ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Москва и Севастополь стали ближе. Подписано новое соглашение о сотрудничестве между городами-партнерами


Президент РФ Владимир Путин, Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, Председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов и председатель Координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности Севастополя Алексей Чалый 18 марта подписали договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. А уже на следующий после заключения договора день, 19 марта Сергей Собянин и Алексей Чалый подписали новое соглашение о сотрудничестве между Москвой и Севастополем. В отличие ото всех прежних договоров между двумя городами, оно было заключено субъектами одной страны.


Причины интеграции

Не претендуя на детальный анализ, кратко перечислим основные причины состоявшегося воссоединения России со своей исконной территорией. Политические причины достаточно очевидны. Ни для кого не секрет, что Крым и Севастополь тяготели к России и раньше, однако руководство РФ не желало идти на конфликт с легитимным руководством Украины, народ которой, несмотря на все перипетии современной политики, был и остается братским для российского народа.

Все кардинально изменилось после вооруженного захвата власти в Киеве, главной ударной силой которого выступили радикальные националисты. В этих условиях для преимущественно русскоязычного населения Крыма возникла совершенно реальная угроза со стороны нью-бандеровских банд. При этом обсуждать проблемы за столом переговоров было не с кем: в Киеве сейчас нет законной власти, а та, что есть, держится на боевиках «Правого сектора». В сложившейся ситуации, как совершенно справедливо отметил российский президент, оставить жителей Крыма в беде было бы предательством. Поэтому, несмотря на все звучащие с Запада угрозы, Россия приняла решение о воссоединении с Крымом и защите его населения от произвола воинствующих националистов. Политическая воля, проявленная Президентом РФ, кардинально изменила судьбу жителей Крымского полуострова.

Между тем помимо политических причин интеграции существуют менее заметные, но не менее значимые социально-экономические предпосылки. Политическая нестабильность, частые смены власти и «майданная демократия» привели к тому, что по уровню социально-экономического развития Украина оказалась в гораздо худшем положении, чем все ее соседи (кроме Молдавии).

Для иллюстрации этого достаточно привести данные Всемирного банка о размере ВВП на душу населения, рассчитанном по паритету покупательной способности (в дол. США) за 2012 год для Украины и всех граничащих с ней стран. В порядке убывания данного показателя эти восемь стран выглядят так: Словакия – 24 896, Россия – 23 549, Польша – 21 903, Венгрия – 21 570, Румыния – 16 518, Белоруссия – 15 579, Украина – 7418, Молдавия – 3424. Это означает, что средний украинец живет примерно вдвое хуже среднего белоруса и примерно втрое хуже среднего россиянина.

Поэтому интеграция c Россией выгодна для жителей Украины в социально-экономическом аспекте. Отметим, что ежегодно почти 3 млн украинцев выезжают в Россию на заработки и переводят домой десятки миллиардов долларов. Сравнение уровня экономического развития и уровня жизни в России и на Украине наглядно демонстрировало украинцам все плюсы интеграции между двумя братскими народами. Особенно широкие возможности сотрудничества с Россией и россиянами возникли у жителей Крыма. Это было связано со следующими причинами: 1) базированием в Крыму (в первую очередь в Севастополе) российского Черноморского флота; 2) статусом курорта, «всесоюзной здравницы», излюбленного места отдыха многих россиян; 3) особыми отношениями между Крымом и Севастополем с Москвой, о которых поговорим более подробно.

История отношений

Особые отношения Москвы с Крымом и Севастополем сложились еще в 1990-е годы. Эти отношения во многом выходили за рамки традиционного сотрудничества между регионами двух стран. Достаточно сказать, что Москва, помимо всего прочего, участвовала в финансировании программ, связанных с российским Черноморским флотом, что, конечно, является прерогативой федеральной власти. Это можно объяснить тяжелейшим экономическим положением России в 1990%е годы, на фоне которого Москва выглядела относительно благополучно и могла брать на себя финансирование проектов, на которые у федерального центра не было средств.

Можно задать вопрос: почему из всех украинских городов такие отношения сложились именно с Севастополем, а не, например, с Киевом, который больше подходит по своему статусу на роль города-партнера для российской столицы?

Ответ на него лежит уже в политической плоскости. В те годы наша страна, очевидно, не имела возможности вернуть волюнтаристски отторгнутую Никитой Хрущевым территорию, и было необходимо хотя бы частично загладить несправедливость, допущенную в отношении крымчан, подавляющее большинство которых стремилось объединиться с Россией.

Первую правовую основу взаимоотношений Москвы и Крыма создало межправительственное соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве, заключенное 23 декабря 1994 года.

Спустя почти четыре года на смену ему пришло более широкое соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, Научно-технической и гуманитарно-культурной областях между органами представительной и исполнительной власти Москвы и Крыма, подписанное 26 августа 1998 года в Симферополе. Этот договор был заключен на пять лет с автоматическим продлением на следующие пятилетние сроки. Он заложил основы для сотрудничества в торговле, предпринимательстве, производственной кооперации, научно-образовательной деятельности, здравоохранении, туризме и ряде других областей.

Для решения оперативных вопросов в соответствии с соглашением был создан совет делового сотрудничества, состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, а также бизнеса Москвы и Крыма.

В числе промышленных предприятий Крыма, наладивших сотрудничество с московскими предприятиями, можно назвать «Черноморнефтегаз», «Крымский титан», «Симферопольский завод пластмасс», «Симферопольсельмаш», «Керченский стрелочный завод», «Керченский судоремонтный завод» и ряд других. Еще одним важнейшим направлением поддержки крымчан стало инвестирование в санаторно-курортную отрасль и закупки путевок для московских льготников в здравницы Крыма.

Учитывая особый статус Севастополя – главной базы Черноморского флота, его отношения с Москвой регулировались отдельными документами. Первый договор о сотрудничестве в торгово-экономической и культурной областях был заключен 12 января 1995 года в Москве. Затем каждые пять лет Москва и Севастополь подписывали новое соглашение. В рамках реализации этих соглашений московские власти регулярно помогали севастопольской администрации в решении вопросов ведения городского хозяйства (в частности, энергетики, ЖКХ, транспорта и связи).

Одним из направлений поддержки соотечественников стали выплаты материальной помощи севастопольцам – ветеранам Великой Отечественной войны. В 1999 году при поддержке Правительства Москвы в Севастополе был открыт Черноморский филиал МГУ им. Ломоносова. Начиная с 2004 года московское правительство стало принимать трехлетние целевые программы, в рамках которых выделялись субсидии фонду «Москва – Севастополь», финансирующему ряд социальных программ.

Как уже говорилось выше, российская столица выделяла деньги и Черноморскому флоту: на них строились дома для военнослужащих, школа и детский сад для их детей, и даже было организовано боевое дежурство ракетного крейсера «Москва» и большого противолодочного корабля «Керчь» в Средиземном море. Черноморский флот, в свою очередь, по договоренности с Москвой обеспечивал лечение ветеранов-севастопольцев в своем госпитале. Вот далеко не полный перечень направлений сотрудничества между российской столицей и городом российской воинской славы. К сожалению, развитию сотрудничества мешала деструктивная позиция украинских властей.

Не имея возможности предложить крымчанам что-то лучшее, чем то, что им предлагалось в Москве, Киев нередко шел на эскалацию напряженности и запретительные меры. Достаточно сказать о том, что в 2008 году украинские власти запретили въезд в страну тогдашнему московскому Мэру Юрию Лужкову из-за его высказываний о спорности статуса Севастополя.

С приходом Сергея Собянина на должность Мэра Москвы отношения между городами приобрели новый импульс.

Одним из первых решений новых московских властей в этом направлении стало увеличение в 2011 году материальной помощи ветеранам-севастопольцам до 2 тыс. руб. (отметим, что сейчас ее размер доведен до 5 тыс. руб.). В 2012 году московские власти приняли важное решение о поддержке транспортной инфраструктуры Севастополя, на основе которого была налажена поставка троллейбусов и автобусов. Активизировалось и сотрудничество с крымскими здравницами: в 2013 году Департамент социальной защиты Москвы закупил 9826 путевок в санатории Крыма для ветеранов и инвалидов, а Департамент культуры Москвы – 7240 путевок для детского отдыха.

Новый этап сотрудничества

Государственный переворот в Киеве, приведший к власти радикальных националистов, остро поставил вопрос о дальнейшей судьбе отношений Москвы и Севастополя. Стало ясно, что при неблагоприятном развитии событий плодотворно развивавшееся 20 лет сотрудничество может быть в одночасье перечеркнуто каким-нибудь очередным волюнтаристским решением самозваных украинских властей. Московские власти отреагировали на переворот незамедлительно.

Еще задолго до принятия ключевых решений на федеральном уровне, 27 февраля 2014 года Сергей Собянин вылетел в Севастополь в составе делегации российских общественно-политических деятелей, являясь самым высокопоставленным ее членом. (Напомним, что помимо московского Мэра в визите приняли участие первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, члены фракции «Единая Россия» известные спортсмены Николай Валуев и Ирина Роднина, являющиеся депутатами Государственной Думы, и еще около 20 россиян.)

На заседании Правительства Москвы 4 марта Сергей Собянин дал поручение разработать новые меры поддержки Севастополя и Крыма в целом. Чтобы помочь севастопольцам в трудную минуту, Москва незамедлительно направила 59 единиц техники, включая 20 автобусов, 20 тонн медикаментов, предметы ухода за инвалидами и другую гуманитарную помощь. Началась экстренная подготовка нового соглашения между двумя городами. Однако для его подписания требовалось кардинальное изменение статуса Крымского полуострова. И оно произошло в результате референдума 16 марта и последовавшего затем подписания исторического договора о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией.

Отметим лишь наиболее значимые социально-экономические последствия воссоединения для жителей Крыма: 1) став россиянами, они получат российский уровень социальных гарантий, в частности уровень пенсий, который намного выше украинского; 2) ряд ключевых предприятий Крыма и Севастополя смогут получить немалую поддержку за счет российского госзаказа, в частности заказов российского флота, что позволит им впервые за многие годы заработать на полную мощность, обеспечивая население рабочими местами и конкурентоспособными зарплатами.

В день подписания соглашения о сотрудничестве теперь уже двух российских городов, 19 марта, российскую столицу представляли Мэр Москвы Сергей Собянин, председатель Мосгордумы Владимир Платонов, заместитель Мэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Юрий Артюх и другие официальные лица. В севастопольскую делегацию помимо Алексея Чалого вошли председатель городского Совета администрации Дмитрий Белик, представитель Севастополя в Москве Игорь Шаповалов и другие. Как заявил в ходе встречи Сергей Собянин, «Севастополь всегда был для Москвы родным, братским городом, но между нами была граница; теперь ее нет, и впереди у нас новый этап сотрудничества и новые планы».

Алексей Чалый, в свою очередь, поблагодарил Москву за поддержку. Отметив, что на первое время Севастополю потребуется помощь, Чалый выразил уверенность, что впоследствии город станет самодостаточным и будет выполнять свое главное предназначение – создавать инфраструктуру для стратегического Черноморского флота России.

Подписанное соглашение носит рамочный характер и вскоре должно быть наполнено конкретным содержанием по различным аспектам сотрудничества. Однако по одному из них уже договорились: речь идет о здравоохранении. В соответствии с достигнутыми договоренностями Москва обеспечит масштабные поставки современного медицинского оборудования в севастопольские больницы и обучит местных врачей работе на этом оборудовании. Также уже достигнута договоренность о закупке более 15 тыс. путевок для москвичей в крымские санатории.

Сотрудничество Москвы с Крымом и Севастополем стало, пожалуй, наиболее удачным примером межрегионального взаимодействия на всем постсоветском пространстве. Двадцатилетняя поддержка Москвы была, очевидно, не последним аргументом, убедившим крымчан почти единогласно поддержать воссоединение с Россией. Теперь перед властями российской столицы стоит задача поддержать интеграцию города федерального значения Севастополя в российское социально-экономическое пространство, в каком-то смысле взять шефство над ним в этом процессе. И можно не сомневаться, что в ближайшее время эта задача будет решена.

Текст: Владимир Лагутин



Назад в раздел
ЭнергокомплексМД-группГеопроектизысканияГлавУПДК
ШколаСбербанкСоюз