ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Есть к чему стремиться


Федеральная антимонопольная служба подготовила итоговый доклад о работе ведомства в 2017 году.

В числе главных результатов прошлого года – принятие Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг., кардинальное реформирование стратегии тарифного регулирования, создание эффективных механизмов борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных корпораций, принятие «дорожных карт» развития конкуренции в сфере здравоохранения и на рынке финансовых услуг. В докладе также были обозначены проблемы в сфере контрактной системы госзаказа и закупок, регулируемых Законом № 223-ФЗ, с точки зрения решения задач по обеспечению конкуренции. Кроме перечисления ключевых недостатков системы государственных и корпоративных закупок в докладе были сформулированы главные задачи службы на текущий год.

Процедурные проблемы

Перейдем к упомянутым в докладе проблемам закупочной системы. Одна из них связана с ростом количества закупок у единственного поставщика. Причем нередко это происходит в отраслях, где имеется высокая конкуренция, например, в строительстве или в поставках медицинских изделий.

В своем докладе ФАС напомнила, что Правительство РФ рекомендовало минимизировать закупки у единственного поставщика. В настоящее время ведется работа по внедрению порядка принятия актов об определении единственного поставщика, что, по мнению экспертов, будет способствовать развитию конкуренции. Отдельная проблема – закупки у единственного поставщика, осуществляемые госкомпаниями и естественными монополиями. В Законе № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 44-ФЗ, не приведен список оснований для такой закупки, что дает заказчику излишнюю свободу действий. Кроме того, заказчики по 223-ФЗ имеют возможность маскировать закупку у единственного поставщика под многочисленные «иные способы».

В докладе ФАС была дана критическая оценка и некоторым конкурентным закупочным процедурам, в частности, «бумажным» конкурсам. Во-первых, на этих конкурсах нередко используются субъективные критерии оценки заявок. В этой связи антимонопольное ведомство выступает за снижение уровня значимости неценовых критериев.

Во-вторых, «бумажная» форма подачи заявок не гарантирует сохранения конфиденциальности информации об участниках и не способствует честному определению победителя торгов. Вместе с тем отметим, что с 2019 года «бумажных» конкурсов по 44-ФЗ уже не будет.

Антимонопольный орган выразил претензии и к конкурсам с ограниченным участием, а именно – к возможности предъявлять к участникам требования к наличию материальных ресурсов. По мнению ФАС, эти требования не могут гарантировать надежность компании как поставщика, но несут в себе коррупционные риски. В докладе была также традиционно упомянута проблема огромного количества закупочных процедур по 223-ФЗ.

Как отсечь неугодных участников?

Помимо перечисленных выше претензий к закупочным процедурам доклад ФАС указал и на ряд других недостатков закупочной системы, ведущих к ограничению конкуренции.

Один из них связан с тем, что заказы государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляемые за счет субсидий, выведены из-под действия 44-ФЗ и регулируются 223-ФЗ, содержащим намного меньше требований, направленных на обеспечение конкуренции.

С точки зрения ФАС, субсидии следует предоставлять на конкурсной основе. В документе был упомянут и, пожалуй, наиболее часто применяемый способ устранить «неугодных» участников торгов: включить в тендерную документацию явно избыточные требования; например, потребовать от участников указать не только максимально полное описание товара, но и конкретные показатели технических процессов или результаты испытаний. Понятно, что такие данные имеются далеко не у каждого поставщика. Ограничить использование такого метода призван Каталог товаров, работ и услуг – КТРУ, содержащий унифицированные описания объектов закупки. Еще одна проблема – право заказчика на одностороннее расторжение контракта. Причем перечень всех оснований для такого расторжения не определен.

Если же заказчик захочет доказать, что ему был поставлен товар ненадлежащего качества, то он может самостоятельно выбрать экспертов. По мнению ФАС, все это дает ему возможность оказывать давление на поставщика.

Главные претензии к 223-ФЗ сводились к рамочному характеру закона, к отсутствию в нем целого ряда важных норм, имеющихся в 44-ФЗ. Так, в частности, закон не содержит требований к описанию предмета закупки, списка требований к участникам торгов, требований к электронным торговым площадкам – ЭТП, порядка оценки заявок и правил ведения протоколов. Все это дает слишком большую свободу действий заказчикам, которые могут ее использовать для ограничения конкуренции. Между тем отметим, что недавно принятые поправки в 223-ФЗ частично решили эту проблему, прежде всего для спецторгов, размещаемых среди субъектов малого и среднего предпринимательства – МСП. Сама система поддержки МСП через закупки была оценена как недостаточно эффективная. В частности, ФАС не устраивает то, что в объем закупок у МСП включаются договора с субподрядчиками. Поскольку генподрядчик выбирает субподрядчиков неконкурентным путем, ими вполне могут оказаться аффилированные компании, привлеченные специально, чтобы отчитаться об объемах закупок у МСП.

Главные направления работы

В заключение перечислим главные задачи антимонопольного ведомства на 2018 год.

Во-первых, это работа по реализации положений Национального плана развития конкуренции в РФ.

Вторым ключевым направлением деятельности ФАС в текущем году станет совершенствование антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики и ее глобализации. Сюда же входит борьба с ограничительными коммерческими практиками транснациональных корпораций и с трансграничными нарушениями антимонопольного законодательства.

В-третьих, – и это наиболее тесно связанное с закупочной системой направление – ФАС будет работать над созданием эффективных механизмов противодействия картелям.

Помимо противодействия антиконкурентным сговорам на российской территории, антимонопольное ведомство намерено добиваться принятия международной конвенции «О борьбе с картелями».

Кроме того, ФАС намерена участвовать в развитии биржевой торговли такими товарами, как нефть, газ, нефтепродукты, лес, минеральные удобрения и т.д.

Последнее – пятое ключевое направление работы – связано с внедрением Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Проанализировав все сказанное выше, можно спрогнозировать ключевые направления деятельности антимонопольной службы в закупочной сфере. Во-первых, это борьба с картелями, включая законодательные инициативы по усилению уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения. Во-вторых, будут продолжены попытки включить в 223-ФЗ ряд требований, действующих в рамках контрактной системы госзаказа.

В-третьих, ведомство будет принимать участие в дальнейшей работе по цифровизации закупочной системы, по переводу всех ключевых действий заказчиков и поставщиков в автоматический режим. Последнее должно резко сократить количество ошибок и существенно уменьшить возможности умышленного использования методов, ведущих к ограничению конкуренции.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
МосводоканалСаториГлавУПДКИНА
КапстройситиФУДЛокоБанк