ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Источник роста неисчерпаем


По мнению международных экспертов, ставка на инновации – лучший способ возвращения России на путь опережающего развития.

Международная консалтинговая компания

McKinsey&Company опубликовала отчет об исследовании «Инновации в России – неисчерпаемый источник роста». В документе кратко изложены общемировые тенденции инновационного развития с более подробным изложением ситуации в России и ее перспектив. Особое внимание было уделено инновациям в четырех отраслях российской экономики – банковском секторе, машиностроении, черной металлургии и фармацевтике. По мнению авторов исследования, ставка на инновации – это верный, а для современной России чуть ли не единственный способ возвращения на путь опережающего развития. В отчете была особо выделена ведущая роль государственной политики в инновационном развитии страны.

Глобальный тренд

Исследование начинается с краткой характеристики общемировых трендов инновационного развития. Одной из главных особенностей современного этапа является ускоренное внедрение новых изобретений на потребительском рынке. Для сравнения: с момента изобретения автомобиля до его массового производства прошло более 50 лет, а планшет преодолел этот путь за три года. В отчете приводится ряд показателей, характеризующих общемировой рост инноваций.

Так, доля инновационных компаний во многих отраслях составляет 10–20%, и, по прогнозам, в ближайшие годы она будет стремительно расти. Если в 1997 году в списке крупнейших по объему выручки мировых компаний Fortune Global 500 на долю высокотехнологичных фирм приходилось менее 9% совокупной прибыли, то в 2017 году – уже 17%.

По мнению экспертов McKinsey&Company, инновации становятся ключевой компетенцией и оказывают значительное влияяние на бизнес, государство и общество, являются способом достичь значимого роста валового внутреннего продукта – ВВП отдельно взятой страны и повышения качества жизни ее граждан.

Когда говорят о модной теме инноваций, нередко возникает вопрос: а что же все-таки это такое и каковы их виды? Чем, к примеру, инновации отличаются от традиционных научных открытий и технических изобретений? В отчете McKinsey&Company приведено два вида классификации инноваций.

Первый – по типу того, что именно создается или модернизируется. Инновация продукции – это разработка нового или значительное усовершенствование существующего товара или услуги.

Инновация процессов – это создание нового метода разработки, производства, доставки или сбыта продукции. А инновации в сфере бизнес-моделей – это улучшение экономических параметров в цепочке создания стоимости, диверсификация источников прибыли и т.д.

Другая используемая в отчете классификация связана с преобладающим, для данной отрасли архетипом инноваций.

Всего авторы выделили четыре таких архетипа.

1) Научный архетип: главные источники инноваций – открытия, изобретения, научно-исследовательские и опытно-конструктор-ские разработки – НИОКР.

2) Инженерный архетип: главные источники инноваций – технологические решения, современные компоненты, спецификация продукции.

3) Потребительский архетип: главные источники инноваций – постоянно появляющиеся новые бизнес-модели и продукты, ориентированные на потребительский рынок.

4) Архетип эффективности: главные источники инноваций – рост выпуска продукции, повышение ее качества, снижение затрат на производство.

Инновации в России: проблемы и перспективы

Перейдем к анализу ситуации в нашей стране. Согласно оценкам авторов исследования, перед Россией стоят амбициозные цели по повышению темпов роста ВВП за счет внедрения инноваций, так как другие факторы не обладают столь значительным потенциалом. Между тем текущая ситуация оставляет желать лучшего. В докладе приведены данные по отношению производительности труда в России и ведущих западных странах по отраслям. Так вот, по экономике в целом российская производительность составляет 44% от лидера (США), по добыче полезных ископаемых – 75% от лидера (Великобритания), по финансовой и страховой деятельности – 48% (Швеция), по строительству – 41% (Великобритания), по обрабатывающей промышленности – 32% (США), по сельскому хозяйству – 25% (Великобритания), а по научным исследованиям и разработкам – только 21% от лидера (США).

Несмотря на то что большинство руководителей российских компаний осознают необходимость активной работы с инновациями, далеко не все они уверены в том, что смогут их осуществить в необходимом масштабе.

Так, по данным опроса, проведенного McKinsey&Company в 2013–2014 гг., самыми значимыми препятствиями к развитию инноваций, были названы: несоответствующая корпоративная культура и мотивация – 36%, плохое понимание тенденций – 26%, дефицит ресурсов (специалистов) – 25%, организационная модель – 24%, отсутствие нужной IT-инфраструктуры – 23%, дефицит финансирования – 21%, негибкость бизнес-процессов – 19%, конфликт между инновациями и традиционным бизнесом – 18%, дефицит источников данных – 13%, недостаточная поддержка со стороны вышестоящего руководства – 12%.

Между тем есть и явно позитивные сдвиги. Так, в 2013 году Россия занимала лишь 78-е место в мире по инновационному компоненту в рейтинге глобальной конкурентоспособности, а в 2017 году – уже 49-е место (пятерка стран-лидеров 2017 года – Швейцария, США, Израиль, Финляндия, Германия). Это по-прежнему очень мало, но рост на 29 пунктов за 4 года – впечатляющий результат.

В отчете приводится более детальный анализ инноваций в четырех отраслях российской экономики: банковский сектор (потребительский архетип инноваций), машиностроение (инженерный архетип), черная металлургия (архетип эффективности) и фармацевтика (научный архетип). По мнению авторов, у России имеется очень серьезный потенциал инновационного развития во всех перечисленных секторах.

Четыре отрасли – для примера

Банковский сектор – типичный пример потребительского архетипа. Спрос на инновации здесь в основном диктуется потребителями, а их ключевые требования – сокращение времени на совершение банковских операций, возможность их проведения в режиме online. Скорость появления новых идей, технологий и бизнес-моделей в этом секторе очень высоки, так как важнейшими факторами конкурентоспособности оказываются быстрота вывода банковских продуктов на рынок и их качество.

Важнейший общемировой тренд – цифровизация банковских процессов. Российский банковский сектор движется в том же направлении, что и мировой. Активно внедряются машинное обучение, искусственный интеллект, P2P-кредитование и другие новые технологии. В отчете отмечено, что Центральный банк РФ всеми средствами поддерживает развитие инноваций в финансовом секторе России и намерен придерживаться этого курса в будущем. По мнению авторов исследования, у российской банковской системы есть шансы стать одной из самых передовых в мире.

Оценивая ситуацию в российском машиностроении (инженерный архетип инноваций), эксперты отмечают, что в стране есть инженерные компетенции (проектирование, программирование, моделирование, электроника, спутниковые технологии), позволяющие в ряде областей успешно конкурировать на международных рынках. Вместе с тем лишь немногие российские игроки оказываются конкурентоспособными на глобальном уровне. Несмотря на это, эксперты McKinsey&Company полагают, что машиностроение будущего в России – это высокоэффективная и конкурентоспособная отрасль, в которой будут постоянно реализовываться продуктовые инновации с использованием цифровых технологий.

Россия сохранит и укрепит лидирующие позиции в традиционно высокоразвитых отраслях машиностроения (например, атомной). Кроме того, в стране могут быть созданы компании мирового уровня в таких секторах, как программирование, проектирование, моделирование, цифровые решения, системы управления, искусственный интеллект и интернет вещей.

В сфере черной металлургии (архетип эффективности) ситуация в России выглядит сравнительно благополучно. Если на среднемировом уровне прибыльность отрасли снизилась с 18–20% в начале 2000-х до 10% в настоящее время, то у отечественных компаний она доходит до 25%. Вместе с тем средняя выручка за тонну продукции у российских компаний значительно уступает мировым лидерам, которые используют более глубокие переделы и выводят на рынки новые типы продукции.

Относительно благополучная ситуация не способствует развитию инноваций: так, если расходы на НИОКР ведущих мировых металлургических компаний составляют 1,2–2% от выручки, то в российских – всего 0,1%. В этой связи важнейшим фактором развития инноваций в отрасли является поддержка спроса на них со стороны государства: содействие фундаментальным исследованиям по приоритетным направлениям, создание нормативно-правовой базы для ускорения развития инноваций в отрасли, формирование условий для диалога металлургических компаний, науки и органов власти по вопросам инновационного развития.

В качестве представителя научного архетипа была приведена фармацевтическая отрасль. Мировая фармацевтика бурно развивается. За последние 35 лет очень значительно увеличились расходы на разработку новых лекарств: так, у американских компаний они выросли более чем в 30 раз. Ведущие мировые производители вкладывают в НИОКР до 30% своей выручки.

Авторы исследования отмечают, что российская фармацевтика тоже значительно эволюционировала за последние годы, но пока еще существенно отстает от наиболее развитых стран. Согласно оценкам экспертов McKinsey&Company, у российской фармацевтики есть большой потенциал – в стране работают множество ученых, программистов и других высококвалифицированных специалистов, которые могут быть востребованы для модернизации отрасли. Российские фармацевтические фирмы имеют шанс выйти в лидеры по таким направлениям, как лечение сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также болезней центральной нервной системы. Если государство и бизнес приложат совместные усилия, развитие инноваций в российской фармацевтике будет успешным и стабильным, что приведет не только к повышению экономиче-ских показателей отрасли, но и к улучшению качества жизни российских граждан.

Задача государственной важности

Авторы исследования особо подчеркнули роль государства в создании инновационной экономики: помимо финансирования фундаментальной науки и высокотехнологических разработок оно может задавать векторы развития, расставлять приоритеты, выявлять перспективные направления в различных отраслях.

По мнению экспертов McKinsey&Company, российское государство уже сыграло существенную роль в формировании системы финансирования инноваций. На следующем этапе необходимо наладить эффективное взаимодействие бизнеса, органов власти и научного сообщества, а также грамотно расставить приоритеты инновационного развития.

В отчете была выделена и ключевая роль госзакупок в создании инновационной экономики: государство может выступать заказчиком инноваций, обеспечивая спрос на новые технологии и продукты. Госзаказ на инновации создает мощный стимул для университетов, исследовательских институтов и компаний, а также для последующего распространения новых технологий в различных секторах экономики.

Так, например, система GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу американского Пентагона, а в дальнейшем получили повсеместное применение. Российский пример на ту же тему – спутниковая система ГЛОНАСС, которая изначально разрабатывалась по госзаказу в военных целях, а затем стала доступна для гражданского применения и используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других высокотехнологических системах.

Важнейшим стимулом для инновационного развития могут стать и закупки госкомпаний. По мнению авторов исследования, являясь акционером крупнейших компаний, государство с помощью набора инструментов корпоративного управления может стимулировать их вовлечение в системную работу над инновациями.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
ГлавУПДКМИЦГеопроектизысканияМосгаз
ЛокоБанкШколаСбербанк