НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Крепостное право» для российских сенаторов. МТС отказала парламентариям в праве сменить мобильного оператора с сохранением номеров


В конце осени минувшего года аппарат Совета Федерации объявил открытый аукцион на обеспечение сенаторов услугами мобильной связи. Так совпало, что именно в дни приема заявок на законодательном уровне состоялась отмена «мобильного рабства», привязывающего каждый телефонный номер к определенному оператору. События, которые последовали за подведением итогов торгов, показали, что радоваться российским гражданам рано: даже парламентариям оказалось непросто избежать крепостной зависимости от сотового оператора.


Сколько мобильников нужно Совфеду?

Извещение об аукционе, который был объявлен аппаратом верхней палаты российского парламента, было опубликовано на официальном сайте госзакупок 25 сентября минувшего года. Наименование предмета контракта – «Оказание в 2014 году услуг подвижной радиотелефонной связи для нужд Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» – трудно назвать исчерпывающе точным, так как под это определение могли подходить как сотовая, так и спутниковая связь. Впрочем, после ознакомления с аукционной документацией все становилось на места. В техническом задании были четко указаны диапазоны – GSM900, 1800 и 1900. Значит, речь шла о сотовой сети.

На торгах разыгрывалось право на годовое обслуживание закрепленных за сенаторами 700 мобильных номеров. Из них 200 выделялись для мобильного Интернета, а остальные – для разговоров. Разделение функций выглядело вполне логичным, поскольку тарифные планы у сотовых операторов сильно разнятся в зависимости от того, для чего клиент предполагает использовать телефон – для голосовой связи или для блуждания по Всемирной паутине.

Таким образом, большинству членов Совфеда выделялось три оплачиваемых из федерального бюджета номера, а некоторым – четыре и даже больше. Набор услуг, включенный в обоснование цены контракта, был стандартным. В перечень включались исходящие и входящие вызовы в национальном и международном роуминге, SMS-сообщения и GPRS-трафик (внутри сети, а также в национальном и международном роуминге), антиопределитель номера, конфиденциальная связь, справочно-информационное обслуживание, определение баланса, запрет и переадресация вызовов, голосовая почта и уже упомянутый мобильный Интернет.

Начальная стоимость контракта обосновывалась исходя из цен на вышеупомянутые услуги, которые три крупнейших сотовых оператора России обозначили в своих прайс-листах для московского корпоративного клиента. Она составила 29 млн руб. Иначе говоря, на мобильную связь для каждого парламентария предполагалось ежемесячно расходовать около 15 тыс. руб.

Первоначально в документации аукциона ничего не говорилось о необходимости сохранять номера. Видимо, предусматривалась возможность их замены на другие – в зависимости от того, какой оператор победит на торгах.

Однако 11 октября, за 10 дней до проведения аукциона, тендерная документация была изменена. Срок окончания приема заявок заказчик перенес на 5 ноября, а п. 1 разд. 4 технического задания дополнил следующим абзацем: «Исполнитель обеспечивает заказчику сохранение имеющихся абонентских номеров заказчика.

Все расходы, которые могут возникнуть в ходе исполнения настоящего условия, несет исполнитель. Перечень номеров заказчика будет предоставлен победителю аукциона при заключении контракта».

Запомним эту поправку: она многое объясняет в последующем развитии событий.

Мала конфетка, зато вкусна

Если смотреть на торги с точки зрения сотового гиганта, то контракт стоимостью 29 млн руб. трудно назвать заманчивым кушем. Тем не менее включить Совет Федерации в число своих клиентов престижно для любой российской корпорации.

Поэтому неудивительно, что за этот хоть и небольшой, но очень аппетитный кусочек решили побороться все сотовые операторы, входящие в российскую «большую тройку». Они и поделили между собой три «призовых» места.

«Бронза» досталась «ВымпелКому», который оказывает услуги в области сотовой связи под брендом «Билайн». Эта компания сделала самое невыгодное ценовое предложение: работы, указанные в техническом задании, она подрядилась выполнить примерно за 23,9 млн руб.

Лучше дела обстояли у «МегаФона» и «Мобильных ТелеСистем», которые предложили абсолютно одинаковую стоимость контракта, которая в обоих случаях составляла 21 887 278 руб. 11 коп. Такая цифра, по крайней мере, значится в протоколе подведения итогов электронного аукциона, опубликованном на сайте электронной площадки «Сбербанк-АСТ» и на федеральном портале госзакупок. Чудесное совпадение, не правда ли?

Суммы сходятся вплоть до копейки! Версий объяснения тут может быть только три: имело место либо божественное провидение, либо дьявольское наваждение, либо инсайд с площадки. Но не будем ломать голову над тем, какой из этих вариантов наиболее вероятен: на то существуют правоохранительные органы и различные религиозные организации. Обратим внимание на причину, по которой один из участников вышел победителем, а другой потерпел поражение. Она банальна: МТС подала свое ценовое предложение спустя 10 минут 32 секунды после «МегаФона».

Конечно, система российских торгов – это не сфера спортивных игр: приз в виде договора на исполнение госзаказа здесь достается только одному участнику состязаний, остальные считаются проигравшими. Тем не менее распределение мест имеет некоторое значение. Ведь если победитель по каким-то причинам не может справиться со своими обязанностями, контракт автоматически заключается с обладателем «серебра».

Второе место, как мы помним, досталось компании «Мобильные ТелеСистемы». В ее руках имелось два козыря, с помощью которых она рассчитывала взять реванш у победителя. Во-первых, она подала точно такое же ценовое предложение, как и «МегаФон».

А во-вторых, в 2013 году российских сенаторов обслуживала именно МТС. Соответственно, и номера у них были МТСовскими.

Сделаем маленькое отступление. Из трех российских телекоммуникационных «китов» наиболее ревностно относится к сохранению клиентов ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Трудно сказать, в чем тут дело, однако в самом этом факте сомневаться не приходится. К примеру, у автора этих строк есть номера от разных сотовых компаний.

Однако лишь МТС (и никто больше!) регулярно присылает смс-сообщения, в которых обещает вознаграждение «за верность». Больше этого не делает никто. Вот такой штрих к чертам характера фирмы!

Большой телекоммуникационный тупик

Подставить «МегаФону» подножку не составляло проблемы: нужно было сделать так, чтобы он к началу исполнения контракта не сумел выполнить упомянутый выше п. 1 разд. 4 технического задания. Для этого вполне достаточно было максимально затянуть время передачи сенаторских номеров. Так «Мобильные ТелеСистемы» и поступили.

Формальные основания для затяжки с передачей номеров у МТС были. Контракт на обслуживание сенаторских номеров «МегаФон» заключил с Советом Федерации 29 ноября, тогда как сотовый «Юрьев день», официально именуемый Mobile Number Portability (перенос мобильного номера), был введен в России лишь три дня спустя, 1 декабря.

Между сотовыми гигантами началась борьба. «МегаФон» настаивал на том, чтобы конкурент отдал ей мобильные номера сенаторов в течение трех дней после введения MNP. МТС парировала: по закону перенос номеров для юридических лиц, коим является Совет Федерации, составляет 21 день. Мало того, операторы вправе задержать дату перехода абонента до середины апреля 2014 года.

Это стало основанием для очень серьезного беспокойства «МегаФона». Ведь прецедент уже был: весной компания лишилась крупного контракта на обеспечение примерно 1700 региональных и районных филиалов Пенсионного фонда услугами передачи данных.

Конкурс прошел в марте истекшего года. Начальная цена контракта составляла 502,4 млн руб. В нем участвовали несколько крупных компаний, специализирующихся в сфере мобильной связи и интернет-провайдинга. Победил «МегаФон», который получил 25,96 балла. В спину ему дышала фирма «Свэко», набравшая 25,4 балла.

Разрыв, таким образом, оказался очень небольшим. К тому же «Свэко» подала более заманчивое ценовое предложение (422 млн руб. против 427 млн руб. у «МегаФона») и, что еще важнее, обладала большим опытом в качестве интернет-провайдера, обслуживающего госструктуры. Она подала жалобу в ФАС, потребовав пересмотра итогов конкурса.-Антимонопольщики, рассмотрев материалы конкурса, пришли к выводу, что «МегаФон» вообще нельзя было допускать до участия в тендере, так как он не соответствовал одному из его условий – не заключал до 2011 года контракты на обслуживание не менее 1000 территориальных филиалов какой-либо государственной организации.

Исполнение подобных договоров, например для Федерального казначейства, корпорация доверяла принадлежащей ей коммерческой структуре – ЗАО «Синтерра».

Хотя с начала 2010 года в собственность «МегаФона» перешли все 100% акций «Синтерры» и компании фактически слились, они все же остаются разными юридическими лицами.

– Опыт заключения госконтрактов имеется не у самого «МегаФона», а у «Синтерры», – прокомментировала тогда возникшую ситуацию начальник управления ФАС Татьяна Демидова.

В итоге, по настоянию антимонопольщиков, с «МегаФона» были сняты несколько баллов, и контракт на обслуживание филиалов Пенсионного фонда достался «Свэко».

Попытка сотового гиганта судиться с ФАС оказалась безуспешной. Хотя в августе минувшего года арбитражный суд Москвы и удовлетворил иск «МегаФона» к антимонопольному органу, Девятый арбитражный апелляционный суд не согласился с этим решением и 31 октября подтвердил законность решения и предписания ФАС.

Свежая травма еще не зажила, а теперь вот МТС пытается ранить «МегаФон», отобрав еще один «вкусный» договор. Какой удар по репутации фирмы!

Пресс-секретарь ОАО «МегаФон» Юлия Дорохина заявила 20 декабря, что сотовый оператор может лишиться контракта с Советом Федерации, потому что МТС отказывается передавать ему номера членов верхней палаты российского парламента.

С тех пор телекоммуникационный гигант подал в МТС уже как минимум пять заявок с просьбой о переносе номеров членов Совета Федерации, однако всякий раз получал отказ.

Наконец, наступил Новый год, который для кого-то оказался праздником, а для «МегаФона» – большой головной болью. Ведь именно с 1 января он должен был начать оказание услуг Совету Федерации. Но как их окажешь, если номера принадлежат МТС?

Впрочем, заместитель начальника управления информационного и документационного обеспечения аппарата Совета Федерации Вячеслав Ахметов пока не видит причин для беспокойства. Комментируя ситуацию для ИТАР-ТАСС, он посетовал на некоторые сложности с переходом номеров к «МегаФону», но заметил, что серьезных препятствий для такого переноса нет.

Не так давно это же информационное агентство обнародовало и комментарий пресс-службы Министерства связи и массовых коммуникаций, куда за несколько дней до Нового года направил свою жалобу «МегаФон». Ведомство сообщило, что после переговоров с обеими компаниями разногласия были улажены и все номера членов Совета Федерации, указанные в заявке, будут в ближайшее время перенесены.

Так ли получится в действительности, покажет это самое ближайшее время.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Пока же заметим, что вне зависимости от того, чем закончится данная история, в ее сюжете заложен известный исторический смысл.

Настоящее крепостное право в России хоть и было законодательно отменено в 1861 году, но фактически сохранялось еще много лет, а потом возвращалось в XX веке. Увы, есть какая-то в нашем национальном характере тяга к прикреплению людей. Причем не только к земле.

С одной стороны, очень хорошо, что услуга Mobile Number Portability была опробована на одном из высших государственных органов и входящие в него государственные мужи на себе испытали прелести крепостничества, пусть даже мобильного.

А с другой – результаты теста показали, что ликвидация «мобильного рабства» встречает в России почти такое же сопротивление, как в свое время и отмена крепостного права исторического.

Простым гражданам еще предстоит побороться с сотовыми компаниями за свои права. Кто победит, спрогнозировать трудно.

Текст: Андрей Хворостов



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 6/2020

Читать свежий номер

ГераГлавУПДКОЭККапитал
СтройИнвест-3МОСПРОМСТРОЙКоминвест-АКМТЦентр