ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Конкуренция – основа развития страны


Заместитель руководителя фас России Андрей Цыганов делится опытом

Россию часто упрекают в том, что в экономике страны недостаточный уровень конкуренции. Составляются рейтинги, где наша страна и в самом деле выглядит не слишком удачно. Развеять подобного рода мнения и поделиться опытом реальной защиты конкуренции может только личный контакт между представителями профильных ведомств России и международными организациями.

В начале мая 2018 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Андрей Цыганов провел встречу с представителями Международного валютного фонда (МВФ). Мероприятие состоялось в рамках ежегодных консультаций МВФ с российскими официальными лицами, в этот раз оно было посвящено обсуждению состояния конкуренции на товарных рынках Российской Федерации и вопросу контроля государственных закупок. Об этом сообщает пресс-служба ФАС России.

– Наша официальная позиция заключается в том, что сохранение и, более того, увеличение доли государственного участия в секторах экономики наносит вред конкуренции.

Потому что изначально частные и государственные компании, которые действуют в конкурентных секторах экономики, оказываются в неравном положении. Одни могут пользоваться поддержкой государства, а другие могут рассчитывать только на собственные возможности, – начал свое выступление замглавы ФАС. – При этом доля государства в экономике, измеряемая в количественных показателях, не так важна, как роль государства. Поэтому мы говорим не столько о размере государственного сектора, сколько о тех проконкурентных и антиконкурентных инструментах, которыми государство располагает, чтобы управлять экономикой. С этой точки зрения вопрос государственных закупок – один из важнейших.

Государственные закупки в России на сегодняшний день считаются одним из основных драйверов развития экономики, поэтому государством принят ряд мер для того, чтобы они были максимально прозрачными и конкурентными.

Сейчас властями взят курс на развитие электронных закупок, в том числе среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

«Электронные» преимущества

Закупочная деятельность государства и связанных с ними структур регулируется Законом о контрактной системе № 44-ФЗ и Законом о закупках отдельных видов юридических лиц № 223-ФЗ. В декабре 2017 года в эти законы были внесены масштабные изменения, направленные на совершенствование механизмов государственных и корпоративных закупок и в первую очередь на перевод самих закупок в электронный вид.

В частности, нововведения закрепляют понятие «электронные процедуры» определения поставщиков, устанавливают особенности проведения таких процедур, регламентируют правила проведения электронного конкурса.

При этом предусмотрено, что переход госзакупок в электронную форму не будет резким. С 01.07.2018 проводить или не проводить закупочную процедуру в электронной форме определяет заказчик, и только с 01.01.2019 все закупки должны обязательно проводиться в электронной форме.

– Электронные площадки мы считаем достоинством российской законодательной системы, – подчеркнул Андрей Цыганов.

Поправками в Закон 223-ФЗ в том числе устанавливается закрытый перечень способов закупок у субъектов МСП и полный их перевод в электронную форму. Проводиться такие закупки будут на универсальных торговых площадках, функционирующих в соответствии с Законом 44-ФЗ. Эти меры позволят обеспечить поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на закупках госкомпаний.

Перевод госзакупок в электронный вид направлен прежде всего на снижение субъективных факторов при их осуществлении, повышение анонимности подачи заявок и их рассмотрения заказчиками, а также исключение возможности привлечения заказчиком к процедуре «своих» поставщиков.

Кроме того, авторы принятых поправок рассчитывают на снижение коррупционных рисков, а также рисков сговора и надеются на увеличение эффективности осуществляемых закупок.

– Действующая редакция Федерального закона № 223-ФЗ позволяет компаниям с государственным участием и госкорпорациям придумывать такие схемы, которые облегчают процедуру закупки у единственного поставщика, и использовать иные неконкурентные способы закупки.

Эта проблема ФАС известна, и мы с коллегами из Минфина России и Минэкономразвития России над ней работаем, постоянно совершенствуя законодательство. Ясно совершенно, что мы сталкиваемся с колоссальным противодействием и серьезным лоббизмом, когда люди, привыкшие «назначать» исполнителя по контрактам, используют все возможные методы и механизмы, чтобы помешать нам внести правильные проконкурентные изменения в законодательство. Но ФАС научилась бороться и с такими лоббистами.

Помимо всего прочего, перевод конкурентных закупок в электронную форму упрощает требования к участникам закупок и позволяет снизить затраты на участие в закупке.

– Для развития бизнеса правильная система организации закупок очень важна. Мы рады тому, что имеем возможность воздействовать не только на вопросы, связанные с конкуренцией, но и на осуществление государственных закупок и закупок контролируемых государством компаний, – отметил в своем выступлении Андрей Цыганов.

Один в поле не воин

Вопросы развития конкуренции едва ли можно решить усилиями только одного ведомства. Тут очень важен момент взаимодействия с другими заинтересованными организациями, например, такими как Банк России.

– Важная особенность заключается в том, что в финансовом секторе мы действуем на принципах сорегулирования, то есть осуществляем правоприменение вместе с Центральным банком Российской Федерации, – прокомментировал Андрей Цыганов. Замглавы ФАС России особо подчеркнул значимость совместно разработанной с Банком России дорожной карты по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.

Так, в настоящее время ФАС России и Банк России приступили к большой работе, которая ставит перед собой серьезные задачи. В частности, усилия регуляторов будут направлены на ограничение доли одного кредитора в расчете среднерыночного значения полной стоимости кредита (ПСК) с целью обеспечить справедливые рыночные условия образования цены на потребительские кредиты и снизить влияние на нее возможных нарушений антимонопольного законодательства со стороны доминирующих игроков.

Также будут изучены условия оказания услуг представительства по страховому возмещению в регионах страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это делается также и для того, чтобы проработать предложения по расширению перечня возможных представителей.

Говоря о системе показателей, позволяющих оценить состояние и развитие конкуренции в отраслях экономики, Андрей Цыганов обратил внимание на то, что эти показатели прямо установлены в указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и в утвержденном этим указом Национальном плане развития конкуренции.

Андрей Цыганов также подчеркнул, что на недавнем заседании Государственного совета Российской Федерации, посвященном развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации, обсуждались вопросы распространения системы показателей на уровень субъектов Российской Федерации и их использования при оценке деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

Цыганов.jpg

Заместитель руководителя ФАС России АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел