НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Без вагоновожатого


1.jpg

В столице собираются испытывать беспилотный трамвай

Если изучить фантастические романы середины прошлого века, которые описывали жизнь людей будущего, то там очень часто упоминается беспилотный транспорт. В наше время уже есть работающие образцы беспилотных автомобилей, поездов и автобусов. В Москве тоже решили не отставать от мировых тенденций и начать внедрение беспилотного трамвая.

Будущее наступило

О необходимости развития беспилотного городского транспорта активно говорилось после подписания Мэром Москвы Сергеем Собяниным профильного соглашения с рядом отечественных производителей, IT-компаний и научных институтов.

Тогда же руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов пообещал, что трамвай станет первым видом городского наземного транспорта, который полностью перейдет на беспилотные технологии. Для того чтобы это произошло, город пообещал поддержку производителей, которые захотят протестировать такие системы.

И вот, как стало известно в середине февраля, принято решение о начале ходовых испытаний первого образца беспилотно го трамвая. Тестовые заезды начнутся через несколько месяцев и будут проходить по маршруту № 17, который следует от Останкина до Медведкова.

Важно отметить, что беспилотный трамвай – это не адаптация какой-то иностранной разработки, а продукция российской компании Cognitive Technologies, которая специализируется на создании беспилотных систем. Также в проекте принимает участие и производитель транспортных средств «ПК Транспортные системы». Трамвай был создан на базе модели «Витязь-М», строительством которой занимается «ПК Транспортные системы».

Поскольку в мире уже случались инциденты с беспилотным транспортом, в том числе и трагические, к вопросу испытания нового типа трамвая решили подойти с большой осторожностью. Первое время трамвай будет курсировать без пассажиров, однако в кабине будет находиться водитель, который проконтролирует все действия автоматики и вмешается, если что-то «заглючит».

До настоящего момента беспилотный трамвай в город не выезжал, курсируя исключительно по площадке трамвайного депо им. Баумана. Однако представители Мосгортранса решили, что трамвай готов к следующему этапу испытаний.

По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия Минкина, слова которого приводит РБК, контролировать движение трамвая на первом этапе будет водитель. Система сможет вмешиваться в его действия в двух случаях. В частности, она автоматически затормозит в случае обнаружения на путях движения постороннего объекта и снизит скорость, если водитель слишком быстро двигается на опасном участке дороги или в плохих погодных условиях.

Об окружающей обстановке компьютер узнает при помощи интеллектуальной системы управления, которая может состоять из 20 видеокамер и 10 радаров. Система позволяет распознавать людей, автомобили и другие объекты даже во время дождя, тумана, при ослеплении светом или ночью.

Если испытания пройдут успешно, то коммерческая эксплуатация беспилотного трамвая может начаться в 2021 году.

Беспилотники на земле и под землей

Тем не менее это не единственный проект беспилотного транспорта, который разрабатывается в настоящее время.

По информации РБК, в декабре 2018 года пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет», выступающий техническим консультантом проекта тестирования беспилотных автомобилей в Москве и Татарстане, сообщал агентству, что тестирование автомобилей на улицах Москвы начнется в начале 2019 года. Тестировать беспилотники планируется по всему городу, в том числе на Третьем транспортном кольце и на МКАД. Пока более конкретной информации нет.

Необходимо дождаться начала тестов. Еще в мае 2015 года в Москве проводились испытания беспилотного поезда метро. Тогда по Кольцевой линии поехал первый поезд, который мог двигаться по маршруту, объявлять остановки, открывать и закрывать двери без участия машиниста. Правда, машинист в кабине все же был. Он следил за правильностью работы всех систем, кроме того, его присутствие было необходимо для того, чтобы успокоить некоторых пассажиров, которые при других обстоятельствах отказались бы садиться в поезд, где в кабине машиниста никого нет.

Ведь внешне беспилотный поезд ничем не отличается от обычного.

Вся разница в начинке. Дело в том, что в кабине машиниста установлена система автономного автоматизированного ведения поезда. Это значит, что двигаться от станции к станции состав может и без человека, который им управляет. Систему разработали в НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова.

В ходе эксплуатации новый состав «учили» соблюдать скоростной режим и не выбиваться из графика. Все возникавшие проблемы устраняли сразу же.

Компьютер уже способен самостоятельно остановить поезд с точностью до трех сантиметров. Кроме того, автоматическая система позволяет контролировать, чтобы двери для пассажиров открывались, только когда поезд подошел к платформе и только с «правильной» стороны. Правда, сам он не принимает решения о начале движения, это прерогатива машиниста, который в случае необходимости может взять на себя полный контроль над составом.

На самом деле говорить о том, что машинист контролирует компьютер, не совсем верно. Скорее, тут имеет место некий симбиоз машины и человека. Да, машинист может вмешаться в действия компьютера, но и автоматика может делать то же самое. Например, если машинист не остановит состав на нужной станции, то программа это сделает сама. Также разрабатывается технология, которая позволит диспетчеру дистанционно остановить поезд в экстренных ситуациях.

Работающие решения

В настоящее время в мире работает несколько беспилотных транспортных систем. Впервые беспилотный поезд в метро запустили в Париже. Это произошло еще в 1989 году. Кроме того, беспилотные поезда есть в метрополитенах Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Бразилии, Малайзии и других стран.

Тут важно понимать, что автоматизация – это общее название для четырех классов решений. В рамках четвертого класса поезда могут ездить вообще без машинистов. В составе даже не предусмотрена кабина для них. Такие поезда ходят, например, в Копенгагене, в Нюрнберге, Милане, Париже и Лондоне. Но одним из лучших считается дубайский беспилотный метрополитен.

Там также нет машиниста – две линии метро, протянувшиеся по основной заселенной территории, полностью автоматизированы. В рамках третьего класса обязанности человека ограничиваются лишь открытием и закрытием дверей, кроме того, он может вмешаться в работу машины при чрезвычайных обстоятельствах. По такому принципу работают линия 11 метро Барселоны, пекинский метрополитен, а также метро в Сингапуре.

Класс 2 предполагает, что машинист находится в кабине. Но его задача, помимо вышеупомянутой, состоит еще и в том, чтобы следить за препятствиями на пути. Такая система работает в метро Мадрида, линиях с 5-й по 9-ю сеульского метро. В России пока не продвинулись дальше класса 2. По этому принципу работают поезда на одной из линий метро Санкт-Петербурга и Казани. Эта отечественная разработка под названием «Движение» уже успела себя хорошо зарекомендовать.

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Евгений Самарин (пресс-служба Мэра и Правительства Москвы)



Назад в раздел
МИЦМД-группГлавУПДККрост
ЛокоБанкДоркомэкспоШкола