Page 127 - Московские Торги №4
P. 127

антимонопольный комитет



              руководством Президента РФ, сообщил глава антимоно-      обретении технологий или иных нематериальных активов.
              польной службы Игорь Артемьев.                           В современных условиях приобретение нематериальных
                – Заседание Госсовета состоится 17 апреля, причем это   активов может быть основанием монополизации товарных
              будет не президиум Госсовета, где участвует небольшое    рынков, поэтому и эти критерии должны быть усилены,
              число губернаторов, а настоящий Госсовет, на который будут   заявил Сергей Пузыревский.
              приглашены все губернаторы нашей страны и, соответствен-
              но, будет президент, – сказал Игорь Артемьев.            БОЛЬШЕ ГЛАСНОСТИ
                Национальный план по развитию конкуренции пред-          Тема борьбы за конкуренцию получила продолжение
              полагает реализацию конкретных мероприятий со стороны    на публичных слушаниях об итогах правоприменительной
              определенных органов власти. Например, к 1 июля          практики ФАС России. Сергей Пузыревский отметил, что
              2018 года должны быть утверждены отраслевые планы        в последние годы российское антимонопольное ведомство
              развития конкуренции до 2020 года. К тому же сроку дол-  стало органом предупредительного контроля, который стре-
              жен быть готов план перехода отдельных сфер естествен-   мится прежде всего предотвратить правонарушение.
              ных монополий в состояние конкурентного рынка.             – Этот факт подтверждает наша статистика. Так, в 2017 го-
                Правительство РФ до 1 октября 2018 года должно опре-   ду антимонопольное ведомство направило 4477 пре-
              делить перечень субъектов естественных монополий, инвес-  дупреждений представителям органов власти и хозяйству-
              тиционные программы которых утверждает Кабинет минист-   ющим субъектам. В 2016 году этот показатель составлял
              ров. После этого до 1 июля 2019 года правительство должно   5486, – сказал Сергей Пузыревский.
              определить единый порядок разработки, утверждения           Замглавы ФАС отметил, что, несмотря на рост количества
              и контроля реализации инвестиционных программ естест-    нарушений с признаками картельных соглашений, общее
              венных монополий.                                        количество зафиксированных нарушений и, соответственно,
                                                                       возбужденных дел снизилось. В 2016 году служба возбудила
              ОПАСНАЯ ЦИФРА                                            4040 дел, в 2017 году – 3534.
                Особое внимание в ходе заседания общественного совета    – Профилактическая работа, в том числе в виде направ-
              было уделено новым опасностям для конкуренции, которые   ления предупреждений, имеет важное значение в деятель-
              возникают в ходе развития цифровой экономики.            ности антимонопольной службы и является неотъемлемой
              Как рассказал заместитель руководителя ФАС России Сергей   частью государственного контроля. В рамках реформы
              Пузыревский, для противостояния им ведомство разработа-  контрольно-надзорной деятельности ведомство проводит
              ло проект так называемого «пятого антимонопольного паке-  профилактику нарушений обязательных требований
              та» законов, призванного усовершенствовать антимонополь-  в целях формирования моделей добросовестного поведения
              ное регулирование в условиях цифровой экономики.         на товарном рынке, – отметил замглавы ФАС.
                По словам Сергея Пузыревского, основная проблема         Затем Сергей Пузыревский перешел к теме развития кон-
              состоит в том, что в современных условиях некоторые стан-  куренции в нашей стране.
              дартные категории антимонопольного регулирования на        – Развитие конкуренции в рыночной экономике рас-
              цифровых рынках попросту не работают.                    сматривается в качестве одного из приоритетных направ-
                – Все чаще мы сталкиваемся с примерами, когда меняет-  лений государственной политики, имеющей своей страте-
              ся монетизация определенных ресурсов, а рыночная власть   гической целью сокращение государственного участия
              определяется не наличием большого количества товаров,    в рыночных отношениях, обеспечение и устранение избы-
              а доступом к большим объемам информации, – сообщил       точных административных барьеров, ограничивающих
              замглавы ФАС. – У законодательства должны появиться      свободное функционирование рынков, – добавил зам-
              дополнительные критерии, позволяющие отнести к доми-     главы ФАС.
              нирующим субъектам владельцев крупных инфраструктур-       Как сообщил Сергей Пузыревский, для достижения по-
              ных платформ, интернет-платформ, которые такую власть    ставленных целей следует создать нормативную базу: при-
              получают.                                                нять единый закон о государственном регулировании тари-
                Другой важной темой поправок стали ценовые алгоритмы,   фов и провести реформу естественных монополий, ввести
              анализирующие рынки и автоматически «подстраивающие»     принудительный патент в целях охраны жизни и здоровья
              цену. Коль скоро компании используют эти алгоритмы для   граждан и ограничить создание унитарных предприятий
              оптимизации взаимоотношений с конкурентами, то здесь     на конкурентных рынках.
              можно говорить в том числе и о картельных сговорах, убеж-  Это лишь первые мероприятия из череды публичных
              ден Сергей Пузыревский.                                  обсуждений и круглых столов, на которых специалисты
                По мнению замглавы ФАС, в законодательстве должны      и заинтересованные стороны будут обсуждать разработан-
              появиться дополнительные критерии допустимости, когда    ные ФАС поправки в законодательство. Планируется,
              «антимонопольный орган может, проанализировав ту или     в частности, детально рассмотреть разработанный пакет
              иную платформу, сказать о наличии или отсутствии потенци-  законопроектов с представителями бизнеса, обществен-
              ала антиконкурентного картельного сговора».              ных и профессиональных организаций. Все это, как не раз
                Также отмечалось, что в «пятый пакет» будут включены   говорилось в ходе мероприятий, должно способствовать
              и дополнительные критерии, которые связаны с согласова-  развитию конкуренции, а также чистоте и прозрачности
              нием сделок экономической концентрации. Речь идет о при-  государственных закупок.


                                                                                    04 / 2018  Мо сков ские тор ги     123
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132