НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Мой район» меняет городскую среду


11.jpg

Департамент капитального ремонта перешел от линейного к межквартальному благоустройству

Департамент капитального ремонта города Москвы разрабатывает и реализует государственные программы в сфере благоустройства городской среды – общественных пространств и парковых территорий. В этом году стартовала программа «Мой район». О том, чем она отличается от своих предшественниц, каковы первые итоги ее реализации, а также о других направлениях работы своего ведомства рассказал в интервью корреспонденту «Московских Торгов» руководитель Департамента капитального ремонта АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВ.

– Алексей Андреевич, расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых итогах 2019 года для Департамента капитального ремонта.

– И для Департамента капитального ремонта, и в целом для Комплекса городского хозяйства уходящий год интересен тем, что был дан старт программе «Мой район», которая предусматривает не только благоустройство, но и тесно связанное с ним системное развитие территорий целых кварталов. Благодаря программе комплексное благоустройство пришло на периферию, но вместе с тем мы не забывали и про центр города. Это не мозаика отдельных проектов, а поступательное развитие, восполнение пробелов, которые мешают созданию гармоничной городской среды. За четыре года реализации программы такой импульс развития получит каждый район.

Если подводить итоги проделанной за год работы, то я считаю, что мы выполнили все поставленные перед департаментом задачи, а по некоторым направлениям, как, например, благоустройство Капотни, сделали больше, чем от нас ожидали.

Там удалось создать крупную рекреационную зону в масштабах всего района.

Мы перешли от линейного к межквартальному благоустройству. Качественно нового уровня комфорта удалось добиться не только за счет приведения в порядок территории, но и за счет обновления инженерных коммуникаций, выполненного ресурсоснабжающими компаниями, и работ по капремонту в жилищном секторе, за которые отвечал Фонд капитального ремонта города Москвы. Все это привело к превращению прежде не слишком благополучной Капотни в удобный, современный и безопасный район.

Еще одна масштабная территория комплексного благоустройства расположена в Зеленограде. Это Центральный проспект и местный парк Победы. Если раньше мы приходили туда с небольшими проектами на 3 – 4 га, как благоустроенная в 2017 году площадь Юности, то сейчас в порядок приведено огромное пространство, фактически весь центр города-спутника. За год очищен Большой городской пруд, укреплены его берега, пространство вымощено гранитной плиткой, обновлен сам парк и полностью благоустроен

Центральный проспект – главная магистраль Зеленограда.

Помимо Капотни на юго-востоке города завершено благоустройство парка «Усадьба Люблино». В старинный усадебный парк удалось вдохнуть новую жизнь. Работы там стартовали еще в декабре прошлого года и завершились в конце нынешнего лета. За это время был достроен павильон шахматного клуба, обустроена набережная пруда, воссоздана лодочная станция, построен амфитеатр со сценой и павильон для мероприятий, в том числе для бракосочетаний.

В Восточном округе была выполнена реконструкция Детского Черкизовского парка. Его обустроили в соответствии с пожеланиями местных жителей: проложили сеть дорожек, обустроили скейт-парк и памп-трек, отремонтировали здание

Дворца творчества детей и молодежи. И теперь уже название «Черкизово» ассоциируется в массовом сознании не с вещевым рынком, а с парковой зоной.

В Западном округе началось масштабное благоустройство площади Киевского вокзала с прилегающими к нему улицами и переулками. В этом году работы велись на самой площади и территории по одну сторону Кутузовского проспекта, а в будущем году работы начнутся на его противоположной стороне. В 2020 году в районе Дорогомилово, в непосредственной близости от Киевского вокзала, будут благоустроены Украинский бульвар, набережная Тараса Шевченко и Бережковская набережная.

Очень многое было сделано для создания новой большой парковой зоны в пойме реки Яуза, и в этом году работа продолжилась. Если в прежние годы основной объем работ в центре приходился на кольцевые магистрали – Кремлевское, Бульварное и Садовое кольца, то в нынешнем году мы постарались сделать комфортными кварталы между ними. В этом году благоустроена Рождественка с шестью прилегающими к ней переулками на пространстве между Неглинной и Лубянкой.

Еще один такой квартал возник в результате благоустройства улицы Чаплыгина и семи улиц и переулков вокруг нее, включая Большой Харитоньевский. В районе Патриарших прудов такие работы проведены в Большом и Малом Козихинских, Богословском, Благовещенском, Вспольном и Ермолаевском переулках. Их благоустройство активно обсуждалось с представителями общественности. Ремонтом проезжей части и фасадов дело не ограничилось, мы заходили с благоустройством в старинные проходные дворы, перекладывали коммуникации, в рамках программы «Чистое небо» убирали в подземные коллекторы воздушные кабельные линии, меняли геометрию улиц.

Была приведена в порядок Остоженка с двумя соседними переулками — Мансуровским и Кропоткинским – в общей сложности территория площадью около 5 га.

Ближе к концу осени, всего за два с половиной месяца, выполнена масштабная реконструкция Парка Победы на Поклонной горе. Его территория теперь полностью готова к проведению будущей весной торжеств по поводу 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Одним словом, в том, что Москва в этом году была признана самым популярным туристическим направлением среди городов мира, получив престижную премию World Travel Awards, и в том, что она стала единственным европейским городом — победителем Международной урбанистической премии, обойдя конкурентов из Азии и Америки, есть немалая доля труда всего Комплекса городского хозяйства.

И это очень приятно.

– Какими еще направлениями работы занимался столичный Департамент капремонта?

– В зоне ответственности Департамента капитального ремонта находится выполнение капитального ремонта нежилых строений из имущественной казны города Москвы. В этом году наиболее значимыми объектами в этом сегменте стали здания Парламентской библиотеки на проспекте Вернадского, посольства Республики Южная Осетия, Департамента финансов города Москвы.

Еще одним важным направлением нашей работы в уходящем году стало обустройство территорий в радиусе 1200 – 1500 м вокруг 14 новых станций метро и 26 станций Московских центральных диаметров. Помимо этого было приведено в порядок обширное пространство вдоль МЦД-1 от Белорусского вокзала до платформ «Рабочий поселок» и «Сетунь».

Новые станции метро, как правило, окружены пустырями и промзонами. На их месте прокладываются удобные пешеходные дорожки, обустраиваются комфортные парковки для автотранспорта, а для удобства и безопасности пешеходов устанавливаются фонари. Также в ходе благоустройства разбиваются газоны, высаживаются деревья и кустарники. На будущий год планируется благоустроить территорию около еще 14 станций метро.

Программа интеграции станций МЦД и МЦК в городскую систему общественного транспорта – это важный вектор работы в рамках создания в городе комфортной среды. Эта проблема решается за счет устройства транспортно-пересадочных узлов. Их территория благоустраивается, а к станциям, остановкам и перехватывающим парковкам создаются удобные подходы.

Помимо этого силами подрядных организаций Департамента капитального ремонта был выполнен ремонт четырех сотен фасадов и кровель зданий.

Стоит также отметить и такую социально значимую работу департамента, как установка подъемных платформ в подъездах домов, где живут представители маломобильных групп населения. За последние два года удалось добиться выполнения этой программы на 100%. А установка подъемников не в новостройках, а в давно построенных домах – дело очень непростое. Но мы справляемся и даже работаем с опережением.

– Каковы планы на 2020 год? Какие объекты будущего года вы хотели бы особо отметить?

– Одной из изюминок будущего года должно стать благоустройство территории парка Северного Речного вокзала и возвращение ему былой славы. Кроме того, в наших планах благоустройство таких парков, как «Яуза», «Усадьба Кусково» и усадьба графа Разумовского в Басманном районе.

Также в 2020 году департамент приступит к благоустройству вылетных магистралей. Начнем работы на Профсоюзной улице, проспекте 60-летия Октября, шоссе Энтузиастов с улицей Сергия Радонежского, а также на вылетной магистрали, включающей в себя улицы Симоновский Вал, Большие Каменщики, Автозаводскую, Пролетарский проспект, Кавказский бульвар и Липецкую улицу с дальнейшим выходом на МКАД.

Важным направлением деятельности департамента в будущем году станет программа, связанная с ремонтом поликлиник. Она будет реализовываться совместно с коллегами из департаментов Комплекса социальной сферы города Москвы. Всего за два года намечено отремонтировать здания и привести в порядок прилегающую территорию 135 амбулаторных лечебно-профилактических учреждений. Работа по 50 из них должна быть выполнена на протяжении 2020 года. В настоящий момент уже разработана проектная документация и ведутся подготовительные работы для запуска этой программы. После завершения работ все медучреждения будут соответствовать новому стандарту московской поликлиники. Для того чтобы горожане смогли увидеть, как это будет выглядеть, мы организовали шоу-рум, где можно ознакомиться с типовым образцом городской поликлиники, обустроенной по новому стандарту, который ориентирован на потребности пациентов.

– Какая часть работ по программе «Мой район» придется в будущем году на центр города, а какая на окраины?

– В следующем году почти 80% работ по благоустройству будут проходить за пределами центра. В центральной части города планируется привести в порядок переулки вокруг Старого Арбата. Речь идет о таких переулках, как Сивцев Вражек, Гагаринский, Глазовский и Денежный.

Если говорить о периферийных районах, то основной объем работ придется на территории, граничащие с МКАД.

– Какие из объектов прошедшего и наступающего годов вы назвали бы самыми сложными?

– В Москве практически каждый объект благоустройства интересен и по-своему уникален, каждый обладает своей изюминкой и в техническом, и в архитектурном плане. У нас нет как таковых типовых объектов, есть типовые решения для той или иной категории объектов благоустройства. И сложность объектов вовсе не зависит от их размера. Каждый объект благоустройства требует кропотливой работы и внимания. Есть объекты с особым статусом. К примеру, парк «Усадьба Люблино» – это объект культурного наследия федерального значения, там действуют специальные регламенты и нормативы.

Пойма Яузы – особо охраняемая природная территория с особыми ограничениями на проведение работ. И с учетом всего этого необходимо полностью раскрывать потенциал, заложенный в каждой из территорий. У нас сложилась своя команда проектировщиков, архитекторов, строителей и ландшафтных дизайнеров, служб заказчика, которая неравнодушно относится к тем преобразованиям городской среды, которые мы выполняем.

– Зачастую сложность благоустройства той или иной территории связана не с техническими проблемами и ее размерами, а с настроениями местных жителей, имеющих свой взгляд на то, как следует использовать местность, прилегающую к их домам. Как при разработке проектов благоустройства департамент учитывает мнение местных жителей? Какие механизмы используются для налаживания диалога с общественностью?

– Департамент капитального ремонта исходит из того, что диалог с жителями тех территорий, где проводятся работы, необходим. Мы должны знать мнение тех, для кого эти работы выполняются, и это не только местные жители, но и те люди, которые регулярно ходят по этой улице или через этот парк на работу. Обсуждение концепций предстоящего благоустройства включает в себя несколько этапов. На первом этапе концепция выносится на общественные обсуждения. Они проводятся на базе управ или префектур, куда мы приглашаем тех жителей, кто готов прийти лично в назначенное время, чтобы изложить свой взгляд на представленный проект. Иногда даже создаются рабочие группы с участием жителей.

Например, такая группа в уходящем году работала по проекту благоустройства переулков вокруг Патриарших прудов. В ее работе приняли участие такие известные люди, по совместительству также жители этого квартала, как Сергей Мазаев и Александр Гафин.

К ним присоединились и менее именитые жители района, общей численностью около 15 человек. И так происходит в разных районах Москвы, где проводится благоустройство. Например, в районе Вешняки в обсуждении предстоящего благоустройства парка «Усадьба Кусково» общественность принимает самое активное участие. Этот проект был вынесен даже на обсуждение на круглом столе в Мосгордуме. Активно участвуют жители и в процессе создания парка «Яуза». С самого начала инициаторами этого проекта выступили председатель Мосгордумы Алексей Шапошников и префект СВАО Алексей Беляев. Они не раз собирали жителей окрестных районов на совещания и в префектуре, и в Московской городской Думе, чтобы обсудить те или иные аспекты создания нового парка.

Конечно, не все жители смогут прийти на обсуждение проекта благоустройства. Для этого предусмотрен следующий этап – электронный референдум проекта «Активный гражданин».

– При благоустройстве неизменно проводится дополнительное озеленение территории. Как вы определяете, где и какие именно растения следует высаживать?

– В городе действует много программ, предусматривающих озеленение: «Миллион деревьев», «Наше дерево» и др. Высаживается огромное количество новых деревьев, в том числе и с участием жителей, проводится компенсационное озеленение, когда деревья высаживаются взамен погибших.

Департамент капитального ремонта также проводит большую работу в этом направлении. В ходе работ по комплексному благоустройству общественных пространств деревья возвращаются на улицы и в парки. По большей части приходится работать с 3 – 7-метровыми деревьями-крупномерами в возрасте 25 – 30 лет.

В этом году в рамках программ комплексного озеленения территорий районов подрядчиками Департамента капитального ремонта было высажено почти 7 тыс. деревьев, в том числе крупномерных. Всего в рамках всех программ за 9 лет в городе было высажено более 7,5 млн деревьев и кустарников.

– Сколько объектов инфраструктуры для спорта и активного отдыха будет создано в парках? Сколько предстоит обустроить спортивных площадок, детских игровых городков, собачьих площадок и пикниковых точек?

– Вы перечислили практически всю номенклатуру инфраструктурных объектов. Практически все они необходимы, и в каждом парке мы стараемся сделать обособленные места для игр детей, занятий спортом, выгула и дрессировки собак, для тихого отдыха. А вопрос о том, где и что будет создаваться, решается в зависимости от особенностей парка.

Например, в парке «Яуза» в этом году реконструировано Певческое поле со сценой и амфитеатром рядом с музыкальной школой, а в парках при старинных усадьбах основное внимание уделяется воссозданию исторического облика аллей и дорожек. Но и в таких парках нужна спортивная инфраструктура. Так, рядом с усадьбой «Кусково» находится заброшенный стадион «Фрезер». Будущим летом мы собираемся его восстановить.

– Еще одно не так давно возникшее направление благоустройства – обустройство берегов Москвы-реки. Скажите, как решается вопрос о том, что будет в том или ином месте пока еще не обустроенного берега: набережная с дорожками для прогулок или прибрежный парк вроде того, что прошедшим летом удалось создать в Капотне?

– На сегодняшний день планы по благоустройству набережных сформированы на период до 2023 года. Каждый год благоустраивается примерно по 20 – 25 км набережных.

Для обустройства прибрежной зоны Москвы-реки уже многое сделано, особенно в центральной части города.

По левому берегу от ММДЦ «Москва-Сити» до Новоспасского моста обустроено единое пространство протяженностью 19 км, с широкой прогулочной пешеходной зоной у воды.

Процесс обустройства набережных начался с Крымской набережной, расположенной рядом с парком «Музеон». В этом году к благоустроенным набережным добавились еще две набережные Обводного канала – Овчинниковская и Озерковская.

В следующем году запланированы работы в районе острова Балчуг – будут благоустроены Раушская, Софийская и Космодамиановская набережные.

Наши коллеги из Стройкомплекса также участвуют в процессе обустройства берегов – они создают набережную Марка Шагала на ЗИЛе, Шелепихинскую набережную, ведут работы в Филевской пойме.

В наступающем году нам предстоит обустроить набережную Тараса Шевченко, Бережковскую набережную.

В 2020 – 2021 годах планируется соединить уже благоустроенную Андреевскую набережную с Воробьевской, Бережковской и набережной Тараса Шевченко. Департамент капитального ремонта, Комплекс городского хозяйства делают все для того, чтобы Москва оставалась одним из лучших городов Европы.

– Алексей Андреевич, мы встречаемся в преддверии Нового года. Что вы хотели бы пожелать в канун праздника читателям нашего журнала?

– Мне хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья, никогда не унывать, не бояться сложных задач и твердо верить в то, что успех неизбежен. А успех предпочитает тех, кто не ленится, тщательно готовится и упорно стремится к поставленной цели.

Елисеев.jpg

Руководитель Департамента капитального ремонта города Москвы АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВ

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы; Олег Паршин  



Назад в раздел
МОЭСКМосводоканалИНАМосинжпроект
ЦентрШвабе