НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

В режиме реального времени


20_04.png

В режиме реального времени

Диспетчерские службы подразделений комплекса городского хозяйства позволяют своевременно предупреждать аварии и ликвидировать последствия ЧП

На протяжении вот уже десятилетия работа ресурсоснабжающих организаций столицы проходит без аварий и отключений. Причин тому несколько: практически стопроцентное резервирование, то есть возможность переключить проблемный участок на питание от альтернативного источника, эффективная работа ремонтных бригад и активное обновление и реконструкция инженерных сетей. Но есть и еще одна немаловажная причина – эффективная работа диспетчерских служб предприятий ЖКХ и внедрение в систему управления сетями современных информационных технологий.

Цифровой мнемощит — основа надежности электроснабжения

Бесперебойную подачу электроэнергии в дома горожан и на предприятия контролирует центральный диспетчерский пункт филиала ПАО «МОЭСК» «Московские кабельные сети» (его открытие в 2018 году стало важным этапом в процессе цифровизации системы снабжения электроэнергией столичного мегаполиса).


Планы 2020

ПАО «МОЭСК»  в 2020 году планирует реконструировать  более  270 км  кабельных линий и построить около  1140 км линий электропередачи. Кроме того, к электричеству подключат 111 строящихся по программе реновации домов, а также завершат работы по подключению объектов МЦД-1 и МЦД-2 общей мощностью 50,9 МВт.


Центральный элемент диспетчерского пункта «Московских кабельных сетей» — цифровой мнемощит. По сути, это схема всех электросетей, на которой с помощью символов отображается ситуация на каждом участке. В традиционные механические мнемощиты диспетчеры вносят изменения вручную.

Однако из-за масштабов Москвы в 1985 году энергетики разделили схему на две части, которые находятся в разных помещениях.

Вернуться к концепции единого центра управления позволили современные цифровые технологии. После модернизации центрального диспетчерского пункта «Московских кабельных сетей» на смену двум традиционным мнемощитам пришла единая цифровая мнемосхема, отображаемая на видеостене и мониторах диспетчеров. Благодаря созданию объединенной диспетчерской существенно повысилась эффективность работы операторов, а время приема и передачи информации, реагирования на технологические нарушения сократилось вдвое.


Планы 2020

АО «ОЭК»  в 2020 году планирует установить свыше 20 тыс. приборов наружного освещения во дворах, на детских и спортивных площадках, на территориях школ и детских садов. Кроме того, планируется оборудовать архитектурно-художественной подсветкой 66 объектов, включая знаковые городские здания, такие как храм Вознесения в Коломенском парке, Елисеевский магазин, Монумент покорителям космоса, и другие.


Когда включить личный фонарь?

Еще примерно четверть электросетевого хозяйства столицы находится под управлением Объединенной энергетической компании (ОЭК). Она занимается развитием, эксплуатацией и реконструкцией непосредственно принадлежащих городу электрических сетей. Энергия, которую поставляет компания, питает Московское центральное кольцо и метрополитен, а также стадионы и социальные объекты. ОЭК также отвечает за все уличное освещение и системы архитектурно-художественной подсветки зданий, памятников и инженерных сооружений.

Центр управления сетями ОЭК круглосуточно следит за всеми объектами. Информация о работе различного оборудования отображается в диспетчерской в реальном времени.

Иногда диспетчеру приходится управлять такими системами, как уличное освещение, в ручном режиме. Например, нажатием всего одной кнопки в этом году впервые в новогоднюю ночь во время фейерверка отключали подсветку на Большом Москворецком мосту. Диспетчеры следили за процессом отключения по городским камерам видеонаблюдения. Заодно посмотрели и пиротехническое шоу.

Отключение световых установок позволило в полной мере насладиться праздничными залпами, которые можно было наблюдать сразу с четырех набережных — Софийской, Раушской, Москворецкой и Кремлевской. После окончания фейерверка все освещение и иллюминация были оперативно восстановлены.

Потому что без воды...

За работой системы водоснабжения города и промышленно-бытовой канализации следит центральная диспетчерская «Мосводоканала». Через нее проходят все заявки, связанные с водоснабжением и водоотведением, причем как от частных лиц, так и от компаний. Диспетчер распределяет их по разным бригадам в зависимости от местоположения и сложности.

Сразу с момента занесения заявки в базу данных информационно-аналитической системы предприятия определяется местоположение объекта, где произошла авария или выявлена неисправность. При помощи системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, навигаторами которой оборудованы все единицы спецтехники и автомобили «Мосводоканала», выбирается ближайшая к месту происшествия машина.


Планы 2020

АО «Мосводоканал»  в 2020 году планирует переложить и реконструировать 61,6 км водопроводных и 19,7 км канализационных сетей. В рамках проводимых работ будет модернизирован водозаборный узел «Радужный» с увеличением его производительности до 1000 куб. м в сутки.

Также будут реконструированы Зеленоградские очистные сооружения канализации – там построят отделения механического обезвоживания избыточного активного ила.


В течение 20 минут сотрудники обязаны прибыть на место и локализовать аварию, то есть среагировать практически так же оперативно, как «Скорая помощь».

В случае аварийной ситуации диспетчер обязан принять решение в течение трех минут. Если бригада не может справиться с ситуацией, она вызывает подкрепление из соседнего района.

Заявки по жалобам жителей, например на качество воды, отрабатывают в течение суток. Двое суток дается в соответствии с регламентом на ремонт труб, связанный с проведением земляных работ.

Дежурный по городу работает в круглосуточном режиме и в случае чрезвычайной ситуации формирует штаб, сам выезжает на место аварии, а также посещает стройки и другие объекты, где идет ремонт или прокладка коммуникаций.

Круглосуточно также трудятся сотрудники районных аварийных бригад. Плановые и внеплановые работы идут в любое время дня и ночи.

Если аварий нет, это не значит, что мы сидим в офисе и ждем, когда что-то случится. Заявок в центральное диспетчерское управление приходит много, особенно в зимний период. Мы активно реагируем и на обычные обращения. С опытом понимаешь, что и неаварийная заявка может свидетельствовать о серьезной проблеме. Приезжаешь на место, а там, например, есть вероятность подтопления метрополитена или здания, — пояснил Валентин Дубровин.

Службы «Мосводоканала» совершают регулярные плановые обходы своего хозяйства, были случаи, когда сотрудники выявляли нарушения в функционировании систем водоснабжения или водоотведения по дороге на работу. Вся информация о выявленных нарушениях передается в центральную диспетчерскую. Даже если объект не относится к ведению компании, диспетчеры всегда стараются оказать посильную помощь или передать информацию ответственным городским структурам. Так, однажды бригаде, прибывшей на объект, удалось спасти собаку возле стройки в районе Щербинки.

Специалисты диспетчерской также анализируют состояние и работу объектов компании, регулируют подачу воды потребителям в соответствии с почасовыми сценариями, которые составляет на каждую неделю служба прогнозирования.

Коллекторы, которые не про долги

Коллекторы — это подземные железобетонные тоннели высотой в человеческий рост, в которых проложены электрические силовые кабели, кабели связи и спецсвязи, а также трубы теплосети и водопровода. Общая протяженность коллекторных тоннелей столичного мегаполиса составляет почти 800 км.

За состоянием коммуникаций, проложенных в коллекторах, а также за тем, чтобы в них не проникали посторонние, дистанционно и круглосуточно наблюдают сотрудники объединенной диспетчерской службы ГУП «Москоллектор». Подземные коммуникации оснащены современной аппаратурой контроля газовоздушной среды, охранно-пожарной сигнализацией, системой вентиляции, автоматическими насосными станциями, системами диспетчерского управления. Данные со всех объектов выводятся на интерактивный экран в режиме реального времени. При необходимости изображение любого коллектора можно вывести на видеостену, а также дистанционно включить или отключить нужное оборудование. Если где-то, например, открылся люк коллектора, диспетчер моментально получает предупреждающий сигнал датчика. Если же приходит сигнал о сбоях и авариях на сетях, проложенных в коллекторе, на место выезжает ремонтная бригада.

А у нас запахло... газ?

За безопасность сетей газоснабжения в городе отвечает АО «Мосгаз». Ежедневно в диспетчерскую «Мосгаза» поступает более 100 заявок от москвичей: в основном они жалуются на запах газа.

Специалисты компании реагируют на все вызовы и оперативно выезжают с проверкой в любое время дня и ночи. Все заявки обрабатываются в течение минуты, через пять минут на место выезжает бригада аварийно-спасательного формирования АО «Мосгаз», максимальное время ее ожидания в Москве с учетом загруженности дорог — 40 минут. К счастью, большинство случаев не подтверждается: запах газа путают с запахом краски или ацетона. Если неисправности или повреждения все же обнаруживают, то их устранение происходит в кратчайшие сроки. Для этого в структуре «Мосгаза» действует аварийно-спасательное подразделение. На постоянном дежурстве находятся аттестованные квалифицированные спасатели с исключительным правом ведения газоопасных работ в загазованной среде. Ежедневно обстановку в столице контролируют 20 УАВР бригад, в распоряжении которых более 50 единиц различной специализированной техники.

В течение года специалисты управления аварийно-восстановительных работ отрабатывают около 60 тыс. различных заявок.

В период с 2010 по 2018 год в газовом хозяйстве столицы была проведена полная реконструкция всех газораспределительных пунктов столицы, в ходе которой технологические процессы на всех реконструированных ГРП полностью авто матизированы. Также в рамках цифровизации установлены более 600 крановых узлов с автоматизированной системой дистанционного управления.

Тепло в каждый дом поступает бесперебойно

Надежно работает уже десятый сезон подряд и система центрального отопления. Система теплоснабжения города включает в себя около 16 тыс. км тепловых сетей, 24 насосно-перекачивающие станции, более 10 тыс. тепловых пунктов.

Специалисты центрального диспетчерского управления Московской объединенной энергетической компании (ПАО «МОЭК») в режиме реального времени, в зависимости от погоды, корректируют температурный режим, контролируют работу регулирующего оборудования, следят за надежностью сетей. При необходимости диспетчеры дают команду ремонтным бригадам оперативно устранить проблему.


Планы 2020

АО «МОСГАЗ»  в 2020 году планирует завершить работы по газификации поселка Толстопальцево и реконструкцию газопроводов-дюкеров «Автозаводский» и «Даниловский». Также планируется построить 19 км газопроводов высокого давления в ТиНАО.

ГУП «Мосводосток» продолжит работу по развитию и модернизации систем водоотведения и поверхностного стока. В 2020 году планируется построить и реконструировать 14,5 км водосточных сетей.


На современных центральных тепловых пунктах установлены регулирующие устройства, которые с помощью датчиков определяют температуру на улице и в зависимости от нее устанавливают температуру теплоносителя, подаваемого в дома.

По нормативам температура воздуха в квартирах не должна быть ниже 18°С, и температура батарей в зданиях изменяется в зависимости от погоды на улице.

Лифты. Освободить за полчаса

Пожалуй, наиболее чувствительный дискомфорт из всей коммунальной инфраструктуры способна создать авария лифта. Никому не захочется оказаться запертым в тесной кабине, подвешенным между небом и землей. Да и подниматься вверх выше десятого этажа из-за длительной поломки подъемного механизма в подъезде удовольствие сомнительное.

Львиную долю лифтов в столице обслуживает АО «Мослифт». Это предприятие обеспечивает ремонт и сервисные работы 70 тыс. московских лифтов. Ежедневно они перевозят примерно 15 млн человек. Центральная диспетчерская компании работает круглосуточно. Все поступающие заявки о сбоях в работе лифтов диспетчер заносит в электронный журнал, оперативно передает электромеханикам и контролирует исполнение. Звонок на номер горячей линии «Мослифта» поступает непосредственно диспетчеру Центральной аварий но-диспетчерской службы «Мослифта», который организует и контролирует работу по оперативному освобождению пассажиров, заблокированных в кабине.

В диспетчерской больше нет толстых бумажных книг записей. Об их существовании напоминают только черно-белые фотографии около входной двери. Им на смену пришли высокотехнологичные решения. В электронном журнале диспетчер фиксирует время поступления и исполнения всех заявок. Каждая заявка автоматически получает уникальный номер, по которому ее можно отследить.

Там можно увидеть количество поступивших обращений за последнюю смену. Синим цветом обозначены выполненные, а красным — те, которые находятся в работе. На мониторе пониже диспетчеры видят информацию о заявках, поступивших за последние 30 дней. Это удобно: если механик едет устранять неисправность, то он может заранее узнать, какие сбои уже были по этому адресу и их причины.

На интерактивной карте можно увидеть, какой автомобиль аварийной службы находится ближе всего к месту аварии.

Согласно правилам, время на освобождение пассажира из остановившегося лифта не должно превышать 30 минут.

Время рассчитывается так: 5 минут на передачу заявки, 20 — на прибытие и получение ключей от машинного помещения лифта. Еще 5 минут дается электромеханику на освобождение пассажира. Экипажи укомплектованы необходимым инвентарем как для работ по устранению причин сбоев в работе лифтов, так и для спасательных работ. Диэлектрические инструменты, приводные ремни, приводы дверей и их двигатели, различные ключи, пульт ревизии, контакторы, средства индивидуальной защиты, домкраты, ножницы, огнетушители, аптечка, противогазы — это и многое другое находится внутри любого из 46 автомобилей аварийной службы «Мослифта».

В борьбе с природными катаклизмами

В компетенции Комплекса городского хозяйства находится не только ликвидация аварий на объектах коммунальной инфраструктуры, но и профилактика чрезвычайных ситуаций и борьба с их последствиями, если они все-таки произошли.

В прошедшем году на базе ГБУ «Автомобильные дороги» было создано подразделение «Объединенная аварийно-спасательная группа». В обязанности ее сотрудников входит реагирование на дорожно-транспортные происшествия и иные происшествия на всей протяженности МКАД и в некоторых районах города.

С учетом роста числа застроенных территорий Новой Москвы в 2019 году в ТиНАО были введены в строй четыре новых пожарных депо. Еще один пожарный пост был создан за пределами границ Большой Москвы для обеспечения пожарной безопасности на территории принадлежащего городу экотехнопарка «Калуга», где будет проводиться сор тировка, переработка и утилизация большей части бытового мусора столицы.

Оборудуются современными высокотехнологическими новинками и спасательные станции в зонах отдыха у воды, где разрешено купание. На поисково-спасательной станции  «Серебряный Бор» появилась площадка с двумя дронами для слежения за ситуацией на пляже. А поисково-спасательную станцию «Строгино» оборудовали дальнодействующей акустической системой. Помимо этого в зонах ответственности трех поисково-спасательных станций («Мещерская», «Серебряный Бор» и «Пансионат») установили интеллектуальные системы видеонаблюдения.

В планах на 2020 год — создание и комплектование еще пяти пожарно-спасательных отрядов на территории ТиНАО, комплектование поисково-спасательной станции «Марьино» для обеспечения безопасности людей на акватории нижнего бьефа Москвы-реки, закупка двух вертолетов Ка-32А с системами пожаротушения. Также на нынешний год в Москве намечен запуск в повседневную эксплуатацию «Системы 112» — европейского аналога американской службы 911, которая обеспечит возможность вызова по единому номеру службы пожарной охраны, подразделения МЧС, полиции, службы медицины катастроф, обычной «Скорой помощи», аварийной службы газовой сети и антитеррористических подразделений. 

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы



Назад в раздел
СаториМД-группМОЭСКМосводоканал
СоюзРоссийский