НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Потратить все. В чем причина появления открытых аукционов со смехотворно низкой ценой контракта


На 192 руб. можно приобрести совсем немного продуктов. Например, купить крупного бройлерного цыпленка или три-четыре десятка яиц. Имеет ли смысл на такую сумму проводить тендер, причем в виде не запроса котировок, а электронного открытого аукциона с полноценным соперничеством участников? Тот, кто ответит на этот вопрос отрицательно, сильно ошибется.


Большие загадки маленьких торгов

Заказчики нередко бывают вынуждены организовывать подобные микроторги. Не случайно каждый год в декабре официальный сайт госзакупок оказывается переполненным извещениями о них. Почему? Попробуем разобраться в этом на примере одного аукциона, объявленного за три дня до Нового года.

Администрация Курганинского района Краснодарского края 27 декабря разместила на официальном сайте госзакупок извещение об открытом аукционе № 0118300007313000705. Предметом заказа стало приобретение яиц для средней общеобразовательной школы № 27 поселка Урмия. Начальная цена контракта составляла всего 192,5 руб.

Замечу, что прежде администрация района уже пыталась приобрести яйца для той же общеобразовательной школы. Цена контракта на поставку 50 штук составляла 225 руб. Закупка проводилась в виде запроса котировок и была объявлена несостоявшейся, так как ни одной заявки от потенциальных участников не поступило.

Стало быть, теперь имела место вторая попытка этого заказчика провести микротендер. Яйца 1-й категории были оценены уже не в 4,5, а в 5,5 руб. за штуку. Стоимость их, в полном соответствии с уходящим в прошлое Законом о госзакупках, экономически обоснована.

В качестве обоснования приведены прайс-листы трех краснодарских предприятий – КП «Продсервис», КП «Успех» и КП «Центр услуг». Во всех бумагах одно столовое яйцо 1-й категории оценено в 5,5 руб. В техническом задании говорится, что товар должен обладать прочным слабо заметным желтком, плотным прозрачным белком и неподвижной воздушной камерой высотой более 7 мм, а также иметь чистую скорлупу без следов куриного помета.

В целом требования стандартные. Однако не все так просто: поставщику есть над чем поломать голову, выполняя условия технического задания.

Нужно поставить 35 яиц в упаковках по 30 штук. Как выполнить эту задачу технически, еще можно себе представить. Но почему их потребовалось не 30 или 60, а именно 35? И почему заказчик решил провести не закупку без процедуры торгов и не запрос котировок, а полноценный электронный аукцион?

Прощальная гримаса закона о госзакупках

Чтобы ответить на эти вопросы, присмотримся к уходящему в прошлое ФЗ-94. Согласно ст. 55 этого закона, в течение каждого квартала государственные организации не вправе закупать без проведения торгов одноименные товары на сумму, превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами (100 тыс. руб.).

Статья 42 того же ФЗ-94 ставит аналогичное ограничение и для запросов котировок, но сумма там значится другая – 250 тыс. руб.

В нашем случае одноименными товарами признаются не только яйца, но и множество различных вещей, никак не связанных со школьным питанием. Увы, разработчики нормативных документов, регулирующих госзакупки, подложили заказчикам большую свинью.

Согласно ст. 10 ФЗ-94, одноименными считаются товары, которые отнесены к одной группе в документе, который именуется номенклатурой товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Ее утверждает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Принципы, которыми руководствуется данное ведомство при составлении вышеназванной номенклатуры, мягко говоря, не очень понятны. Порой создается впечатление, что этой работой занимаются вчерашние выпускницы экономических вузов, никогда в жизни не «нюхавшие» процесс госзакупок и плохо представляющие себе реальные потребности заказчиков.

Особенно много ляпов содержалось в проекте номенклатуры товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, который был разработан Минэкономразвития в 2008 году. Там куриные яйца входили в группу «Живые животные и продукция их разведения» наряду с крупным рогатым скотом, овцами, козами, лошадями, ослами, мулами и лошаками, свиньями, дикими жвачными животными и сельскохозяйственной птицей.

Мало того, одновременно яйца упоминались в еще одной группе, которая носила название «Услуги по оптовой торговле молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами».

К счастью, это был всего лишь проект, который не был принят. Иначе руководство тысяч школ, детских садиков и больниц каждый квартал ломало бы голову над тем, как им определить закупку яиц для питания детей или пациентов – как поставку товаров из группы «Живые животные и продукция их разведения» или как оказание услуг по оптовой торговле.

Вышедший в конце 2010 года приказ № 601 Минэкономразвития «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» уже не содержал эту несуразность: в перечне отсутствовала такая группа, как «Услуги по оптовой торговле молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами».

Однако куриные яйца в скорлупе по-прежнему были включены в ту же группу одноименных товаров, что и племенные быки, бараны и ослы, а также продукция их разведения. Трудно сказать, что было в голове у чиновников Минэкономразвития, когда они утверждали эти списки.

Положение отчасти поправил приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, который вышел 7 июня 2011 года и носил номер 273. Утвержденная им номенклатура одноименных товаров была существенно детализирована, а количество групп увеличено. Продукция животноводства и сами животные были, наконец, отнесены к разным группам.

Однако радоваться было рано. В группу «Продукция животноводства» помимо птичьих яиц в скорлупе вошли разнообразнейшие товары: молоко, мед, перга и прополис, лягушачьи лапки, овечья шерсть, сперма жеребцов, быков и хряков, шкурки соболей, лис и бобров, свиная щетина, улитки, навоз, коконы шелковичных червей и многоемногое другое.

Что же это разнообразие означает на практике для заказчиков? Ничего хорошего! Захочет, к примеру, какое-нибудь учреждение прикупить без объявления торгов несколько машин навоза для возделывания школьного огорода. Сказано – сделано. Затем по тому же принципу покупается молоко, еще что-нибудь – и незаметно выбирается стотысячный лимит.

Теперь, если этому заказчику захочется в том же квартале приобрести еще и яйца для детского питания, то его ждет большое разочарование: прямую закупку произвести не получится, потому что лимит исчерпан.

Если же на одноименные товары в течение квартала израсходовано 250 тыс. руб., то станет невозможным и запрос котировок. Придется объявлять открытый аукцион со всеми необходимыми процедурами, которые продолжаются далеко не один день и не одну неделю.

По этой причине на сайте госзакупок и появляются открытые аукционы с настолько низкой ценой контракта, что целесообразнее было бы провести прямые закупки. Торги, которые упоминались в начале статьи, имеют именно такое происхождение. Выбрала школа лимиты и на прямую закупку продукции животноводства, и на запросы котировок, вот и пришлось ей три десятка яиц приобретать через аукцион, где один только срок подачи заявок составляет почти месяц (с 27 декабря минувшего года по 23 января нынешнего).

Но какая необходимость подтолкнула заказчика провести эту закупку? Ему яйца были нужны именно для школьного питания или же он решал и какую-то другую проблему? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем на федеральный сайт госзакупок еще раз.

Нашествие микроторгов

К концу каждого года на этом портале появляется множество извещений о смехотворных торгах, максимальная цена которых порой не достигает и 100 руб.! И это отнюдь не запросы котировок, а открытые электронные аукционы, которые предполагают полноценное соперничество участников и даже обеспечение заявок (кроме шуток: в «яичном» аукционе, о котором говорилось выше, таковое предусмотрено и составляет 0,97 руб.)!

Правда, предмет некоторых таких микроаукционов относится к денежному посредничеству, открытию и обслуживанию счетов. Встречаются также тренировочные и тестовые извещения, которые порой выглядят весьма и весьма забавно. Один из них, например, имеет краткое название «Вова вода, В, волокита», а полное – «Выполнение работ по строительству объекта: Блок «В» в составе четвертого гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова (2-я очередь)». Предмет аукциона классифицирован как «Продукция рыболовства, рыбопитомников и рыбных ферм; услуги, связанные с рыболовством. Карп живой». Добавим к этому, что максимальная цена контракта составляет всего 100 руб., и мы поймем, с чем имеем дело. О подобных тендерах «Московские Торги» еще напишут. Сейчас же нас интересуют микроторги, связанные с реальным приобретением товаров.

Почему их особенно часто объявляют в конце года? Сотрудник любого регионального управления ФАС ответит вам на этот вопрос без запинки. Дело в том, что именно в это время бюджетные организации расходуют остатки средств на своем балансе. Делать это они вынуждены: не истратишь все имеющиеся деньги – тебе в следующем году урежут финансирование.

Ну вот мы и подошли к окончательной разгадке появления на сайте госзакупок извещения об открытом аукционе № 0118300007313000705.

Представьте себя на месте директора общеобразовательной школы № 27 поселка Урмия. Конец года. На счету у организации остаются какие-то копейки, которые нужно обязательно истратить, например купив что-нибудь вкусное или полезное. Скажем, канцтовары или куриные яйца. Однако лимиты на прямые закупки одноименной продукции исчерпаны. Что делать? Объявлять аукционы!

То, что подобные торги засоряют сайт госзакупок, директоров учреждений волнует мало. В конце концов, это вина не их, а наших законодателей.

Что же касается разработчиков нормативной базы госзакупок, то проблему изобилия микроторгов они решать не хотят.

ФЗ-44 проблему не решил

По ФЗ-94 без торгов можно было в течение квартала закупать одноименный товар на сумму не более 100 тыс. руб. Это порой причиняло неудобство заказчикам, заставляя их подготавливать микроторги. Однако много ломать голову не приходилось: определение момента, когда приближается лимит, являлось несложной арифметической задачкой. Надо было лишь заглянуть в документ под названием «Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» и подсчитать сумму средств, израсходованных организацией на однотипные прямые закупки.

По ФЗ-44 задача усложняется. Вычислить приближение лимита труднее, потому что ФЗ-44 установил новое ограничение – 5% от общей суммы годовых закупок, которая не всегда является заранее известной величиной. Ведь помимо запланированных приобретений на текущий год есть и непредвиденные расходы.

Учреждения нередко будут ошибаться, рассчитывая этот 5%-ный лимит. Поэтому чаще станет возникать ситуация, при которой заказчики, неожиданно превысив эти 5%, начнут объявлять массу аукционов на приобретение копеечных канцтоваров, лекарств и продуктов животноводства.

Значит, резко увеличится число микроторгов и возрастут государственные затраты на систему госзаказа в целом. Увеличится нагрузка на бюджет, который в обозримом будущем едва ли станет расти: на дворе ведь экономическая рецессия…

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
МИЦГлавУПДКТеплоцентрстройКрост
РоссийскийАКСИТЕХЛокоБанк