НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Точки опоры для системы торгов. Эту функцию выполняют государственный заказ, корпоративный заказ, приватизация и инвестиции


Нынешней осенью резко активизировалась законодательная деятельность, включая и работу над законом о Федеральной контрактной системе. Впрочем, утратив политическую интригу, этот процесс выглядит сегодня куда менее привлекательным. В то же время, подводя предварительный подсчет всех нововведений, обогативших за этот год систему торгов, понимаешь, что и без ФКС сделано немало.


Плюрализм мнений

В процессе обсуждения закона о Федеральной контрактной системе в очередной раз наступил тайм-аут. Главные участники спора о методах совершенствования системы госзакупок наконец(то пришли к общему мнению: предложенный проект закона, который Государственная Дума приняла в первом чтении, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вот только пути этого совершенствования в Министерстве экономического развития и Федеральной антимонопольной службе, а также в многочисленных группах отраслевых лоббистов видят по(разному.

При этом от лоббистских групп продолжают поступать предложения внести в еще не принятый закон о ФКС все новые поправки. Не успело министерство отвергнуть предложения Торгово-промышленной палаты об увеличении минимальной квоты для малого бизнеса в госзаказе с 10 до 20%, как Ассоциация менеджеров России предложила внести положение о раскрытии конечного бенефициара для контрактов дороже 30 млн руб.

Но закон в любом случае вступит в силу не ранее 1 января 2014 года. Пока же гораздо более существенное влияние на систему госзаказа, нежели дискуссия о будущей ФКС, сыграли принятые под занавес весенней сессии поправки в действующий ФЗ(94. Эти поправки собраны в Федеральный закон № 122(ФЗ, который Дума приняла 10 июля, Совет Федерации одобрил 18 июля, а 20 августа подписал Президент РФ.


Новеллы закона

Закон вводит три главных блока нововведений. Во(первых, теперь закупку пищевых продуктов и услуг питания государственный заказчик вправе осуществлять не только на электронном аукционе, но также и путем проведения открытого конкурса. На конкурсах критерием определения победителя помимо снижения начальной цены контракта можно сделать и наличие опыта работы в данной сфере.

Также может быть введена предварительная квалификация: заказчик вправе потребовать от участника торгов свидетельства о том, что у него есть опыт исполнения по крайней мере двух государственных контрактов на сумму не менее 20% начальной цены нынешнего контракта без штрафных санкций. Данное положение закона распространяется на поставки продуктов питания в школы и дошкольные общеобразовательные учреждения, медицинские учреждения, учреждения социального обслуживания и детские оздоровительные лагеря.

Помимо этого, закон установил и новый порядок закупок фармацевтических препаратов для государственных нужд.

Теперь государственные и муниципальные заказчики должны указывать в документации международные непатентованные наименования (МНН) лекарств или их химические наименования в случае отсутствия МНН. Исключением являются лишь те лекарства, что внесены в специальный перечень под своим торговым наименованием, который будет утверждаться в установленном Правительством РФ порядке.

Федеральный закон № 122 также предусматривает отмену поручительства крупных компаний в качестве финансового обеспечения ответственности исполнителя контракта. Теперь в обеспечение будут принимать лишь банковские гарантии и наличные. Это связано с тем, что на сегодня поручительство превратилось в своего рода лазейку, чтобы избежать ответственности.

Примерно 80–90% поручительств представлялись от имени компаний, которые либо не существовали вовсе, либо балансы которых поддельны. Следующим шагом в этом направлении должно стать создание реестра выданных банками гарантий, чтобы заказчик смог сверить в Интернете реквизиты предъявленной ему гарантии и убедиться, что она действительно подлинная.

Много практических нововведений коснулось и электронных торговых площадок. Это стало своего рода подарком к юбилею. Ведь первые из них начали работать в 2001–2002 годах. Тогда через них осуществляли закупки в основном крупные частные компании.

Одним из новшеств системы электронных торгов по госзаказу стало снижение платы, взимаемой площадками с победителя. В 2010 году, когда федеральным правительством проводился конкурс по отбору пяти площадок для размещения

государственного и муниципального заказов, в положение об их работе был включен пункт 3.5, гласивший, что площадки берут с победителя плату 3 тыс. руб. Однако если объем финансового обеспечения заявок на участие в торгах, накопившийся за год у банков, работающих с площадками, превысит 480 млрд руб., то размер платы снижается до 2 тыс. При этом в расчет берется не календарный год, а сумма по последним четырем кварталам.

Однако по итогам III–IV кварталов 2011(го и I–II кварталов 2012 года получилось, что суммарно электронные площадки собрали около 550 млрд руб. Это стало известно 1 августа. И тут же вездесущая ФАС разослала электронным площадкам требование снизить ценовой порог обслуживания. Если же сумма обеспечения заявок перевалит за 720 млрд руб., то участие в электронных аукционах вообще станет бесплатным не только для проигравших, но и для победителя.

Еще новшество: теперь на электронных площадках будет осуществляться не только размещение государственного и муниципального заказов, но и продажа государственного имущества. Теоретически возможность этого была заложена еще в варианте закона «О приватизации» в 2010 году. Однако, чтобы проводить электронные приватизационные аукционы, требовался распорядительный документ федерального правительства. А он увидел свет лишь на исходе прошедшего лета.

Теперь, в соответствии с законом, электронную форму можно применить, если приватизационные торги проводятся в виде аукциона, конкурса, специализированного аукциона, публичного предложения (так называемый голландский аукцион на снижение цены) или без объявления цены. Теперь Министерство экономического развития в течение полугода должно отобрать электронные площадки, которые смогут вести приватизационные торги госимуществом.


Отсчет с 1 октября

С 1 октября, в соответствии с Законом № 223, на официальном сайте в особом разделе начали публиковаться сведения о закупках государственных корпораций, компаний с долей участия государства не менее 50% и естественных монополий – сферы, прежде абсолютно закрытой для общественного контроля.

Также начиная с октября в рамках Таможенного союза задействована процедура взаимного признания национальных электронных цифровых подписей, что даст возможность производителям Белоруссии и Казахстана участвовать в российских электронных аукционах по госзаказу.

Между тем столичные власти заметно повысили в этом году эффективность своих закупок. Как сообщил руководитель Департамента по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, по итогам трех кварталов 2012 года московские заказчики сэкономили свыше 75 млрд руб. Всего же в этом году рассчитано сэкономить на закупках вдвое больше, чем в предыдущем, – около 130 млрд. При этом ежегодный объем закупок столицы составляет около 600 млрд руб.

Внедряются в столице и новшества в области инвестиционных торгов. Все тот же Тендерный комитет разработал новый информационный продукт – бесплатное приложение для IPad «ИнвестМосква».

Оно создано для потенциальных инвесторов и всех, кто интересуется инвестиционной деятельностью в городе. Приложение уже доступно в App Store для всех пользователей IPad. В частности, с его помощью в планшет можно загрузить интерактивную карту с отмеченными на ней выставляемыми на торги участками, объектами государственно(частного партнерства и инновационной инфраструктуры.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
Вся информация о торгах, аукционах и конкурсах
"Бюллетень Оперативной Информации "Московские Торги" 6/2020

Читать свежий номер

ЭнергокомплексМосинжпроектГеопроектизысканияМОЭСК
МОСПРОМСТРОЙСоюзФондАКСИТЕХ