НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Новости

Завершилась реставрация фасадов Дома-паровоз – легендарного памятника конструктивизма в центре столицы.

Сходство с локомотивом дому на ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1 придает девятиэтажная башня, напоминающая паровозную трубу. Она появилась на углу здания в середине 1930-х, сам дом был построен еще во второй половине XVIII века.

Сейчас здесь находится офис ОАО «Российские железные дороги», а в советское время его занимало Министерство путей сообщения.

Здание является объектом культурного наследия регионального значения, поэтому реставрация проводилась по проекту, согласованному с Мосгорнаследием. Черты конструктивизма дом приобрел после масштабной реконструкции 1932-1938 годов.

«Архитектурный стиль здания менялся трижды. В XVIII веке на этом месте возвели двухэтажный каменный Запасный дворец в форме каре с элементами барокко, где располагались провиантские склады. В конце XIX века дворец передали Институту благородных девиц и здание перестроили: оно стало трехэтажным, а его фасады оформили в стиле классицизм. После революции здесь разместился Наркомат путей сообщения. В 1932-1938 годах по проекту архитектора Ивана Фомина прошла масштабная реконструкция. Здание было фактически перестроено. Этажность увеличилась с трех до пяти, окна сделали шире, с фасадов убрали лепнину и декоративные украшения, оформив их в стиле конструктивизма», – сказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов, передает портал.

Нижние этажи фасадов, выходящих на Садовую-Черногрязскую и Новую Басманную улицы, украсили лаконичные полуколонны, расположенные между оконными проемами.

При этом на дворовых фасадах сохранили элементы декора в стиле классицизм – наличники, карнизы, русты, пилястры и лепнину. На углу здания возвели девятиэтажную башню с часами, за которую его и прозвали «дом-паровоз». Изначально циферблаты были с римскими цифрами, но к 1950-м годам их заменили на арабские.

В здании сохранились сводчатые перекрытия первого – третьего этажей главного корпуса XVIII века, в интерьерах главного корпуса, в помещениях второго и третьего этажей, можно увидеть кессоны, розетки и лопатки начала XX века.

Последний раз фасады реставрировали в 1988-1989 годах, но с тех пор они изрядно обветшали. Дело в том, что наружные стены здания покрыты терразитовой штукатуркой – это смесь цемента, извести-пушонки, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами.

Она позволяет создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. Почти за 30 лет на ней появились трещины, следы от протечек, местами покрытие осыпалось, на некоторых участках отслоилась штукатурка.

Состояние части балконов было аварийным: их бетонные и металлические основания пришли в негодность, потрескалось покрытие пола, а металлические перила проржавели.

В аварийном состоянии находилась и скатная кровля башни: местами сгнили деревянные стропила. В ремонте также нуждались плоская крыша главного корпуса, водосточные трубы и отливы.

Реставрационные работы длились более полугода. За это время специалисты очистили фасады от слоя грязи и пыли, удалили поврежденные слои и восстановили утраты терразитовой штукатурки, отреставрировали лицевую кладку стен, удалили поздние красочные слои.

После этого привели в порядок балконы – укрепили несущие металлические конструкции и бетонные плиты, установили на них новые ограждения.

Были заменены водосточные трубы и отливы, отремонтирована кровля, козырьки. Затем фасады покрасили в серый цвет. В цвет фасадов покрасили и декоративные панели, закрывающие наружные блоки кондиционеров.

Кроме того, реставраторы восстановили циферблаты часов на башне. Также выполнили технологическое отверстие в одной из панелей часов, которое не повлияло на исторический облик объекта, но при этом поможет в обслуживании циферблата; как и все остальные внешние панели, оно выкрашено в цвет фасада.


Назад в раздел

ГеопроектизысканияКапиталКростМосгаз
СбербанкВКАбсолют