НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Замыкая круг. Железная дорога объединит все виды общественного транспорта


История Малого кольца Московской железной дороги берет свое начало еще в конце позапрошлого века. За это время дорога была и пассажирской артерией, и важным логистическим центром, и даже памятником архитектуры.

Как возникла МКЖД

Первоначально инициативу сооружения в Москве кольцевой железной дороги (МКЖД) выдвинул министр финансов Российской империи граф Сергей Витте в 1897 году. Было предложено несколько проектов. В результате дорога была сооружена по проекту архитектора Петра Рашевского в 1903 - 1908 годах. Строилось кольцо для осуществления грузовых перевозок между 10 магистральными железнодорожными направлениями столицы, включая девять направлений Московской железной дороги и одно направление Октябрьской (ранее Николаевской) железной дороги. Протяженность кольца составила 54 км, а с учетом примыкающих веток и подъездных путей - 145 км. Дорога была построена 19 июля (2 августа) 1908 года. С радиальными направлениями Малое кольцо связано 22 соединительными ветвями. По состоянию на 1 января 2012 года на Малом кольце действует 12 грузовых станций.

Изначально наряду с грузовым движением осуществлялись и пассажирские перевозки. От этих времен сохранились роскошные станции, построенные в стиле русского модерна. Эти станции оборудованы часами самого Павла Буре, говорят, они были настолько точны, что пассажиры по ним сверяли свои хронографы.

Места, по которым проходила железная дорога, в те времена считались дальней окраиной Москвы. Жителей там было мало, и пассажирское движение по железнодорожному кольцу не отличалось большой интенсивностью. С ростом города и увеличением количества населения в отдаленные районы Москвы были проведены трамвайные линии, что еще больше способствовало оттоку пассажиров. В результате пассажирское движение по Малому кольцу было признано нерентабельным и в 1934 году прекращено.

Возрождение малого кольца

Все изменилось в 2011 году, с возникновением идеи о возрождении пассажирского движения на МКЖД. Дело в том, что за прошедшее с 1934 года время районы, по которым проходят пути кольцевой дороги, стали едва ли не центром. К тому же имеющаяся система метрополитена и общественного транспорта уже с трудом справляется с постоянно растущей нагрузкой. В результате в июне 2011 года было учреждено ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (ОАО «МКЖД»), ставшее совместным проектом Правительства Москвы и РЖД.

Был составлен инвестиционный проект «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги», который опять же регулировался соглашением между РЖД и Правительством Москвы от 15.09.2008 № 77-367/1071 и договором о намерениях от 15.01.2009 № 77-367-1. Соглашение предполагало формирование многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на остановочных пунктах кольца и обеспечение подвижным составом городского сообщения для пассажирских перевозок на МКЖД.

Проект воссоздания пассажирского движения на МКЖД всегда увязывался с развитием столичного метрополитена. Поэтому ОАО «МКЖД» совместно с ГУП «Московский метрополитен» подготовили план мероприятий по интеграции создаваемого пассажирского транспортного контура в систему городского общественного транспорта. В частности, согласовывается посадка платформ, проводится работа по обеспечению контура удобным транспортным сообщением. Самыми сложными узлами станут станции «Лефортово», «Рязанская» и «Окружная». С последней можно будет пересесть на одноименную железнодорожную станцию Савеловского направления и на метро (его строительство планируется завершить к концу 2015 года).

По словам заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, уже проработано размещение 31 ТПУ вокруг МКЖД. Малое кольцо железной дороги планируется увязать с шестью линиями метро и восемью радиальными железнодорожными направлениями. Четыре пересадки будут совмещены и с метро, и с железной дорогой.

- Транспортные узлы, помимо того что должны сформировать систему комфортной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой и снять нагрузки на улично-дорожную сеть, должны еще стать катализаторами развития территорий вокруг, - сказал Марат Хуснуллин. - ТПУ на МКЖД мы видим как некие центры общественно-деловой активности, центры притяжения, точки экономической активности.

Реконструкция в разгаре

По словам Марата Хуснуллина, вокруг ТПУ можно построить до 3 млн кв. м. различной недвижимости, что, по мнению столичных властей, должно обеспечить устойчивый пассажиропоток по МКЖД. В результате все виды общественного транспорта будут увязаны в единую сеть.

Компания-подрядчик, которая займется возведением ТПУ, должна одновременно ввести в эксплуатацию 31 объект и до 28 декабря 2015 года построить 140 тыс. кв. м технологической инфраструктуры транспортно-пересадочных узлов. Сами станции – платформы, кассовые и турникетные залы, навесы – строят РЖД. Протяженность платформ составит не менее 264 м, чтобы принимать двенадцативагонные электропоезда. 
В местах, где МКЖД проходит возле жилых домов, а также в районах, прилегающих к ТПУ, будут возведены шумозащитные сооружения: стальные панели высотой 4 м с шумопоглощающим элементом внутри и прозрачными полимерными вставками снаружи. Общая их длина составит 20 км, а площадь – 79,2 тыс. кв. м. Самый длинный экран протяженностью 3,4 км установят в Войковском районе вдоль улицы Панфилова и 5-го Войковского проезда. При этом электрички для МКЖД должны быть похожи на вагоны метро: с климат-контролем, трехдверные или с двумя входами, но более широкими, чем обычно. Предполагается, что потребуется в общей сложности 196 вагонов.

В настоящий момент на МКЖД развернуты большие строительные работы. Сейчас активно идут работы по замене пути и строительству второго главного пути. Демонтируются рельсошпальная решетка и стрелочные переводы. По периметру кольца рядом с главным путем постепенно появляется второй. Одновременно с путевыми работами тянут кабель и устанавливают светофоры. На кольце создается современная система пропуска поездов.

Управлять движением будут в автоматическом режиме. Добиться уменьшения интервала между поездами разработчики смогли за счет сокращения длины рельсовых цепей и специализированных алгоритмов управления кодированием. По заявлениям столичных властей, уже выполнена половина работ по строительству МКЖД - об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая с ежегодным отчетом перед депутатами Московской городской Думы 29 октября этого года.

- Проект МКЖД вступил в свою решающую стадию: выполнено уже 50% работ. После запуска этого железнодорожного кольца будут созданы условия для комфортных пересадок с пригородных электричек на городские, - сказал Сергей Собянин.

Согласно планам, движение должно быть открыто 28 декабря 2015 года. А на проектную мощность дорога должна выйти в 2016 году и перевозить до 285 млн пассажиров в год, что сопоставимо с потоком пассажиров на самых загруженных ветках московской подземки. До конца 2016 года в столице планируется ввести в эксплуатацию восемь путепроводов - на дорогах с интенсивным движением, в местах пересечения с железнодорожными путями. К станциям Московской кольцевой дороги подведут около 30 новых автобусных маршрутов, организуют 170 остановок и перехватывающие парковки на 3 тыс. машино-мест. На каждой станции будут организованы велопарковки и велопрокат.



Назад в раздел
МИЦМосводоканалМОЭСКСатори
Швабе