Page 95 - Московские Торги №5-8 за 2025 год
P. 95

транспорт




           по организации движения беспилотных трамваев. Запуск перво-  основе  инициативного  предложения  Московского  метрополи-
           го в России беспилотного трамвая осуществляется в три этапа.   тена.  Москва  впервые  в  России  инициировала  принятие  ЭПР
             На первом этапе, который стартовал в мае 2024 года, прово-  для внедрения беспилотного городского транспорта.
           дились испытания беспилотного трамвая на улицах города без   В  рамках  второго  этапа  беспилотный  трамвай  выходит  на
           пассажиров  с  водителем  и  системой  дублирования  его  дейст-  маршрут как с пассажирами, так и без них. Система беспилот-

           вий.  Система  обеспечивала  движение  трамвая,  но  конечные  ного вождения взяла на себя функции управления и принятия
           решения  оставались  за  водителем.  В  рамках  первого  этапа   решений, а водитель страхует действия трамвая.
           трамвай проехал больше 800 км по Москве по трассе маршрута     Трамвай  курсирует  по  городу  по  специальному  графику.
           №  10  («Метро  «Щукинская»  –  улица  Кулакова»),  ни  разу  не  В салоне есть большой экран для трансляции основных показате-
           нарушив правила дорожного движения.                  лей работы различных систем. Он позволяет оценить, как трам-
             Первый этап успешно завершился, и в конце августа 2024 года  вай видит окружающее пространство через систему машинного
           начался второй этап работы беспилотного трамвая. Все системы  зрения.
           были  проверены:  и  сам  трамвай,  и  программное  обеспечение   На третьем (финальном) этапе в конце 2025 года планиру-
           были  полностью  готовы  к  первым  тестовым  поездкам  с  пасса-  ется  обеспечить  полностью  беспилотное  движение  трамвая  с
           жирами. Проведение второго этапа стало возможно после уста-  пассажирами. При этом в салоне или кабине может находить-
           новления Правительством России в Москве экспериментального  ся  сотрудник  –  без  обязательного  наличия  прав  управления
           правового  режима  (ЭПР)  для  запуска  беспилотного  транспор-  трамваем  –  для  визуального  наблюдения  за  движением  или
           та.  Документ  был  подготовлен  Минэкономразвития  России  на   выполнения  прочих  функций,  уточняет  пресс-служба  Мэра  и
                                                                Правительства Москвы.

                                                                кАк трАмВАй нАбирАется оПытА
                                                                  За 1,5 года беспилотный трамвай проехал более 6 тыс. км,
                                                                причем без аварий. Этот современный вид транспорта развива-
                                                                ет скорость до 60 км/ч, умеет быстро и плавно останавливаться
                                                                перед  препятствиями  и  на  остановках.  При  этом  он  видит  и
                                                                различает цвета даже в темноте, умеет высчитывать расстояние
                                                                до объектов, траекторию их движения.
                                                                  Помогают  ему  в  этом  компьютерные  программы  и  три  вида
                                                                датчиков.  Так,  лидары  лазерными  лучами  измеряют  расстоя-
                                                                ние  до  предметов  от  корпуса  трамвая,  радары  определяют  ско-
                                                                рость  объектов,  а  камеры  идентифицируют  окружающий  мир.
                                                                Вся  информация  поступает  в  компьютер  и  накладывается  на
                                                                заложенные ранее карты маршрута, данные о знаках, переездах
                                                                и проч. Если перед трамваем возникает нештатная ситуация, он
                                                                считывает с датчиков информацию и плавно останавливается.
                                                                  Преимущества  беспилотного  трамвая  очевидны.  В  день  он
                                                                проходит по маршруту в оба конца до 6 раз, или более 12 км.
                                                                Каждый раз на маршруте его знания обогащаются новыми ситу-
                                                                ациями, то есть таким образом трамвай набирает опыт и осво-
                                                                бождает от напряженной работы водителя.
                                                                  Как  анонсировал  заместитель  Мэра  Москвы  по  вопросам
                                                                транспорта и промышленности Максим Ликсутов, уже в сентя-
                                                                бре – октябре текущего года трамвай повезет пассажиров.
                                                                  – В кабине его еще будет специалист, чтобы следить за про-
                                                                цессом движения, – сообщил Максим Ликсутов. – К 2030 году
                                                                около  трети  трамваев  станут  беспилотными,  а  к  2035  году  –
                                                                до 90%.
                                                                  Полноценный запуск беспилотного трамвая устранит все сбои
                                                                в расписании.
                                                                  Программное  обеспечение  для  трамвая  создают  сотрудники
                                                                Московского  метрополитена  без  привлечения  сторонних  ком-
                                                                паний.  Беспилотная  технология  принадлежит  Правительству
                                                                Москвы.
                                                                  Столица России – первая в Европе по развитию беспилотных
                                                                трамваев.  Московская  беспилотная  разработка  –  уникальная
                                                                для всего мира, при этом она работает надежнее и стабильнее
                                                                зарубежных  аналогов  и  способна  с  помощью  искусственного
                                                                интеллекта управлять трамваем в огромном мегаполисе.


                                                                                           Мо­ско­в­ские то­р­ги
   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100