НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

На автобусных маршрутах появятся частные компании. Москва переходит на новую систему управления наземным транспортом


Постановление Правительства Москвы «О переходе на новую модель управления наземным транспортом» было принято 14 октября 2014 года на заседании Правительства Москвы. Новая система работы наземного транспорта станет полностью прозрачной, а городские и частные перевозчики будут работать по единым стандартам.

Сегодня наземный общественный транспорт столицы по объемам перевозок приближается к московскому метрополитену. По данным Департамента транспорта, наземным транспортом города пользуются более 2 млрд пассажиров ежегодно, московским метрополитеном – на 500 млн пассажиров больше.

Новая модель управления наземным транспортом будет регулироваться на основании двух ключевых документов – указанным постановлением Правительства Москвы и государственными контрактами, заключаемыми городскими властями на конкурсной основе с частными перевозчиками. Постановление столичного правительства регулирует порядок допуска перевозчиков на маршруты и определяет функции ведомственных регуляторов – Департамента транспорта и ГКУ «Организатор перевозок». Государственный контракт будет регламентировать все стандарты безопасности и качества перевозок, порядок оплаты работы компаний и обязанности всех сторон. Все доходы от продажи билетов на маршрутах частников будут поступать в бюджет города, а город будет платить перевозчикам согласно условиям государственного контракта. Предельный срок действия контрактов – 2020 год.

С введением новой модели автобусных перевозок в Москве частным перевозчикам придется закупить современные автобусы, перейти на использование единых городских билетов и предоставить право бесплатного проезда льготным категориям пассажиров.

– Следующая наша задача – так же активно обновлять автобусные парки частных перевозчиков, которые в настоящее время состоят, к сожалению, из морально устаревшего транспорта – маленьких автобусов. Необходимо закончить перевооружение частного парка, чтобы он перевозил все категории пассажиров, в том числе и льготников, – заявил Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании Правительства Москвы.

До конца третьего квартала 2015 года в городе должно остаться 600 микроавтобусов, остальной подвижной состав частные перевозчики должны будут заменить на автобусы вместимостью 40–100 мест.

Как отметил глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, до конца года в столице будет проведено несколько конкурсов по выбору частных перевозчиков.

– Чтобы малый бизнес мог принять участие в нашей новой модели управления наземным транспортом, будет ряд небольших конкурсов. До конца второго квартала следующего года все конкурсы должны быть завершены, – сообщил Максим Ликсутов.

Удачный пример

Одним из удачных примеров стало частно-государственное партнерство перевозчика и городского транспортного ведомства. В мае 2014 года ГУП «Мосгортранс» впервые отдал на конкурсной основе право осуществлять перевозки по автобусному маршруту № 22 в Северном административном округе Москвы компании «Север-Авто» (подразделение «Автолайна»). В соответствии с условиями контракта, победитель аукциона получит от города 441 млн руб. за перевозки по автобусному маршруту № 22 в течение пяти лет. При этом стоимость проезда на маршруте не будет отличаться от стандартных тарифов «Мосгортранса». Кроме того, компания «СеверАвто» обязана сохранить все льготы на проезд и действие всех проездных билетов. Администрацией города автобусный маршрут № 22 был выбран в качестве экспериментального из-за своей малой загруженности.

В столице все еще работают 69 частных перевозчиков, которые пока не принимали участие в конкурсном отборе. Контроль над ними возложен на ГКУ «Организатор перевозок». При этом эксплуатация несогласованных городских маршрутов, по КоАП Москвы, карается штрафом для граждан в размере 4 тыс. руб. (при повторном нарушении – 5 тыс. руб.), а для юридических лиц – 50 тыс. руб. (при повторном – 100 тыс. руб.).

Частные маршрутки на сегодняшний день перевозят около 20% всего пассажиропотока наземного транспорта. По сравнению с городским наземным транспортом у частных перевозчиков дороже билеты, отсутствуют льготы социально незащищенным слоям населения, очень часто используется устаревший подвижной состав. В связи с этим Правительство Москвы проводит реформу по интеграции частных перевозчиков в единую транспортную систему города. С помощью системы «Активный гражданин» москвичи решали, какие особенности коммерческих перевозчиков для удобства и комфорта пассажиров необходимо оставить без изменения – сохранить действующую маршрутную сеть, интервалы движения, возможность оплаты проезда в салоне автобуса. Горожане определили новые условия пользования маршрутками, в частности, возможность проезда по городским билетам («Тройка», «Единый», «90 минут»), наличие льгот для пенсионеров, студентов и школьников, единого расписания и интервалов движения.

– Интеграция частных перевозчиков в единую систему общественного транспорта с едиными и билетами необходима, – сказал «МТ» заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Дмитрий Пронин. – Сейчас частные перевозчики слабо регулируются – по сути, Департамент транспорта только согласовывает маршруты. Из-за этого не всегда выполняются требования к безопасности пассажиров, характеристикам подвижного состава, выдерживаются заявленные интервалы. Например, частные перевозчики не ходят днем, в «непиковое время», так как загруженные на 20% автобусы не окупаются.

После внедрения новой модели управления коммерческие перевозчики будут работать по единым стандартам обслуживания, что позволит повысить уровень пассажирского сервиса. Проезд в маршрутных такси можно будет оплатить только билетами городского тарифного меню. В среднем стоимость проезда на маршрутах частных перевозчиков будет снижена на 30–40%.

– Конечно, требуется переходный период, в 2015 году будут проведены соответствующие торги на различные маршруты. Но наша задача в ближайший период времени – перейти на новую модель, которая будет гораздо более комфортна, – добавил Сергей Собянин.

В свою очередь Максим Ликсутов отметил, что госконтракт будет заключаться сроком на пять лет.

– Первый конкурс на обслуживание маршрутов в рамках новой модели планируется провести уже в ноябре текущего года. При этом те коммерческие перевозчики, которые сейчас работают на маршрутах, продолжат свою работу либо до закрытия маршрута в рамках оптимизации сети, либо до выхода на маршрут нового коммерческого перевозчика, который будет работать уже по государственному контракту, – заявил Максим Ликсутов.

Администрацией города было решено: все конкурсы на маршруты будет проводить ГКУ «Организатор перевозок». ГКУ «ЦОДД» будет отслеживать соблюдение графика движения перевозчиками и пассажиропоток на маршрутах.

Столичные власти возьмут на себя часть финансовых обязательств перед частными перевозчиками, а те, в свою очередь, обязуются отвечать за комфорт и безопасность пассажиров. В частности, все новые маршрутки должны быть доступными для инвалидов и оснащены климат-контролем. Перевозки будут осуществляться по расписанию, а проезд оплачиваться только с помощью всем известных единых городских билетов. Максим Ликсутов подтвердил, что льготы во всех частных автобусах смогут использовать ветераны войны, пенсионеры, студенты и школьники.

– Сейчас в маршруткахлибо вовсе не действуют льготы, либо предусмотрено лишь одно льготное место для ветеранов войны, – заявил он.

Доля частных перевозчиков в сегменте наземного транспорта сохранится и составит 30%.

– За несоблюдение общих требований и нарушение ПДД к ним будут применяться штрафные санкции, вплоть до расторжения государственного контракта, – отметил Максим Ликсутов. После перехода компаний на новую модель управления наземным транспортом пассажиры частных перевозчиков смогут сэкономить 8–11 тыс. руб. в год.

Подвижной состав и закупки

В следующем году в столице появятся современные автобусы. Об этом заявил Сергей Собянин 16 декабря в ходе осмотра новых автобусов ЛиАЗ-621322 и Mercedes Benz Conecto, которые уже закупил Мосгортранс. За последние пять лет был качественно обновлен парк Мосгортранса: закуплено более 5,5 тыс. единиц нового подвижного состава (в том числе 4816 автобусов, 526 троллейбусов и 190 трамваев).

– Сегодня парк Мосгортранса – один из самых молодых и современных среди мегаполисов Европы, автобусы соответствуют лучшим экологическим требованиям «Евро-5», – заявил Сергей Собянин. По его словам, в этом году также закупили 150 низкопольных автобусов ЛиАЗ-621322, рассчитанных на 146 пассажиров, и 100 низкопольных автобусов Mercedes Benz Conecto, каждый из которых вмещает 85 пассажиров.

Новые автобусы отвечают современным требованиям безопасности, надежности и экологичности, а также адаптированы для проезда инвалидов. Они оснащены системами климат-контроля, спутниковой системой ГЛОНАСС, электронными информационными табло, откидными креплениями для инвалидных кресел и т.д.

– Помимо традиционных ЛиАЗов в этой партии есть несколько десятков и самых современных «мерседесов». Мы взяли эту партию как опытную, для того чтобы посмотреть, как они покажут себя в эксплуатации в городе. Ну и в дальнейшем, если такие закупки будут, станем их проводить тоже в условиях локализации, – уточнил Сергей Собянин. – Автобусы марки Mercedes Benz закуплены для городского пассажирского транспорта впервые и будут использоваться на центральных маршрутах в пределах Третьего транспортного кольца.

Перспективные модели машин смогут закупать в Калуге

В перспективе московские власти планируют закупать и грузовики – для ЖКХ, строительства и других хозяйственных целей. В конце ноября в Москве был проведен второй международный форум «Коммерческий транспорт и спецтехника в России и СНГ», организатором которого стала компания Adam Smith Conferences, традиционно привлекающая на свои мероприятия представителей крупнейших игроков рынка и руководителей госструктур.

Директор по маркетингу компании «КамАЗ» Ашот Арутюнян в своем докладе «Программа стратегического развития ОАО «КамАЗ» на период до 2020 года» отметил, что в России рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т по итогам 2014 года может составить 75 тыс. ед., что на 12% ниже показателя прошлого года. Падение рынка до значения 70 тыс. ед. весьма вероятно и в 2015 году, и только с 2016 года должно наступить восстановление уровня продаж и достичь 97 тыс. единиц к 2020 году. По пессимистическому сценарию, этот показатель может составить 73 тыс. единиц, по оптимистическому – вырастет до 121 тыс. ед.

В докладе «Стратегия обновления», сделанном на форуме президентом «Группы ГАЗ» Вадимом Сорокиным, сообщалось о принятой программе «Три плюс два», направленной на усиление конкурентоспособности продукции в условиях слабого рубля и стагнации в экономике. Программа предусматривает меры по активизации продаж, снижению производственных затрат и выводу на рынок новых продуктов, а также мероприятия по увеличению экспортных поставок и повышению качества выпускаемой продукции. В 2014 году «Группа ГАЗ» осуществила вывод на рынок 13 новых образцов автомобильной техники, причем в новых моделях широко использовался модульный принцип создания перспективных автомобилей.

В 2015 году процесс обновления продукции продолжится: на рынок будет выведено не менее 10 образцов новых грузовиков, автобусов, агрегатов. В экономически очень трудном 2014 году рыночная доля «Группы ГАЗ» в секторе малотоннажных грузовых автомобилей выросла на 2%, автобусов малого класса – на 3, автобусов большого класса – на 4%.

Генеральный директор «Volvo Group Россия» Питер Андерссон в своем выступлении подтвердил курс на дальнейшее продвижение продукции компании на российский рынок. В ноябре 2014 года в международном парке «Калуга – Юг» концерн Volvo Group открыл завод по производству кабин для трех моделей грузовиков Volvo Trucks и трех моделей Renault Trucks.

Новое предприятие, на котором будет производиться сварка, окраска кабин, а впоследствии, при росте спроса, и штамповка деталей, расположено на одной площадке с цехами, где собирают грузовики и экскаваторы Volvo. Проектная мощность завода составляет 15 тыс. кабин в год, из которых две трети пойдут на грузовики Volvo, а остальными будут комплектовать грузовики Renault. Инвестировав в этот проект около 90 млн евро, концерн Volvo Group довел общий уровень вложений в калужский комплекс заводов до 250 млн евро.

На торжественной церемонии открытия предприятия присутствовал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Он отметил, что открытие нового завода в Калуге – знаковое мероприятие.

– Именно потому оно знаковое, что проходит в то время, когда мы часто слышим о том, что инвестиции сворачиваются, что есть трудности с окупаемостью из-за падения рынка. На самом деле это так. Рынок в этом году серьезно упал, но всегда, когда есть какие-то кризисные явления, нужно думать о завтрашнем дне, – сказал Анатолий Артамонов.

Текст: Андрей Золотов



Назад в раздел
ЭнергокомплексГераГеопроектизысканияМОЭК
ДоркомэкспоКапстройситиФУД