НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Инструмент эффективности. Как внедряются технологии электронной торговли


Отрасль электронных торгов зародилась в России 10 лет назад. Сегодня электронная торговля, представленная электронными торговыми площадками (ЭТП), – не только инструмент борьбы с коррупцией на уровне госзаказа, но и способ повышения эффективности для многих предприятий страны.


Как все начиналось

История торговли в режиме онлайн ведет отсчет с начала «нулевых». В исследовании Boston Consulting Group, опубликованном в 2001 году, констатировалось существование более 50 действующих и анонсированных электронных торговых площадок (ЭТП) для электронной коммерции, большая часть которых была создана в металлургии и отраслях ТЭК. А уже к концу 2001 года число b2b-проектов в различных отраслях российской экономики удвоилось и перевалило за сотню.

Однако по своей сути это были доски объявлений – обычные сайты, на которых только публиковалась информация о закупках.

В начале 2000-х годов не существовало и специального законодательства, касающегося электронных торгов. Все торги регулировались ст. 447–449 Гражданского кодекса РФ, устанавливающими общие требования к проведению конкурсов и аукционов. В этих статьях ничего не говорится о форме торгов, а значит, в соответствии с общеправовым принципом «все, что не запрещено, – разрешено» торги могли проводиться как в бумажной, так и в электронной форме.

В 2002 году был подписан Федеральный закон № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», благодаря которому стал возможен юридически значимый документооборот в электронной форме, в том числе и обмен подписанными ЭЦП (электронными цифровыми подписями) в процессе электронных торгов. Так был сделан первый шаг к формированию законодательства об электронной торговле в России.

Государственные закупки в начале 2000-х регулировались Федеральным законом от 06.05. 1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Как видно из названия закона, из всего многообразия закупочных процедур для государственных нужд использовался лишь конкурс, который проводился в бумажной форме.

Лишь 21 июля 2005 года был подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который существенно расширил перечень процедур, разрешенных для использования государственными и муниципальными заказчиками. К числу таких процедур был отнесен и аукцион.

Однако первоначально все эти процедуры проводились в бумажной форме.

Государственные и муниципальные заказчики пользовались Интернетом лишь для публикации информации о закупках на официальном сайте. Этот механизм постепенно приучал министерства и ведомства к мысли о том, что для открытых закупок необходимо использование электронных технологий.


Появление ЭТП

Электронные торговые площадки отличаются от досок объявлений тем, что на них в режиме онлайн можно проводить сделки по покупке и продаже товаров и услуг. РАО «ЕЭС России» – первая естественная монополия, которая начала широко применять электронную форму закупок. По архивным данным РАО «ЕЭС России», затраты на организацию закупок уменьшились на 50%, а цена закупаемой продукции снизилась в среднем на 17,5%. Опыт повышения эффективности закупок оказался востребован и в других отраслях экономики. Крупнейшие предприятия страны одно за другим стали постепенно внедрять в свою закупочную деятельность электронные технологии, получая от этого заметную экономию расходов и трудозатрат.


Убедительные аргументы

Со временем практика коммерческого сектора убедила законодателя в эффективности электронной формы размещения заказа, и 8 мая 2009 года был принят Федеральный закон № 93-ФЗ, которым введена новая глава 3.1 в Закон № 94-ФЗ.

Эта глава посвящена аукциону в электронной форме. Вскоре электронный аукцион стал основным способом размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. Можно спорить о достоинствах и недостатках использования именно аукциона в качестве основного способа закупок, однако само появление главы 3.1 в Законе № 94-ФЗ ознаменовало внедрение в практику госзакупок именно электронных торгов.

Для размещения госзаказа в электронной форме были отобраны несколько электронных торговых площадок, специализирующихся исключительно на бюджетных закупках. Это стало новым шагом в развитии отрасли. Электронные торговые площадки получили не только государственное признание, но и специализацию в зависимости от того, кто является организатором электронных торгов на ЭТП.


Портал не для всех

Однако далеко не все потенциальные поставщики могут побороться за многомиллионные контракты на крупных электронных площадках, зато вполне могут справиться с заказом на несколько десятков тысяч рублей. Для такого рода поставщиков на базе Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы в Тендерном комитете создан портал поставщиков.

С момента его официального запуска прошло немного больше месяца, а число зарегистрированных поставщиков и предлагаемых ими оферт растет с каждым часом. В конце марта на портале поставщиков было зарегистрировано свыше 24 тыс. оферт, более 2600 поставщиков, заключено 685 контрактов и более тысячи контрактов находятся на стадии заключения. К участию в пилотном проекте приглашены все поставщики, зарегистрированные на торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Напомним, Правительство Москвы в целях повышения прозрачности и гласности закупок малого объема, осуществляемых на основании п. 14, 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ, приняло распоряжение «О проведении пилотного проекта по использованию подсистемы единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы «Портал поставщиков».

Проект проводится совместно с Департаментом образования города Москвы и подведомственными ему учреждениями.

Согласно распоряжению, в период проведения пилотного проекта, а именно с 25 февраля по 1 июля 2013 года, Департамент образования города Москвы и все подведомственные ему учреждения размещают заказы, используя информационный сервис «Портал поставщиков».

Это позволяет поставщикам города Москвы размещать публичные оферты, содержащие сведения о предлагаемых ценовых характеристиках товаров, работ и услуг.

Заказчикам города, в свою очередь, предоставляется возможность выбора лучших ценовых предложений и заключения договоров в электронной форме.


Текст: Дмитрий Казанцев



Назад в раздел
ИНАМОЭСКТеплоцентрстройМосинжпроект
ЦентрАктивКапиталЛокоБанкСтройИнвест-3