. Первоначальный облик был возвращен фонтанам «Золотой колос», «Дружба народов», «Каменный цветок», фонтанам Главной аллеи. Правительство Москвы уделяет большое внимание поддержанию в должном порядке инфраструктуры города. С 2012 по 2019 год капитальный ремонт в общей сложности был проведен на 294 объектах ГБУ «Гормост», одним из которых стал Большой Москворецкий мост. В настоящее время полным ходом идут работы по ремонту Большого Каменного моста.

В последние годы вектор развития города направлен на создание в нем комфортных условий, большое внимание стало уделяться пешеходам и любителям активного отдыха. Результатом такой градостроительной политики, в частности, стало преображение набережных. После обновления они стали излюбленным местом для пешеходных и велосипедных прогулок москвичей. В ведении «Гормоста» находятся реконструированные Воробьевская, Озерковская, Садовническая, Коломенская набережные. ГБУ «Гормост» приняло на баланс комплекс причалов Северного и Южного речных вокзалов. Ярким событием юбилейного для организации года стало завершение капитального ремонта всех 17 причалов Северного речного вокзала, которому была подарена новая жизнь.

Безопасность – превыше всего

Обеспечение безопасности – одна из основных задач ГБУ «Гормост». В рамках столичной программы по формированию доступной среды ГБУ «Гормост» переоборудовало порядка 30 инженерных сооружений в соответствии с потребностями маломобильных граждан и лиц с ограниченными возможностями. Подземные и надземные пешеходные переходы были оборудованы лифтами и пандусами. В течение последних семи лет идет активная работа по созданию системы мониторинга и обеспечения безопасности и охраны инженерных сооружений ГБУ «Гормост» в соответствии с городской программой «Развитие транспортной системы». Создана система, в составе которой функционируют главный диспетчерский центр и пять территориальных диспетчерских пунктов. Помимо этого, выполнены работы по интеграции в систему видеонаблюдения 250 объектов, на которых установлено 2363 видеокамеры. В ближайшие два года планируется оснащение системами безопасности и видеонаблюдения 60 пешеходных переходов на вылетных магистралях и 35 надземных пешеходных мостов на МКАД.

Главное – это люди

Безусловно, успех деятельности любого предприятия основан на труде его коллектива. В настоящее время численность сотрудников ГБУ «Гормост» превышает 5000 человек. Здесь отсутствует проблема текучки кадров, складываются трудовые династии. В учреждении работают профессионалы своего дела, объединенные общими целями. Главное требование руководства организации – безупречная организация охраны труда и выполнение техники безопасности при производстве работ.

Юрий Анатольевич Иванков говорит: «Сегодня в ГБУ «Гормост» сложилась практика взаимопомощи при выполнении сложных задач. Я рад, что нам удалось выстроить доверительные отношения в коллективе. Люди вкладывают в свой труд душу. Я бы хотел поблагодарить весь коллектив ГБУ «Гормост» и наших ветеранов за самоотверженный труд, высочайший профессионализм, преданность учреждению, стремление принести пользу своим трудом городу и стране и пожелать здоровья, счастья, новых достижений в работе». В последние годы в Москве произошло немало перемен к лучшему. Столица России на наших глазах стала одним из самых красивых и удобных городов мира, и огромный вклад в это внесли и продолжают вносить сотрудники ГБУ «Гормост».

scale_1200.jpg

Руководитель ГБУ «Гормост» ЮРИЙ ИВАНКОВ

Фото: Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы); Комплекс городского хозяйства Москвы



Назад в раздел
МосгазМОЭСКГераМОЭК
ФУД