ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Закон «На ремонте»


Замглавы ФАС рассказал об основных изменениях в закупочном законодательстве

В начале ноября 2018 года Институт госзакупок провел очередную XIII всероссийскую практическую конференцию-семинар «Государственные и муниципальные закупки – 2018». Мероприятие традиционно является площадкой, на которой специалисты в сфере закупок имеют возможность обменяться опытом, получить рекомендации экспертов, услышать позицию регулятора и мнение контролирующих органов по интересующим вопросам. Это особенно важно в свете последних изменений, внесенных в законы № 44-ФЗ, № 223-ФЗ и в подзаконные нормативные акты.

Мы правили-правили…

Дело в том, что, поскольку Закон о контрактной системе № 44-ФЗ постоянно совершенствуется, в него вносятся самые разные поправки, которые «доводят» систему государственных закупок. Именно поэтому на нынешней конференции основное внимание было уделено вступившим в силу поправкам.

В частности, были подробным образом рассмотрены последние изменения в регулировании закупок, осуществляемых в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Общая аудитория конференции составила около 800 участников: более 300 участников присутствовали на конференции очно, еще около 500 участников принимали участие в конференции посредством телемостов, организованных в городах Белгороде, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Хабаровске.

Всего в ходе конференции прозвучало более 25 докладов. Не остались в стороне и новые веяния в закупочной деятельности.

– В этом году отдельное внимание на конференции будет уделено актуальным вопросам электронизации автоматизации процедур закупок. Помимо этого, к обсуждению запланированы проблемы импортозамещения, применения каталога продукции, осуществления отдельных видов закупок, исполнения контрактов, – рассказал во вступительном слове к конференции директор Института закупок Андрей Храмкин. Позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которую высказал статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, довольно проста. В силу того, что в электронном виде закупки легче контролировать, стало быть, необходимо эту практику внедрять как можно шире.

Помимо этого, в ходе конференции затрагивались вопросы осуществления региональных закупок, а также актуальные проблемы применения законодательства о контрактной системе.

В своем докладе Андрей Цариковский рассказал о работе «отремонтированного» законодательства о контрактной системе и корпоративных закупках, а также о новых технологиях, которые все активнее применяются в закупочном процессе.

Веление времени

– Слово «цифровизация» уже всем надоело, но этот неизбежный термин говорит о нашем переходе на новые форматы общения и работы, – отметил Андрей Цариковский, говоря о внедрении новейших технологий в область госзаказа.

Эксперт рассказал, что именно благодаря этим новым форматам удалось достичь значительной экономии бюджетных средств. Просто потому, что теперь в случае каких-то злоупотреблений со стороны участников закупочного процесса ФАС проще схватить нарушителя за руку и доказать его вину. Как говорится в известном произведении, «все ходы записаны».

Кроме того, Андрей Цариковский напомнил собравшимся и о том, что с 1 января 2019 года применение в госзаказе электронных процедур больше не будет полезной опцией, а превращается в необходимость. Заказчики будут обязаны определять поставщиков путем проведения электронных процедур.

По словам Андрея Цариковского, все необходимые поправки в законодательство уже внесены. В частности, в Законе о контрактной системе № 44-ФЗ появились такие термины, как «электронная площадка» и «оператор электронной площадки». Также Андрей Цариковский рассказал о состоявшемся отборе электронных площадок, перечень которых утвержден актом Правительства РФ.

В законе говорится, что электронная площадка – это сайт, соответствующий установленным, согласно п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона 44-ФЗ, требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме.

Оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежат не более чем 25% долей (акций) и которое владеет электронной площадкой и обеспечивает ее функционирование.

Вводятся также понятия «специализированная электронная площадка» и соответственно «оператор специализированной электронной площадки». В качестве специализированной электронной площадки понимается информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, владеющее специализированной электронной площадкой и обеспечивающее ее функционирование.

Кроме того, с 1 июля 2018 года все участники госзакупок при обмене электронными документами в контрактной системе в сфере закупок, в том числе при подаче заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений, будут обязаны подписывать такие документы усиленной квалифицированной электронной подписью. В настоящее время используется усиленная неквалифицированная электронная подпись. Для заказчиков удостоверяющими центрами (УЦ) по-прежнему будут выступать федеральные казначейства, для поставщиков – УЦ, аккредитованные Минкомсвязи.

Правильная конкуренция

Однако, по словам замглавы ФАС, «первым вестником перехода закупок в цифровую эпоху был 94-ФЗ».

– Ломая традиции и устои, он перевел процедуры на электронные площадки, – отметил спикер. Однако во время действия этого закона организовать полноценные торги в электронной форме не получилось во многом потому, что Закон об электронной цифровой подписи не был до конца проработан.

Говоря о необходимости наличия ограниченного количества электронных ресурсов, он подчеркнул: – Нам нужна не конкуренция площадок, а конкуренция на площадках.

То есть при наличии одинаковых правил игры на каждой из площадок во главу угла ставится повышение конкуренции при проведении госзакупок и, как следствие, снижение цены контракта, что приводит к существенной экономии государственных средств.

Кроме того, заместитель руководителя ведомства остановился на проблеме картелизации торгов и призвал участников мероприятия как представителей заказчиков и участников аукционов бороться с этим явлением.

– Деятельность картелей направлена и против вас, – добавил заместитель руководителя службы.

Картели не только приводят к перерасходу государственных средств, но и сильно затрудняют доступ к рынку госзакупок для предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП).

На вопросе поддержки малого и среднего бизнеса на закупках и закупках госкомпаний Андрей Цариковский остановился подробно. По его словам, главная поддержка «малышам» будет проходить в рамках Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации. Эксперт отметил, что с началом 2019 года конкурентные закупки, участниками которых являются только субъекты МСП, согласно внесенным в Закон о закупках отдельных юридических лиц № 223-ФЗ поправкам, также будет необходимо проводить в электронной форме.

В завершение выступления Андрей Цариковский пожелал участникам мероприятия успехов и вручил почетные грамоты ФАС России сотрудникам Института госзакупок – организатора состоявшейся конференции.

Untitled-1.jpg

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы АНДРЕЙ ЦАРИКОВСКИЙ

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ОЭКТеплоцентрстройКапиталИНА
ВКСтроительнаяКоминвест-АКМТ