НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Снежный картель. Вступившие в сговор компании заплатят огромные штрафы


В конце марта нынешнего года Московское УФАС поставило точку в деле о большом картельном соглашении. Три его участника, согласно вынесенному антимонопольщиками постановлению, оштрафованы в общей сложности на 79,4 млн руб. – эта сумма ненамного меньше цены контракта, который выиграла одна из компаний при пособничестве двух остальных.


Вялая борьба за большой куш

В ноябре 2012 года на федеральном портале госзакупок было размещено извещение № 0173200001412001357.

Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства САО Москвы объявила аукцион на содержание дворов и механизированную уборку снега в районе Аэропорт (участок 4). Начальная цена контракта превышала 105 млн руб. Ее столь внушительный размер объяснялся тем, что договор был трехлетним и заключался по 31 декабря 2015 года.

Главной обязанностью подрядчика была очистка дворов и внутриквартальных проездов от снега. Кроме того, исполнителю контракта нужно было убирать во дворах мусор и счищать наледь с асфальта, а в случае повреждения покрытия восстанавливать его за счет собственных средств горячими асфальтовыми смесями. Необходимо было также очищать газоны от листвы с помощью воздуходувов и граблей, косить траву, дезинфицировать и красить урны, демонтировать самовольно установленные автовладельцами ограждения, эвакуировать препятствующий уборке транспорт, вывозить упавшие деревья, устранять неисправности оборудования на детских площадках, содержать площадки для сушки белья, обслуживать и ремонтировать фонтаны. В общем, выигравшей тендер фирме предстояло много хлопот.

Возможно, именно это обстоятельство стало причиной того, что желающими побороться за контракт оказались всего три компании: «Петровский парк», «Коммунальный сервис» и «ПромСтройТорг».

Ожесточенной борьбы между этими ООО не состоялось. Подав в ходе аукциона по одному ценовому предложению, они отказались от дальнейшей борьбы. В результате победила компания «Петровский парк», которая подрядилась выполнить все необходимые заказчику работы примерно за 104,3 млн руб. Снижение составило 1,5% от начальной цены контракта.

Государственный договор с победителем был заключен 24 декабря 2012 года.

Сведения о нем были опубликованы ровно через месяц. Информация же о его исполнении появилась на федеральном сайте госзакупок лишь нынешней весной, 2 апреля. Любопытно, что там заказчиком значится государственное казенное учреждение «Инженерная служба района Аэропорт», а вовсе не ГКУ «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа Москвы», как в информационной карте, техническом задании, описании предмета контракта и других документах аукциона. Однако внимание УФАС привлекло вовсе не это, а малый размер бюджетной экономии.

Антимонопольщики 18 июня 2013 года

запросили у торговой площадки «Сбербанк-АСТ» подробные сведения о ходе аукциона и получили их 2 августа.

Вычислили по IP-адресу

Проанализировав документы, сотрудники Московского УФАС обнаружили там признаки нарушения антимонопольного законодательства. Выяснилось, что заявки и предложения от всех трех участников поступили с одного и того же IP-адреса – 94.141.172.73. С него же и фирма «Петровский парк» подписала контракт с заказчиком, хотя принадлежит этот адрес совсем другому предприятию – компании «Коммунальный сервис». Услуги связи, включая выход в Интернет, ей предоставляет провайдер ООО «Медиа» по договору № 570297, который был заключен 23 октября 2012 года. В ходе рассмотрения дела «Коммунальный сервис» представил договор субаренды нежилого помещения, который подтверждал, что компания занимает помещение на ул. Ижорская, д. 5. По этому адресу и заключался контракт с провайдером.

Компании же «ПромСтройТорг» и «Петровский парк» отказались дать антимонопольщикам свои IP-адреса и наименования провайдеров. Сообщили они только юридические адреса, а также размер помещений, которые они занимают. Но такая наивная уловка им не помогла. Комиссия УФАС 2 октября 2013 года пришла к выводу, что фирмы «Петровский парк» и «ПромСтройТорг» подавали заявки и совершали другие юридически значимые действия, используя инфраструктуру компании «Коммунальный сервис».

Кроме того, специалисты УФАС проанализировали электронные документы, полученные торговой площадкой от компаний «Петровский парк», «Коммунальный сервис» и «ПромСтройТорг», и установили интересный факт. Файлы заявок всех трех компаний в подавляющем большинстве случаев создавались работником с учетной записью «Александр», а изменялись пользователем admin65. Иначе говоря, работа велась на одном и том же компьютере.

Получалось, что все три компании координировали свою работу во время подготовки и подачи заявок. Однако использование самостоятельными юридическими лицами единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации. Соперничество же на торгах, напротив, исключает действия в интересах друг друга.

Уловки не помогли

Фирмы «Петровский парк», «Коммунальный сервис» и «ПромСтройТорг» попытались оправдаться, заявив, что сговора у них не было, а синхронизировали они свои действия, не руководствуясь экономическим расчетом. Но по Закону «О защите конкуренции» антимонопольщики не обязаны ни доказывать то, что участники картельного соглашения получали выгоду от его реализации, ни разбираться в мотивах, которыми они руководствовались. Чтобы сделать вывод о противоправности действий, вполне достаточно установить сам факт сговора.

Ответчики также утверждали, что не нарушили нормы ФЗ-94, который не устанавливает границы снижения стоимости контракта и не предписывает осуществлять поэтапную подачу ценовых предложений. Однако сотрудники УФАС сочли эти аргументы несостоятельными, так как ход торгов регулируется не только тендерным, но и антимонопольным законодательством. Идеология аукционов на понижение предполагает, что стоимость контракта должна определяться в результате соперничества между участниками. В данном же случае, по мнению антимонопольщиков, все три фирмы устно сговорились о совместных действиях, что позволило ООО «Петровский парк» выиграть торги со снижением 1,5% от начальной цены договора, хотя оно могло быть больше, если бы развернулась конкурентная борьба.

Конкретную сумму ущерба, к которому привело картельное соглашение между компаниями, комиссия УФАС не установила. Не были выявлены также письменные соглашения и доход, полученный «Коммунальным сервисом» и «ПромСтройТоргом».

На заседании комиссии УФАС ни одна из фирм не признала свою вину, кроме того, ответчики заявили, что имеют документы, содержащие дополнительные сведения, которые могут изменить ход дела. Антимонопольщики объявили перерыв на неделю.

И действительно, 7 октября минувшего года в Московское УФАС России поступили документы, которые не фигурировали на первом заседании. Однако на второе заседание, которое началось 9 октября, представители ни «Коммунального сервиса», ни «Петровского парка», ни «ПромСтройТорга» не явились, хотя все они были извещены. Вместо этого от «Коммунального сервиса» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как генеральный директор фирмы решил лично присутствовать на заседании комиссии УФАС и дать пояснения, но внезапно заболел. Однако копия больничного листа не представлена.

Антимонопольщики выяснили, что накануне генеральный директор «Коммунального сервиса» был на работе и осуществлял свои должностные функции в полном объеме, поэтому его ходатайство удовлетворено не было. Заседание комиссии проведено без представителей ответчиков, как предписывает поступать в подобных случаях ст. 45 Закона «О защите конкуренции».

В полном объеме решение комиссии было оглашено лишь через девять дней после заседания. Антимонопольщики признали, что ООО «Петровский парк», ООО «Коммунальный сервис» и ООО «ПромСтройТорг» заключили устное картельное соглашение и тем самым нарушили требования Закона «О защите конкуренции». В итоге цена контракта оказалась выше, снижение произошло всего на 1,5% от начальной стоимости.

Всем трем компаниям было выдано предписание о недопустимости их действий, направленных на ограничение конкуренции.

Кроме того, по материалам дела было инициировано административное расследование в соответствии со ст. 14.32 КоАП («Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения»). «Петровскому парку» предписывалось к 25 декабря 2013 года представить в Московское УФАС сведения обо всех торгах и запросах котировок, в которых эта фирма принимала в последнее время участие.

Расследование длилось пять месяцев. Размер штрафа, который должны уплатить участники картеля, был определен 17 марта. Статья 14.32 КоАП позволяет оштрафовать каждого участника картеля на сумму от 10 до 50% стоимости торгов. В данном случае с каждой фирмы была взыскана четверть цены контракта. В итоге бюджет вернул три четверти средств, выделенных на прописанные в аукционной документации работы. При этом фирму «Петровский парк» никто не освободил от обязанности исполнять контракт.

По мнению антимонопольщиков, это оправданная строгость: картели стали очень распространенным явлением в нашей тендерной практике. За последний год Московское УФАС выявило незаконные соглашения, которые были заключены при проведении более 80 торгов, в сговоры вступили 95 компаний, общая стоимость контрактов превышает 1 млрд руб.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
ЭнергокомплексГлавУПДКТеплоцентрстройМоскапстрой
СбербанкРоссийскийСоюз