Page 95 - Московские Торги №5-8 за 2025 год
P. 95
транспорт
по организации движения беспилотных трамваев. Запуск перво- основе инициативного предложения Московского метрополи-
го в России беспилотного трамвая осуществляется в три этапа. тена. Москва впервые в России инициировала принятие ЭПР
На первом этапе, который стартовал в мае 2024 года, прово- для внедрения беспилотного городского транспорта.
дились испытания беспилотного трамвая на улицах города без В рамках второго этапа беспилотный трамвай выходит на
пассажиров с водителем и системой дублирования его дейст- маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилот-
вий. Система обеспечивала движение трамвая, но конечные ного вождения взяла на себя функции управления и принятия
решения оставались за водителем. В рамках первого этапа решений, а водитель страхует действия трамвая.
трамвай проехал больше 800 км по Москве по трассе маршрута Трамвай курсирует по городу по специальному графику.
№ 10 («Метро «Щукинская» – улица Кулакова»), ни разу не В салоне есть большой экран для трансляции основных показате-
нарушив правила дорожного движения. лей работы различных систем. Он позволяет оценить, как трам-
Первый этап успешно завершился, и в конце августа 2024 года вай видит окружающее пространство через систему машинного
начался второй этап работы беспилотного трамвая. Все системы зрения.
были проверены: и сам трамвай, и программное обеспечение На третьем (финальном) этапе в конце 2025 года планиру-
были полностью готовы к первым тестовым поездкам с пасса- ется обеспечить полностью беспилотное движение трамвая с
жирами. Проведение второго этапа стало возможно после уста- пассажирами. При этом в салоне или кабине может находить-
новления Правительством России в Москве экспериментального ся сотрудник – без обязательного наличия прав управления
правового режима (ЭПР) для запуска беспилотного транспор- трамваем – для визуального наблюдения за движением или
та. Документ был подготовлен Минэкономразвития России на выполнения прочих функций, уточняет пресс-служба Мэра и
Правительства Москвы.
кАк трАмВАй нАбирАется оПытА
За 1,5 года беспилотный трамвай проехал более 6 тыс. км,
причем без аварий. Этот современный вид транспорта развива-
ет скорость до 60 км/ч, умеет быстро и плавно останавливаться
перед препятствиями и на остановках. При этом он видит и
различает цвета даже в темноте, умеет высчитывать расстояние
до объектов, траекторию их движения.
Помогают ему в этом компьютерные программы и три вида
датчиков. Так, лидары лазерными лучами измеряют расстоя-
ние до предметов от корпуса трамвая, радары определяют ско-
рость объектов, а камеры идентифицируют окружающий мир.
Вся информация поступает в компьютер и накладывается на
заложенные ранее карты маршрута, данные о знаках, переездах
и проч. Если перед трамваем возникает нештатная ситуация, он
считывает с датчиков информацию и плавно останавливается.
Преимущества беспилотного трамвая очевидны. В день он
проходит по маршруту в оба конца до 6 раз, или более 12 км.
Каждый раз на маршруте его знания обогащаются новыми ситу-
ациями, то есть таким образом трамвай набирает опыт и осво-
бождает от напряженной работы водителя.
Как анонсировал заместитель Мэра Москвы по вопросам
транспорта и промышленности Максим Ликсутов, уже в сентя-
бре – октябре текущего года трамвай повезет пассажиров.
– В кабине его еще будет специалист, чтобы следить за про-
цессом движения, – сообщил Максим Ликсутов. – К 2030 году
около трети трамваев станут беспилотными, а к 2035 году –
до 90%.
Полноценный запуск беспилотного трамвая устранит все сбои
в расписании.
Программное обеспечение для трамвая создают сотрудники
Московского метрополитена без привлечения сторонних ком-
паний. Беспилотная технология принадлежит Правительству
Москвы.
Столица России – первая в Европе по развитию беспилотных
трамваев. Московская беспилотная разработка – уникальная
для всего мира, при этом она работает надежнее и стабильнее
зарубежных аналогов и способна с помощью искусственного
интеллекта управлять трамваем в огромном мегаполисе.
Московские торги