НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

«Золотая осень» порадует москвичей плодами нового урожая. С 9 по 12 октября 2013 года на территории ВВЦ в павильоне № 75 пройдет ХV Российская агропромышленная выставка «Золотая осень-2013»


В преддверии мероприятия руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы Алексей Немерюк рассказал корреспонденту «МТ» о развитии сектора продовольственной торговли в столице, мерах по обеспечению ее продовольственной безопасности, поддержке агропромышленных предприятий и развитии системы ярмарок выходного дня.


– Алексей Алексеевич, осень – пора урожая, и выставка «Золотая осень-2013» также посвящена подведению итогов сельскохозяйственного года. Но, к сожалению, на прилавках столичных супермаркетов в эти дни, как обычно, в основном превалируют импортные сельхозпродукты. Что в городе делается, для того чтобы покупатели могли приобретать свежую продукцию, выращенную на отечественных грядках?

– Самый главный шаг, который город сделал для обеспечения москвичей отечественными сельхозпродуктами, – это создание сети ярмарок выходного дня, которые проводятся на хорошо известных местным жителям улицах города. На сегодняшний день в городе определены постоянные площадки для проведения 130 подобных ярмарок. Ярмарки выходного дня проводятся в каждом из районов «старой» Москвы, а в нескольких районах – даже по две. Город сделал все, чтобы торговать на ярмарках было выгодно и удобно для фермеров, представителей крестьянских хозяйств и агропромышленных предприятий из регионов. Так, места для региональных сельхозпроизводителей на ярмарках выходного дня предоставляются бесплатно, а в нынешнем году мы устранили лишних посредников при организации таких мероприятий. Напомню, что до 2013 года организацией ярмарок выходного дня занимались компании (операторы), которые выигрывали это право на городских конкурсах и получали от города плату за свои услуги. При этом с непосредственных торговцев на ярмарках эти компании не имели права брать никакой платы за торговлю – все оплачивал город. Однако на практике операторы выдумывали разнообразные поборы для продавцов, к примеру, «на охрану» или «на уборку территории». В итоге город предпочел отказаться от наемных операторов. В результате начиная с нынешнего года полномочия по осуществлению деятельности ярмарочных площадок переданы ГБУ «Автомобильные дороги», а депутаты муниципальных советов получили право осуществлять контроль над ярмарками выходного дня.

Определен и регламент предоставления мест на ярмарках, в соответствии с которым их территория поделена на зоны в зависимости от продаваемого ассортимента, а также ассортиментный перечень товаров, разрешенных для реализации на подобных ярмарках.

Отмечу, что на восьми столичных ярмарках выходного дня проводится эксперимент: потенциальные продавцы могут зарезервировать места на них через Интернет. Итоги этого эксперимента будут подведены в декабре текущего года. Если он будет признан удачным, такой порядок распространится на все подобные ярмарки города.

Помимо указанных мною 130 постоянных площадок для проведения ярмарок выходного дня городом выделены дополнительно 23 постоянные площадки для проведения региональных ярмарок. Они проводятся по просьбам глав субъектов Российской Федерации, а также регионов стран Таможенного союза. С начала этого года в Москве уже прошли ярмарки Нижегородской, Ростовской, Вологодской, Тверской, Калужской и других областей Российской Федерации, Республики Татарстан, а также нескольких областей Республики Беларусь. Так, ближайшая региональная ярмарка состоится в период с 12 по 17 ноября 2013 года в рамках Дней Минска в Москве. Отмечу, что за первые восемь месяцев 2013 года в Москве было проведено 4860 ярмарок выходного дня и 240 региональных ярмарок. За прошедший период в работе ярмарок на территории города приняли участие более 50 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь, было реализовано свыше 43,8 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции и 16,7 тыс. тонн продовольственных товаров.-Кроме того, когда в городе проводятся особые тематические мероприятия, на улицах столицы организуются приуроченные к ним дополнительные ярмарки. Так, в дни работы выставки «Золотая осень-2013» запланировано проведение 98 ярмарок на территории всех 11 административных округов Москвы. В рамках фестиваля «Торговый город», стартовавшего в День города, прошло около 130 мероприятий – школьных базаров и региональных ярмарок.

Что касается специализированных ярмарок, то среди наиболее известных из них можно вспомнить ярмарку меда в Коломенском, которая в этом году проводилась с 9 августа по 6 октября. Нынешней осенью также прошли специализированные ярмарки «Урожай России-2013» и ярмарка монастырских и фермерских хозяйств.

– Зачем городу нужны все эти сложности с организацией торговых точек, договорами и т.д., не проще ли разрешить дачникам и жителям Подмосковья продавать у станций метро свою продукцию, как это было в 90-е?

– Девяностые годы остались далеко позади. Сегодня в городе нет места нецивилизованным формам торговли. Наша задача – превратить Москву в комфортный, удобный для жизни, красивый город – предусматривает, что в столице, как и в других европейских городах, найдется место и для воскресных фермерских ярмарок, и для обустроенных сельскохозяйственных рынков, расположенных в капитальных зданиях, но не будет стихийной несанкционированной торговли продуктами, не прошедшими санитарный контроль.

Обращаю внимание, что и на ярмарках выходного дня, и на обычных рынках пенсионерам и садоводам выделяются специальные бесплатные места, а качество продуктов, реализуемых ими, проверяют контролирующие органы. Но стоять возле станций метро (в 25-метровой зоне) и в других местах скопления людей со своими товарами категорически запрещено. За нарушение этого правила для граждан предусмотрен штраф, размер которого с 1 августа текущего года составляет от 2,5 до 5 тыс. руб.

– Какова судьба обычных столичных рынков? Сколько их осталось в Москве, сколько было перепрофилировано и какая судьба ожидает те сельхозрынки, которые принадлежат городу?

– На сегодняшний день в городе функционируют 56 розничных рынков, из них 47 сельскохозяйственных и 6 универсальных. Кроме того, продолжают работать один авторынок, один продовольственный рынок и один радиорынок, который, впрочем, сейчас закрыт на реконструкцию. Одиннадцать столичных сельхозрынков являются акционерными обществами со 100%-ной долей города или городскими унитарными предприятиями.

Еще один рынок в «новой» Москве является муниципальным и находится в собственности города Троицка.

Из указанных мною 56 рынков в настоящее время 29 функционируют в капитальных зданиях, то есть, по федеральному законодательству, смогут продолжить свою работу и после 1 января 2015 года, а 27 рынков сельскохозяйственной специализации ведут торговую деятельность в некапитальных строениях и после этой даты должны быть закрыты. На месте 10 из них уже намечено строительство новых, современных объектов в рамках инвестиционных контрактов. Эти объекты (торговые комплексы) должны быть построены до 2016 года, их общая площадь составит 320 тыс. кв. м.

Основной задачей на сегодняшний день является принятие своевременных мер, чтобы не допустить снижения уровня обеспеченности населения продовольственными и непродовольственными товарами после закрытия рынков. В этих целях необходимо предусмотреть строительство современных (капитальных) сельскохозяйственных рынков в местах, наиболее приближенных к населению, чтобы не допустить их сокращения в 2015 году более чем в 2 раза. На решение этой задачи, в частности, направлена предложенная департаментом Концепция развития сельскохозяйственных рынков.

– Департаментом торговли и услуг города Москвы подготовлена новая Концепция обеспечения продовольственной безопасности. Зачем потребовался этот документ? Неужели регулярности снабжения столицы продовольствием что-то угрожает?

– Продовольственная безопасность включает в себя несколько важных аспектов, и регулярность снабжения города – лишь один из них. Хотя должен признать, что движение товаропотоков продуктов питания в город является одним из основных ее компонентов.

Напомню, что Москва является самым северным мегаполисом мира, чья потребность в продовольствии превышает 12 млн тонн в год. Реальная численность населения Москвы составляет 14,5 млн человек, а это около 10% населения всей страны.

Инфраструктура розничной торговли продовольственными товарами в столице насчитывает 10,2 тыс. магазинов, в том числе 7,1 тыс. стационарных объектов общей торговой площадью 1997 тыс. кв. м и 3,1 тыс. объектов нестационарной сети (продуктовых палаток, киосков и некапитальных строений). Как я уже говорил выше, инфраструктура розничной торговли продовольствием включает в себя также 47 сельскохозяйственных рынков и 130 ярмарок выходного дня.

Оборот розничной торговли продуктами питания в Москве в 2012 году составил 1556,5 млрд руб., или 19,4% объема оборота розничной торговли продуктами питания в Российской Федерации, оборот общественного питания – 145,4 млрд руб., или 14,3% общероссийского.

Однако в розничном звене торговли не удалось избежать определенных диспропорций в развитии. Так, по состоянию на 1 января 2013 года обеспеченность населения города Москвы торговыми площадями продовольственной торговли составила 168 кв. м на тысячу жителей, предприятиями общественного питания – 43,5 посадочных места на тысячу жителей, что существенно ниже аналогичных показателей в столицах развитых стран мира. Так что по сравнению с Европой мы пока отстаем по обеспеченности качественными торговыми площадями, при этом плотность населения в Москве значительно выше, чем во многих европейских городах. Кроме того, максимальный уровень обеспеченности объектами торговли по округам столицы в 4 раза превышает минимальный. Дефицит количества торговых объектов прежде всего сказывается на социально незащищенных слоях населения, не имеющих возможности комфортно приобретать товар в силу физической или транспортной недоступности.

Поэтому мы активно развиваем современные торговые форматы в Москве, чтобы приблизить товары и услуги к каждому жителю города.

Есть свои нюансы и в оптовом звене продовольственной торговли. В столице сформировалась крупнейшая в Российской Федерации региональная товаропроводящая система оптовой и розничной торговли продовольствием. Товаропотоки продовольствия в розничную торговую сеть города Москвы поддерживают свыше 200 крупных и средних объектов оптового распределения (предприятия оптовой торговли продовольствием, складские комплексы, логистические центры и терминалы, сетевые распределительные центры, хладокомбинаты), расположенные на территории Москвы и Московской области. По нашим оценкам, общая складская площадь объектов инфраструктуры оптовой торговли и логистики, обеспечивающей товародвижение продовольствия в столицу, составляет почти 2 млн кв. м, из которых не менее 40% приходится на современные качественные складские площади классов А и В. Но и в развитии оптового звена возникли определенные диспропорции: оно отстает в развитии от потребностей розничной торговли и общественного питания.

Например, на долю сетевых распределительных центров приходится менее 8% общей величины складских мощностей, в то время как в странах Европейского союза аналогичный показатель составляет примерно 30–35%. В инфраструктуре товародвижения продовольствия в Москву отсутствуют крупные системообразующие объекты – организаторы оптового оборота, то есть агропродовольственные кластеры и оптовые продовольственные рынки.

Именно эту ситуацию мы и собираемся исправить, создавая агропродовольственный кластер за МКАД. На сегодняшний день складская инфраструктура составляет около 60% общего объема складских площадей города. Предприятия оптовой торговли продовольствием, расположенные на территории города, – это старые овощные базы и холодильники, не соответствующие требованиям современной логистики. Большинство из почти 1,5 тыс. арендаторов на этих предприятиях являются вторичными оптовиками, а также различными посредниками, чьи услуги приводят к росту издержек и повышают конечную стоимость товара в рознице. В сочетании с низким уровнем организации логистики многозвенные поставки, когда товар, прежде чем попасть на прилавок, проходит через руки нескольких оптовиков, негативно отражается на качестве и сохранности скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. В контексте продовольственной безопасности наличие многих посреднических звеньев делает систему товародвижения недостаточно устойчивой по отношению к изменениям конъюнктуры на российском и мировом рынках продовольствия.

Часть поступающих на московские предприятия продовольственных грузов проходит далее транзитом в другие регионы Российской Федерации. Наличие транзитных грузопотоков, составляющих почти 2 млн тонн в год, обусловливает дополнительную нагрузку на транспортную и складскую инфраструктуру города, ухудшает экологическую обстановку в нем.

Другой аспект продовольственной безопасности – доступность продуктов для малообеспеченных слоев населения и необходимость обеспечить жителям города полноценный рацион питания. В столице, по итогам 2012 года, уровень среднедушевого потребления пищевых продуктов жителями по ряду основных продуктов питания (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца) соответствует или превосходит рекомендуемые нормы потребления и заметно превышает среднероссийские показатели. Вместе с тем фактический рацион питания москвичей заметно отстает от рекомендуемых норм.

Среднестатистический москвич потребляет растительного масла на 26% меньше, чем население в странах ЕС, овощей и бахчевых культур – на 23% меньше, молока и молочных продуктов – на 21, фруктов и ягод – на 9%.

Наконец, помимо социального аспекта продовольственная безопасность имеет и международный, геополитический аспект. В условиях присоединения Российской Федерации к ВТО, участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве следует ожидать дальнейшего роста импортной зависимости продовольственного рынка Москвы.

– Важным элементом обеспечения продовольственной безопасности должны стать крупные логистические центры, подобные французскому «Ранжис», которые планируется построить за пределами МКАД. В Департаменте торговли и услуг города Москвы уже определились, где и в какие сроки они будут возведены?

– Сейчас определены три площадки для создания агропродовольственного кластера, на которых будут размещены крупные логистические комплексы. Это еще один способ решения проблем, которые вы упомянули в начале нашей беседы. Продукция фермерских и крестьянских хозяйств практически не попадает в крупные розничные сети. Распределительные центры сетевых ритейлеров предпочитают иметь дело с крупными агропромышленными комплексами, где производство сельхозпродукции поставлено на поток, иногда в ущерб ее качеству. Новые логистические комплексы будут ориентированы на то, чтобы принимать, сохранять и перерабатывать продукцию тех небольших хозяйств, которая сегодня не доходит до столицы. На данный момент определены места для трех логистических комплексов.

Москва, как я ранее отмечал, ежегодно потребляет 12 млн тонн продуктов питания, а планируемый объем сбыта предприятиями своей продукции на одной такой площадке может составить до 3 млн тонн свежего продовольствия. Они должны стать основой системы продовольственной безопасности столицы.

На сегодняшний день оптовые цены на продовольственную продукцию в столице завышены до 70% по сравнению с соседними регионами, но благодаря созданию агропродовольственного кластера они должны снизиться в два раза. Кроме того, благодаря открытию этих трех крупных оптово-продовольственных баз город получит около 7 тыс. новых рабочих мест.

Строительство новых оптовых продовольственных центров будет осуществляться за счет инвесторов. Город окажет им помощь, подведя к новым объектам все необходимые инженерные коммуникации, построив подъездные дороги и иную инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования оптовых рынков.

– С присоединением к Москве новых территорий у города появились собственные сельхозугодья и агропредприятия. Можно ли с их помощью обеспечить продовольственную безопасность столицы?

– Потребность Москвы в продовольствии, как я уже сказал, составляет 12 млн тонн в год. Агропредприятия «новой» Москвы производят лишь малую толику того, что потребляет столица. На присоединенной территории, включенной в состав города, находятся 12 крупных и средних организаций, 12 крестьянско-фермерских хозяйств, занимающихся сельскохозяйственным производством, включая 5 племенных хозяйств. Для примера: за первое полугодие нынешнего года предприятиями «новой» Москвы было произведено 6,9 тыс. тонн мяса скота и птицы, 15,9 тыс. тонн коровьего молока, 13,9 тыс. тонн овощей и 16,1 млн штук куриных яиц.

Поддержка из бюджета столицы агропредприятий, работающих на территории Троицкого и Новомосковского округов, ни одно из которых, к слову, не принадлежит городу, осуществляется в первую очередь для решения социальных задач, сохранения на новых территориях рабочих мест.

Эту поддержку город не только не сворачивает, но даже намеревается расширить.

Нашим департаментом подготовлен проект постановления Правительства Москвы, которое предусматривает увеличение ставки субсидирования молочного животноводства и страхования имущества агрохозяйств.

Разумеется, сельхозпродукции одних лишь агрохозяйств «новой» Москвы и Московской области, а также всей России недостаточно, чтобы насытить рынок столицы.

На сегодняшний день поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в Москву осуществляются более чем из 50 регионов России и 120 стран мира.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
МИЦМосгазГеопроектизысканияОЭК
МОСПРОМСТРОЙАктивКапитал