НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

На улицах появятся скамейки с подогревом. Столица готова к борьбе с морозами


Москве предстоит холодная зима – на протяжении всех трех месяцев ожидаются температуры ниже среднестатистических. Но неприятных сюрпризов в связи с наступающими холодами ждать не стоит, поскольку коммунальные службы основательно подготовились к грядущим морозам: запасли дополнительные объемы топлива и увеличили объемы финансирования профилактических работ, проведенных в летние месяцы на теплосетях. Чтобы создать в период морозов в городе комфортную среду, в столице в этом году начнут внедрять подогреваемые уличные скамейки и ступеньки в подземных переходах.

Нынешняя зима, согласно прогнозам синоптиков, будет особенно холодной. В декабре, январе и феврале столбик термометра часто будет опускаться ниже среднего показателя для этих месяцев. Как сообщил заместитель Мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, наступающая зима будет холоднее, чем за последние несколько лет. Аномального тепла ожидать не стоит, а крепкие морозы продержатся практически до самой весны. Но энергосистема столицы без проблем выдержит такие нагрузки.

По словам Петра Бирюкова, в городе к холодному сезону подготовлены все 17 крупных ТЭЦ, 76 районных и квартальных тепловых станций, 124 котельные. В распоряжении аварийных бригад имеются 3,5 тыс. тепловых пушек, 2,5 тыс. передвижных электрогенераторов. Город имеет возможность производить 59 тыс. гигакалорий, при этом в период пиковых нагрузок в морозы потребность столицы составляет лишь 32 тыс. гигакалорий. Москва может генерировать до 21,5 тыс. МВт электроэнергии, притом что и при 40-градусных морозах в самый пик потребления городу требуется 18 тыс. МВт.

– Системных отключений при -20 оС, как это было до 2005 года, точно не будет, – заверил заместитель Мэра по ЖКХ.

Петр Бирюков счел также нужным добавить, что за последние два года в Москве не применялось резервное топливо. Запас мазута, угля и дизельного топлива сейчас составляет 120% от положенного на зиму по нормативам.

Тепло в жилые дома и на социально значимые объекты Москвы в 2014 году начали подавать в этом году рано – 25 сентября (в социальные учреждения подали на день раньше). Также к зиме были подготовлены газовые магистрали и подземные коммуникации – около 55 тыс. км подземных трубопроводов, включая 16,5 тыс. км тепломагистралей, около 12,5 тыс. км водопровода. В городе было переложено 500 км различных трубопроводов и коллекторов. Средства, направленные на замену и профилактику оборудования тепловых магистралей в Москве, в этом году на 20% превысили финансирование 2013 года. На ремонт и профилактику систем водопровода и канализации в столице выделено на 12% больше средств, чем в 2013 году.

Как отметил Петр Бирюков, отключений потребителей, как и в прошлые годы, не будет. По его мнению, дело тут не только в том, что подготовка к зиме стала более основательной, но и в том, что в ряде районов эксплуатацию зданий и уборку во дворах передали городским ГБУ «Жилищник». Заместитель Мэра напомнил, что в прошлом году ГБУ «Жилищник» в рамках эксперимента были созданы в 10 районах города, сейчас они работают уже в 46 районах, в следующем году появятся еще в 44. На эти организации городские власти могут воздействовать мерами дисциплинарной ответственности. Помимо этого система хороша тем, что теперь за содержание дворов, зданий и дорог в районе отвечает одна эксплуатационная организация, в то время как прежде за различные работы в доме и на придомовой территории отвечали 5–10 различных подрядных организаций.

Эта зима, как ожидается, будет не только морозной, но и снежной. С последствиями обильных снегопадов на улицах Москвы будут бороться 18,5 тыс. единиц специализированной техники, 13,5 тыс. из которых были приобретены в течение последних двух лет. Мощность снегоплавильных пунктов в этом году составит 550 тыс. куб. м в сутки. Сформированы бригады из 20 тыс. человек для чистки 16 тыс. двухскатных крыш, на которых могут образовываться наледь и сосульки. Уборкой и содержанием крупнейших городских магистралей займутся ГБУ «Автомобильные дороги» и ГБУ «Автомобильные дороги административных округов».

По московским дорогам четыре раза прошелся «торнадо»

Противогололедных реагентов запасено достаточно. Нынешним летом были проведены торги вперед сразу на два зимних сезона, с тем чтобы инфляция не влияла на стоимость закупаемых материалов. Твердые, жидкие и комбинированные реагенты закуплены по ценам, мало отличающимся от прошлогодних. По словам Петра Бирюкова, город работает с шестью поставщиками реагентов из разных российских регионов, в частности, из Башкирии и Перми.

В первую очередь при гололеде в дело пойдут запасы прошлого года.

– Если в 2012/13 году из-за двойной нормы выпавших осадков потребовалось на треть больше реагентов, то в малоснежную прошлую зиму 45% от закупленной нормы было сэкономлено, – пояснил Петр Бирюков. – В среднем за сезон расходуется около 580 тыс. тонн реагентов. Все противогололедные средства на московских улицах экологически безопасны.

Большая часть пространства столицы нынешней зимой будет убираться силами государственных бюджетных учреждений. Регламент зимней уборки был принят в столице в конце 2010 года. Согласно прежнему регламенту, если снега выпадало 7 см, то убирали его за 7 дней, на каждый следующий сантиметр давался дополнительно один день. Теперь регламент изменен: на ликвидацию слоя снега 10 см дается 3 дня, на каждые последующие 3 см – один день дополнительно. Кстати, благодаря новым технологиям уборки уличный травматизм сократился в десятки раз. Если зимой 2009/10 года ежедневно на улицах получали травмы почти 450 человек, то прошлой зимой обращений и травм было примерно в 10 раз меньше.

Зимний сезон в части содержания объектов дорожного хозяйства обычно наступает для столичных коммунальных служб первого ноября. Однако из-за сложных погодных условий и для обеспечения безопасности передвижения по дорогам как транспортных средств, так и пешеходов коммунальщики приступили к обработке реагентами улично-дорожной сети на две недели раньше стандартного срока.

Технология зимней уборки улиц предусматривает использование на проезжей части жидких и твердых антигололедных веществ на основе хлористого кальция с хлоридами натрия и калия, во дворах жилых домов, на тротуарах и пешеходных зонах – комбинированных реагентов с добавлением к солям мраморной крошки. В последние годы закупаются реагенты, в которых резко снижено содержание хлоридов за счет применения органических составляющих формиатов – солей формиевой (муравьиной) кислоты.

Одно время реагенты в жидком и твердом состоянии использовались только для автомобильных дорог, а на тротуары сыпали гранитную крошку. Однако в последние годы ситуация изменилась. Теперь антигололедными химикатами стали обрабатывать и тротуары. А гранитная крошка более не применяется: слишком твердые частички гранита, застрявшие в обуви, царапали мраморные полы в метро. Все применяемые сегодня в городе антигололедные реагенты относятся к неопасным веществам с низкой степенью вредного воздействия на окружающую природную среду и имеют необходимую разрешительную документацию.

По мнению руководителя столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, отказаться от противогололедных реагентов зимой в таком северном мегаполисе, как Москва, просто невозможно, поскольку нужно думать о безопасности и здоровье граждан, а наледь на дорогах ведет к увеличению случаев травматизма.

– На мой взгляд, лишь 5–10% применяемых реагентов могут оказывать неблагоприятное влияние на окружающую среду, – убежден глава столичного природоохранного ведомства, – остальные, разлагаясь, превращаются в обычное удобрение. Скажу больше: технология по уборке дорог, используемая в Москве, является передовой не только в России, но и во всем мире. У нас учатся многие северные мегаполисы.

Чтобы реагенты и растопленный снег не смешивались на дорогах с подсохшей осенней грязью, превращаясь в вязкую сероватую жижу, перед началом сезона холодов московские улицы тщательно помыли. Две тысячи поливальных машин в конце сентября – начале октября четырежды промыли дороги и межквартальные проезды с использованием специального дорожного шампуня «Торнадо».

Технология этого процесса такова: ночью проезжает первая машина и обрабатывает дорожное полотно моющим средством, через два часа за ней следует другая, которая смывает шампунь водой, – и так на протяжении четырех ночей. «Торнадо» не только справляется с подсохшей грязью, но также эффективно удаляет с поверхности дорог глубоко въевшиеся мазутные и масляные пятна, следы от шин.

На улицах появятся новые источники тепла

Учитывая, что зима ожидается и холодная, и снежная, в городе будут внедрены некоторые новшества, которые позволят москвичам чувствовать себя комфортнее. В 110 подземных переходах столицы появятся подогреваемые ступени. Причем 80 из оборудованных подогревом ступеней объектов – это обычные подуличные переходы, а еще 30 – переходы, совмещенные с выходами из станций метро.

– Подогрев ступенек позволяет избежать образования наледи и повышает безопасность пешеходов, – пояснил Петр Бирюков. – Уже реконструированы переходы на 1-й Тверской-Ямской, Профсоюзной и Нижегородской улицах, на Садовом кольце. В ходе проведенных работ переходы оборудованы также новыми навесными потолками, подсветкой с энергоэффективными светодиодными лампами и системами видеонаблюдения.

Появятся в столице и скамейки с подогревом – они были представлены на форуме «Городское хозяйство: пути развития – 2014», прошедшем недавно на ВДНХ. Внешне такие скамейки не отличаются от обычных: чугунное основание, коричневые рейки на сиденье. Но внутри реек, выполненных из композитных материалов, проложен кабель, который нагревает сиденье. Первые четыре теплые скамейки установят на ВДНХ, чтобы проверить, насколько обоснованно их использование. Все лавочки вандалоустойчивые, красить их не нужно, работают они от сети 220 В, гарантированный срок службы составляет пять лет. Скамейка подключается к городской электросети или уличным мачтам освещения. При этом она снабжена автоматикой, которая позволяет выставлять разные режимы, например, чтобы обогрев включался, когда на лавочку сядет человек, или чтобы скамейка работала, когда температура воздуха опускается ниже +10 оС. Готовятся коммунальщики протестировать и скамейки, показывающие вес присевшего на них человека, – несколько таких лавочек будут установлены в парке культуры и отдыха «Сокольники». Такие скамейки смогут нагреваться до + 30 оС, но в стандартном режиме их температура не превышает +20 оС. Лавочки с подогревом уже прошли испытание в Новосибирске.

Помимо теплых скамеек и теплых ступенек в городе могут появиться и обогреваемые интеллектуальные остановки наземного транспорта – их также презентовали на форуме «Городское хозяйство». Такой остановочный модуль оснащен инфракрасным излучателем, который поддерживает плюсовую температуру, причем регулируется она автоматически: процессоранализирует температуру атмосферного воздуха и выставляет температуру обогрева в диапазоне от +10 до +35 оС. Такой «островок тепла» может работать даже при 40-градусных морозах. На летний период подогрев отключат сотрудники ЖКХ. Остановка оборудована табло с бегущей строкой времени прибытия ближайших маршрутов. В модуле имеются розетки для подзарядки мобильных телефонов и ноутбуков, а также бесплатная зона Wi-Fi.

С начала ноября Москва перешла на зимнее световое освещение. Была изменена цветовая гамма подсветки зданий и сооружений: на смену летним, теплым золотистым и желтоватым цветам пришли зимние, холодные белые и серебристые оттенки света. Изменилось и художественное световое оформление общественных пространств. Деревья на бульварах, в парках и скверах столицы в вечерние часы украшены светодиодными гирляндами, общая протяженность световых нитей в городе составляет 300 км. Так, на Бульварном кольце световыми гирляндами украшены 3 тыс. деревьев, кроме того, установлены 1,5 тыс. световых арок и 500 перетяжек. Праздничное световое сопровождение экономично и безопасно, так как для него используются светодиодные ленты с напряжением 12 и 24 В. Ближе к новогодним праздникам световых украшений прибавится: на Театральной площади появятся две 18-метровые стелы «Моя Москва», световой фонтан «Большой театр» и огромные светящиеся канделябры. Манежную площадь украсят 6-метровая конструкция «Шар-гигант» и световые фонтаны, а у Триумфальной арки на Кутузовском проспекте появится инсталляция «Метелица». Всего в Москве разместят почти 12 тыс. световых элементов: 7 тыс. в центре, 3 тыс. в округах и почти 2 тыс. на новогодних ярмарках.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МОЭКМД-группМОЭСККрост
ПНСШвабе