Вправе ли было казенное учреждение заключать в 2013 году договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в 2014 году после открытия лимитов бюджетных обязательств на 2014 год?
Если вправе, то учитывать ли в плане-графике на 2014 год закупки по договорам, заключенным в 2013 году, срок выполнения работ, оказание услуг и поставка товаров по которым предусмотрены в 2014 году? Будут ли применяться ограничения, устанавливаемые п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (закупки у единственного контрагента)?
Еще раз отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу только с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого закона.
В силу прямого указания ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого закона, сохраняют свою силу. Иными словами, заказчики, безусловно, были вправе заключать контракты, срок исполнения которых включает 2014 год, в 2013 году, естественно, по правилам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), который утратит силу только со вступлением в силу Закона № 44-ФЗ (п. 1 ст. 113 этого закона). Аналогичные разъяснения даны в письме Министерства здравоохранения РФ от 22.08.2013 № 09-01/9324.
Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, заказчики размещают в единой информационной системе или (до ввода в эксплуатацию указанной системы) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этого закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим отметим, что по смыслу положений подп. 1 п. 5, п. «г», п. «л» подп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 20.09.2013 № 544/18н, зарегистрированным в Минюсте России 26.11.2013, в план-график включаются планируемые закупки, которые будут осуществляться в пределах календарного года, на который составлен план-график. Поэтому включать в план-график 2014 года сведения о контрактах, заключенных в 2013 году, не нужно.
При этом действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тыс. руб. при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн руб. в год. (Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.) В 2014 и 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ осуществляется без использования планов-графиков.
К сожалению, Закон № 44-ФЗ не содержит специальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014, 2015 годах расчет общей суммы средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, ни о том, учитывается ли при определении соблюдения указанных ограничений сумма цен контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ лимита может быть обоснован указанием этого пункта, что указанный лимит установлен в процентах от «размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика» (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом- графиком), без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Тем более что сам расчет общей суммы, исходя из того же указания, на наш взгляд, логично определять исходя из сумм доведенных лимитов финансирования государственных или муниципальных заказчиков — получателей соответствующих бюджетов (п. 2 ст. 72 БК РФ) или суммы, указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности заказчика — бюджетного учреждения (ст. 9.1, подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Заметим, что такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18 августа 2009 года № АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В приведенном в нем примере расчета заказчику предлагается определять долю (от 10 до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства, от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в соответствующий перечень (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 № Д28и-878).
За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.