НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Невыгодный сговор. Бороться с картелями будет специальный орган


При проведении госзакупок одним из самых распространенных видов нарушения является картельный сговор, когда несколько участников торгов договариваются между собой и не допускают значительного снижения цены.

Идем на «таран»

Не так давно стало известно, что Московское управление Федеральной антимонопольной службы России (МУ ФАС) уличило ООО «Алькар», ООО «Бизнеспризма» и ООО «Бизнесцентр» в нарушении антимонопольного законодательства. Указанные компании заключили антиконкурентное соглашение на торгах, то есть нарушили п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Как удалось установить, в ходе нескольких аукционов с общей начальной максимальной ценой около 3,4 млн руб. участники картеля использовали классическую схему «таран».

В результате действий участников торгов в ходе электронных аукционов на изготовление полиграфии для нужд Минюста РФ, а также по уборке снега и укладке асфальта для бюджетных учреждений столичных департаментов спорта и здравоохранения цена контракта не снизилась, как это должно было произойти в случае соблюдения всех процедур, либо снизилась крайне незначительно.

Суть схемы в том, что на первых минутах аукциона две компании начальную (максимальную) цену (НМЦК) аукциона обрушивают более чем на 50%. После такого демпинга добросовестные участники закупок теряют интерес к торгам. На этом месте в дело вступает третий участник сговора. Он подает ценовое предложение, равное начальной цене торгов или незначительно ниже. После этого заявки первой и второй компаний, которые изначально содержали ошибки, признаются не соответствующими требованиям аукционной документации и отклоняются, в итоге контракт заключается по высокой цене с третьей компанией.

Кроме этого, для подачи заявок на участие в торгах организации использовали единую инфраструктуру, некоторые документы всех участников сговора содержали одинаковые орфографические ошибки. Также антимонопольным органом установлено, что ООО «Алькар» обеспечивало финансовую поддержку ООО «Бизнеспризма» и ООО «Бизнесцентр», переводя им денежные средства, которые использовались в качестве обеспечения участия в конкурсных процедурах.

Таким образом, МУ ФАС России признало все три компании виновными в нарушении положений Закона о защите конкуренции и выдало компаниям предписание о недопущении действий, которые могут ограничить конкуренцию. В ближайшее время в отношении всех участников сговора будет возбуждено административное производство. Размер штрафа за антиконкурентное соглашение может составить для юридических лиц от 10 до 50% от начальной стоимости предмета торгов. Также к ответственности могут быть привлечены руководители компаний, сумма штрафа для них составляет от 20 до 50 тыс. руб.

Дурной пример заразителен

Еще один картель был выявлен на торгах по закупкам программного обеспечения, компьютерного и серверного оборудования, оргтехники для оснащения различных учреждений и организаций Москвы и Московской области, в том числе многофункциональных центров (МФЦ).

Тут отличились ООО «ПК Аквариус», ООО «ПРОФ-ИТ ГРУПП», ООО «Технопрогресс» и ООО «Онлайн Стори». Им также вменяется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в ходе проведения торгов. По мнению регулятора, компании заключили картельное соглашение, что привело к поддержанию цен на торгах.

В период с 2014 по 2016 гг. ООО «ПК Аквариус», ООО «ПРОФ-ИТ ГРУПП», ООО «Технопрогресс» и ООО «Онлайн Стори» участвовали в десяти аукционах. Начальная (максимальная) цена контрактов по всем аукционам составила более 141 млн руб.

В ходе торгов участники подавали по одному ценовому предложению и отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы. В результате снижение по всем аукционам составило 1% от начальной (максимальной) цены контрактов.

Ситуация стала угрожающей

По словам начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева, картельные сговоры происходят минимум в 10% от всех торгов, это сравнимо с «раковой опухолью».

Картели настолько прочно вошли в систему госзакупок, что может показаться, будто сил ФАС не хватает для борьбы с ними. Именно поэтому Президент России Владимир Путин поручил ужесточить ответственность за создание картелей и сформировать между ведомствами координационный орган по борьбе с ними.

Согласно поручению президента, в Госдуму уже внесен соответствующий законопроект. Предполагается, что до 1 октября Кабинет министров должен составить список мер для «усовершенствования взаимодействия» антимонопольных органов с заинтересованными ведомствами и компаниями. Предполагается, что таким образом можно достичь более оперативного реагирования на нарушения законодательства о защите конкуренции. В частности, президент поручил ФАС, Министерству внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ), Следственному комитету (СК) и Генеральной прокуратуре России разработать меры по выявлению и пресечению деятельности картелей и созданию координационного органа между этими ведомствами.

Таким образом, предполагается, что картелями должны заниматься не только в ФАС, но и в силовых ведомствах, чтобы при наличии состава возбуждать уголовные дела. Видимо, этот орган станет ответом на неоднократные просьбы ФАС предоставить им право вести следственные действия.

В случае создания подобного органа о том, что происходит в деле борьбы с картелями, будут докладывать напрямую президенту. Возможно, что подобное «ручное» управление сдвинет дело с мертвой точки, начнутся положительные изменения.

Не только картели

Однако картели – не единственные нарушения, которые допускаются при госзакупках. Часто чиновники «забывают» о необходимости проведения конкурса, отдавая подряд определенной компании. Такая ситуация сложилась в Басманном районе, управа которого получила предупреждение из УФАС Москвы о том, что она нарушает антимонопольное законодательство. Дело в том, что районная управа не провела конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, и это могло ограничить конкуренцию на данном рынке.

Ведомство усматривает в бездействии управы Басманного района города Москвы признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

После окончания срока договора управления многоквартирным домом, заключенного управой Басманного района, к его обслуживанию приступила новая управляющая компания – ООО «Главное управление жилищным фондом». Учитывая, что доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в указанном многоквартирном доме составляет более 50%, договор управления в соответствии с ч. 2 ст. 163 ЖК РФ должен был быть заключен с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.

В результате того, что управа конкурса по отбору управляющей компании не проводила, ООО «Главное управление жилищным фондом» получило преимущественные условия по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги на рынке управления многоквартирными домами в городе Москве.

«Безответственное отношение к правилам, установленным, в частности, жилищным и антимонопольным законодательством, приводит к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц», подчеркивают в МУ ФАС России.

В целях исполнения предупреждения управа Басманного района должна устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства путем проведения конкурса по выбору управляющей организации многоквартирного дома.

В случае невыполнения указанного предупреждения Московским УФАС России будет возбуждено антимонопольное дело, по результатам рассмотрения которого виновные лица будут привлечены в том числе к административной ответственности.

Еще одним классическим нарушением при проведении госзакупок является необоснованный отказ от торгов одному или нескольким участникам. Так, столичные антимонопольщики признали обоснованной жалобу на действия ГУП «Московский метрополитен» при проведении электронного аукциона по выбору подрядчика для брендирования тематического поезда в лондонском метро.

Ведомство признало, что действия аукционной комиссии ГУП «Московский метрополитен» имеют признаки нарушения ст. 69 Закона о контрактной системе № 441-ФЗ. Дело в том, что комиссия приняла необоснованное решение о несоответствии заявки участника требованиям аукционной документации (ч. 7 и ч. 8 ст. 69 № 441-ФЗ).

Конкурсная комиссия Московского метрополитена отклонила заявку одного из претендентов на выполнение работ по оформлению состава в лондонском метрополитене. Однако в нарушение требований ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов аукциона не содержал обоснование принятого решения.

В ходе заседания установлено, что, по мнению предприятия, в составе второй части заявки претендента была допущена ошибка. В частности, не был указан ИНН учредителя фирмы – участника аукциона. Таким образом, согласно доводам Московского метрополитена, заявка не соответствовала требованиям аукционной документации.

Однако Московское УФАС России установило, что в составе заявки имеются все необходимые сведения об учредителях участника закупки. Таким образом, решение аукционной комиссии Московского метрополитена в части признания второй части заявки претендента на контракт не соответствующей требованиям аукционной документации неправомерно и нарушает положения Закона о контрактной системе.

Ведомство выдало предприятию обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.


Назад в раздел
МД-группМОЭКТеплоцентрстройСатори
ШвабеФондВКРоссийский