НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Конкуренции нужна защита


Нарушения при проведении торгов в рамках госзакупок по-прежнему нередки

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России постоянно следит за конкурентными процедурами, которые проводятся в рамках государственных закупок. Если появляются претензии, то они касаются не только деятельности небольших компаний, но и крупных государственных структур. Возможно, поэтому больше всего среди нарушений картельных сговоров.

Закон один для всех

В середине октября в ФАС поступила жалоба от компании «ФинСтройСервис». Коммерсанты жаловались на действия учреждения Росавтодора, которое, по мнению заявителя, допустило нарушения при проведении закупки подрядных работ по капремонту трассы «Крым» (М-2) с начальной (максимальной) ценой примерно 2,2 млрд руб.

В ходе рассмотрения жалобы ФАС России выявлен ряд нарушений в закупочной документации. Прежде всего антимонопольщики указали на то, что инструкция по заполнению заявок на участие в закупке была оформлена ненадлежащим образом. Кроме того, не были прописаны технические требования к материалам, используемым в рамках исполнения контракта. Например, к товару «мастика клеящая морозостойкая битумно-масляная МБ-50» было установлено требование о соответствии определенному техническому условию. При этом характеристики по указанному техническому условию отсутствуют в открытом доступе. Участники закупки оказались в замешательстве, ведь они совершенно не могли, даже при всем желании, ответить в своей заявке на вопрос соответствия своего товара требованиям заказчика.

Также ФАС указала на то, что в «проекте контракта (договора) не установлена ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта, а также ненадлежащим образом установлено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому или физическому лицу, на размер налоговых платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Заказчик не прописал должным образом и требования к опыту соискателя на выполнение аналогичных работ. Хотя сумма контракта и важность объекта для экономики страны предполагает, что к его исполнению должны допускаться исключительно опытные компании, хорошо зарекомендовавшие себя в других подобных проектах. В закупочной документации отсутствовала стоимость и группа работ исполненного контракта, который участник должен представить в качестве доказательства наличия опыта.

Воспользовавшись этим обстоятельством, компания, которая впоследствии была признана победителем закупочной процедуры, смогла предоставить два контракта, которые нельзя учесть в данной закупке. Стоимость первого договора составляла менее 20% от НМЦК, а, согласно второму договору, организация исполняла работы в статусе субподрядчика, но не генерального подрядчика.

ФАС указала на то, что подобный опыт не соответствует требованиям, которые установлены постановлением Правительства России от 04.02.2015 за № 99-ПП.

– С учетом характера выявленных нарушений управлению Росавтодора предписано отменить все протоколы закупки и внести изменения в закупочную документацию.

Закупка должна быть проведена повторно, но с учетом замечаний ФАС, – подчеркнул начальник Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов.

Согласно документации к повторному аукциону, подрядчику предстоит провести капремонт дороги в два этапа на участках от 131-го до 15-го км в обоих направлениях. Этот участок трассы проходит по территории Тульской области.

После исправления всех недостатков хочется надеяться, что дорога, которая каждое лето привлекает большое количество автотранспорта, будет приведена в порядок. Отметилась в числе нарушителей и организация, которая сама пресекает нарушения, связанные с технологией и составом продуктов питания. ФАС вынесла Роспотребнадзору и его подведомственному научному центру предписание, в котором требует устранить нарушения, допущенные в процессе организации торгов.

Специалисты антимонопольного органа выяснили, что ведомство сформировало ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в аукционе.

– ФАС России рассмотрела жалобу компании «Стройком 888» на действия Роспотребнадзора (заказчик) и Федерального научного центра медико-профилактических технологий (уполномоченный орган) при проведении закупки по строительству зданий стоимостью порядка 482 млн руб., – говорится в сообщении пресс-службы ФАС.

Антимонопольщики отметили, что в составе первой части заявки на участие в аукционе необходимо было указать товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения используемого товара. Кроме того, ФАС заметила, что заказчик не включил в проект контракта обязательные условия по уменьшению суммы, подлежащей уплате в соответствии с Законом о контрактной системе.

Новые нарушения

В середине октября стало известно, что УФАС по Санкт-Петербургу обнаружила новый вид нарушений при организации крупных тендеров. Их выявили в процессе анализа конкурсной документации на капитальный ремонт моста через реку Славянка и на проектирование здания для «Историко-литературного музея города Пушкина». Общая начальная (максимальная) цена контрактов превышает 30 млн руб.

Об этом говорится в сообщении пресс-службы УФАС. Антимонопольщики уличили сотрудников Дирекции транспортного строительства и Фонда капстроительства Петербурга в том, что они требовали от потенциальных подрядчиков подтвердить деловую репутацию сертификатом соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015. Однако, по словам представителей УФАС, это требование неправомерно. Дело в том, что Закон о контрактной системе не предполагает возможности требования с участников конкурса подобного подтверждения. Участники закупок имеют право подтверждать свою положительную репутацию другими способами.

– Подобные уловки стали появляться в конкурсной документации все чаще. Позиция ФАС однозначна – показатель оценки деловой репутации в соответствии с конкретным ГОСТом должен быть исключен из конкурсной документации, – подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

В результате организациям итоги конкурса были аннулированы. Заказчикам Санкт-Петербурга было вынесено предписание об изменении конкурсной документации и проведении нового конкурса.

Старые картели

Тем не менее основными нарушениями при проведении госзакупок были и остаются картельные сговоры.

– В среднем ФАС выявляет порядка 600 сговоров в год.

Треть из них – картели при госзаказе, – отметил заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков в ходе выступления на пленарной сессии XIII Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки – 2018».

Основными «проблемными зонами», где выявлено наибольшее количество сговоров в ходе проведения закупок, Мухамед Хамуков назвал поставку лекарств и медизделий, продуктов питания и дорожное строительство.

Представитель ФАС напомнил, что необходимость декартелизации дорожного строительства выделена как отдельный пункт Национального плана развития конкуренции.

В сфере поставок лекарств и медизделий, по статистике управления по борьбе с картелями, выявлено сговоров в ходе более 9500 аукционов в 72 регионах. В области строительства – более чем в 600 конкурсных процедурах в 64 регионах и более чем на 800 аукционах в 28 регионах при закупках продуктов питания.

По словам Мухамеда Хамукова, при доказывании «классических картельных схем» используются «классические методы», например, получение письменных свидетельств сговора в ходе проверок. Однако существуют и «продвинутые сговоры», при реализации которых участники картеля переписываются в мессенджерах, используют специализированный сленг и шифруют тексты.

– Аукционные роботы используются картелистами для их программирования на поддержание цен на торгах, – рассказал замруководителя Управления об еще одном «цифровом» методе нарушения антимонопольного законодательства.

При этом он подчеркнул, что цифровизация используется и для контроля противоправных практик. Так, Мухамед Хамуков напомнил о разрабатываемой ФАС России программе по электронному контролю за сговорами на торгах – так называемом «большом цифровом коте».

В результате работы ФАС России торги в рамках госзаказа должны стать конкурентными и прозрачными, как того требуют интересы страны.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел
ГеопроектизысканияМОЭКЭнергокомплексМД-групп
СоюзАбсолют