ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

В условиях высокой конкуренции


Подведены итоги развития столичных рынков товаров, работ и услуг.

Департамент по конкурентной политике города Москвы – ДКП подготовил доклад «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг города Москвы по итогам 2017 года». Разработка документа осуществлялась в соответствии с требованиями Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ – Стандарта, утвержденного распоряжением Правительства РФ № 1738-р от 5 сентября 2015 года. Помимо ДКП в работе над докладом участвовали целый ряд столичных органов исполнительной власти, московское управление Федеральной антимонопольной службы – УФАС, общественные организации, хозяйствующие субъекты и отраслевые объединения.

Документ, в частности, содержит данные мониторинга ряда столичных рынков, «дорожную карту» по содействию развитию конкуренции и информацию о мерах по ее реализации за прошлый год.

Оценки предпринимателей и потребителей

Мониторинг состояния предпринимательской среды в городе был проведен ДКП в сентябре-декабре прошлого года путем опроса 1200 участников электронного ресурса «Портал поставщиков», предназначенного для проведения госзакупок малого объема. Более 80% участников опроса охарактеризовали уровень конкуренции в своей отрасли как высокий или очень высокий. При этом, по мнению 72% респондентов, конкуренция существенно возросла за последние три года. Особенно высокий уровень конкуренции отмечался в сферах образования и здравоохранения, где в рамках реализации городских программ происходит сокращение доли государственных услуг и их замещение услугами частных организаций. Кроме того, был отмечен высокий уровень конкуренции в сфере оптовой и розничной торговли, строительстве, транспорте, гостиничном и ресторанном бизнесе. По данным опроса субъектов малого и среднего предпринимательства – МСП, большинство респондентов в 2017 году не сталкивались с административными барьерами. По оценке большинства опрошенных, за последние три года административные барьеры в Москве либо были устранены, либо бизнесу стало легче их преодолевать.

Опросы на тему удовлетворенности качеством официальной информации о состоянии конкуренции были проведены в сентябре-декабре 2017-го как среди предпринимателей, так и среди потребителей. При этом 93% предпринимателей и 89% потребителей позитивно оценили качество официальной информации. В докладе был отмечен и проект «Биржа торгов», предназначенный для привлечения бизнеса на рынок госзаказа и рынок инвестиционных предложений. Так, в прошлом году в рамках «Биржи торгов» было проведено 341 мероприятие (роуд-шоу, вебинары, круглые столы, встречи с инвесторами); в них приняло участие около 4 тыс. человек.

Приоритетные направления

В соответствии с федеральным Стандартом Правительство Москвы утвердило «дорожную карту» развития конкуренции, исполнителями которой стали 16 городских органов исполнительной власти. А главный исполнитель – ДКП утвердил план по достижению целевых показателей «дорожной карты», включающий проведение 106 мероприятий. В частности, в сфере закупок план предусматривает проведение общественных слушаний (в том числе по закупкам малого объема) и выполнение утвержденных Правительством Москвы единых требований к проведению торгов по продаже и аренде государственного имущества.

Отметим, что в прошлом году Правительство Москвы обязало городских заказчиков размещать закупки с начальной ценой до 3 млн руб. у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций – СМП и СОНКО. Кроме того, была введена обязанность заказчиков осуществлять закупки малого объема с использованием котировочных сессий на Портале поставщиков.

В соответствии с требованиями Стандарта, Правительство Москвы также утвердило перечень из 6 приоритетных рынков различных категорий товаров и услуг. В число приоритетов вошли: рынок инновационной продукции, рынок наукоемкой и высокотехнологичной продукции, рынок проведения ярмарок и фестивалей, рынок гостиничного хозяйства, рынок туристических услуг, рынок международной торговли и экспорта. Выбор первых двух из них связан с требованиями Стандарта по развитию несырьевой продукции с высокой добавленной стоимостью, имеющей перспективы замещения импорта и экспортный потенциал.

В целях их развития городские власти осуществляют мероприятия по стимулированию спроса на высокотехнологическую продукцию, развитию инфраструктуры наукоемких и высокотехнологических производств, росту внедрения инноваций на московских промышленных предприятиях. Следующие три приоритета связаны со становлением Москвы как одного из мировых центров притяжения туризма. Так, в прошлом году город посетило 21,6 млн туристов, включая 4,8 млн иностранных. В этой связи развитие рынка туризма, гостиничного хозяйства, ярмарок и фестивалей дает мультипликативный эффект на другие рынки и существенно влияет на развитие городской экономики в целом. Что касается последнего из перечисленных приоритетных рынков, то столичным Правительством был создан Московский экспортный центр и запущена программа «Сделано в Москве», направленная на продвиже ние продукции предприятий города на международных выставках.

Главные итоги прошлого года

В докладе ДКП были перечислены ключевые итоги реализации «дорожной карты» в 2017 году. Так, все запланированные ДКП 106 мероприятий были реализованы в отчетном периоде. Что касается конкретных секторов, в документе был отмечен значительный рост количества частных организаций в социальной сфере: так, по сравнению с 2016 годом, их доля в общем количестве городских организаций социального обслуживания выросла на 82%. По сравнению с 2016 годом в полтора раза вырос объем средств, выделяемых из городского бюджета на конкурсной основе организациям, работающим в сфере культуры. Активно ведется работа по поддержке упомянутых выше приоритетных рынков. Так, общее число открытых в прошлом году технопарков, индустриальных парков и промышленных комплексов достигло 33 (на 83% больше, чем в 2016 году). Количество технопарков, индустриальных парков и промышленных комплексов, которым оказывается господдержка, увеличилось на 49%. В рамках развития рынка туристических услуг в прошлом году на 43% выросло число объектов туриндустрии, обследованных на предмет доступности для инвалидов, а количество аккредитованных гидов-переводчиков и экскурсоводов выросло более чем вдвое.

Кроме того, в прошлом году более чем в 4 раза увеличилось количество информационно-консультационных услуг, оказанных столичным производителям на предмет возможности экспортной деятельности.

Одним из приоритетов развития конкуренции является совершенствование городской системы закупок. В документе отмечено, что по итогам прошлого года на Портале поставщиков было зарегистрировано 84 153 поставщика, в том числе 56 396 субъектов малого предпринимательства, и размещено 9,9 млн оферт. В целом за прошлый год в столице было проведено 537 аукционов по реализации объектов имущественной казны города Москвы на общую сумму около 6 млрд руб. В их число входили 202 объекта продажи нежилой недвижимости на общую сумму более 2,5 млрд руб.; при этом среднее количество участников торгов составило 4,9, а среднее повышение начальных (минимальных) цен – 22,8%. Кроме того, в 2017 году в ходе торгов было реализовано имущество государственных унитарных предприятий и акционерных обществ на общую сумму около 60 млрд руб. Наибольший рост показателей по отношению к 2016 году в сфере закупок был отмечен в работе киоска «Ваш инвестиционный консультант». Так, в прошлом году сотрудниками киосков было проведено 18 743 консультации; это на 85% выше данных за 2016 год. В заключение скажем, что в докладе сформулирована и основная задача на текущий год: выработка новых мер по развитию конкуренции (совместно с представителями предпринимательского сообщества), а также расширение перечня приоритетных рынков «дорожной карты» с учетом положений «Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы», утвержденного указом Президента РФ.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
ГлавУПДККростМоскапстройГеопроектизыскания
ДоркомэкспоАбсолютСоюзШвабе