НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Особенности переходного периода

Вправе ли было казенное учреждение заключать в 2013 году договоры на поставку товаров, выпол­нение работ и оказание услуг в 2014 году после открытия лимитов бюджетных обязательств на 2014 год?

Если вправе, то учитывать ли в плане-графике на 2014 год закупки по договорам, заключенным в 2013 году, срок выполнения работ, оказание услуг и поставка товаров по которым предусмотрены в 2014 году? Будут ли применяться ограничения, уста­навливаемые п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (закупки у единственного контрагента)?


Еще раз отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе­чения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу только с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого закона). Поэтому какая-либо право­применительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.

В силу прямого указания ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные кон­тракты, гражданско-правовые договоры бюджет­ных учреждений на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого закона, сохраняют свою силу. Иными словами, заказчики, безусловно, были вправе заключать контракты, срок исполнения которых включает 2014 год, в 2013 году, естественно, по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), который утратит силу только со всту­плением в силу Закона № 44-ФЗ (п. 1 ст. 113 этого закона). Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства здравоохранения РФ от 22.08.2013 № 09-01/9324.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или (до ввода в эксплуатацию указанной системы) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг планы-графики разме­щения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этого закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим норматив­ное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполне­ния бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим отметим, что по смыслу положений подп. 1 п. 5, п. «г», п. «л» подп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информацион­но-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг, планов-графиков размещения зака­зов на 2014 и 2015 годы, утвержденных прика­зом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2013 № 544/18н, зарегистрированным в Минюсте России 26.11.2013, в план-график включаются планируемые закупки, которые будут осуществляться в пределах календарного года, на который составлен план-график. Поэтому включать в план-график 2014 года сведения о контрак­тах, заключенных в 2013 году, не нужно.

При этом действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчики вправе осу­ществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тыс. руб. при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотрен­ных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. (Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяют­ся на закупки товаров, работ, услуг, осуществляе­мые заказчиками для нужд сельских поселений.) В 2014 и 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ осуществляется без использования планов-графиков.

К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит спе­циальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014, 2015 годах рас­чет общей суммы средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, ни о том, учитывается ли при определении соблюдения указанных ограничений сумма цен контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ лимита может быть обоснован указанием этого пункта, что указанный лимит установлен в процентах от «размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика» (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом- графиком), без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Тем более что сам расчет общей суммы, исходя из того же ука­зания, на наш взгляд, логично определять исходя из сумм доведенных лимитов финансирования государственных или муниципальных заказчи­ков — получателей соответствующих бюджетов (п. 2 ст. 72 БК РФ) или суммы, указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчи­ка — бюджетного учреждения (ст. 9.1, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Заметим, что такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, кото­рый следует разместить у субъектов малого пред­принимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18 августа 2009 года № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В при­веденном в нем примере расчета заказчику пред­лагается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, вхо­дящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).

За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Надежда Верхова и Аркадий Серков,
эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ


Назад в раздел

КапиталГлавУПДКЭнергокомплексГера
ФондРоссийскийВКАбсолют