ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

«Убитая» отрасль. Власти оценили систему ЖКХ


В Правительстве РФ проблемам в сфере ЖКХ уделяется достаточно пристальное внимание. Свидетельством тому служит, в частности, создание в рамках кабинета министров нового специального Министерства строительства и ЖКХ, которое с 1 ноября 2013 года возглавил экс-губернатор Ивановской области Михаил Мень.


Надо что-то делать

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе заседания Правительства РФ еще за полгода до создания Министерства строительства и ЖКХ РФ, весной прошлого года (15 апреля 2013 года), определил тему развития жилищно-коммунального хозяйства как наиболее чувствительную, поскольку она касается абсолютно каждого жителя нашей страны.

Подтверждением этому служит тот факт, что треть обращений, которые люди направляют в Правительство РФ, связаны с этой темой.

– Отдельный вопрос всегда – это рост платежей за услуги низкого качества. Это, как правило, такая притча во языцех, – отметил Дмитрий Медведев. – Люди готовы платить больше, но нужно, чтобы качество менялось. Стоимость услуг растет, а их качество не меняется, поэтому помимо оперативных мер, которые и Правительство РФ принимает, нужно создавать нормативные рамки (ограничивающие рост тарифов. – Ред.).

В этой связи напомним, что в начале апреля было подписано постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, которое определяет перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного дома. Это практически 100 видов работ.

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Козак подтвердил замечание премьер-министра о значимости темы ЖКХ. Он проинформировал о том, что члены профильных министерств и ведомств решают одновременно три задачи в этой сфере: первая – обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг, имеется в виду адекватность стоимости услуг доходам населения; вторая – повышение качества предоставляемых услуг, для чего требуются масштабные инвестиции; третья – создание условий для привлечения частных инвестиций в этот сектор.

Одним из важнейших направлений в работе, по словам Дмитрия Козака, является совершенствование условий и совершенствование механизмов работы управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, о котором мы говорили выше, направлено как раз на обеспечение прозрачности и качества работы управляющих компаний.

– До настоящего времени действовало множество (около 40) различных нормативных актов, – заявил заместитель Председателя Правительства РФ, – которые носили рекомендательный и декларативный характер в этой сфере. Законодательство исходило из того, что граждане самостоятельно на общих собраниях (это до сих пор требование Жилищного кодекса РФ) определяют перечень работ, который выполняет управляющая компания, самостоятельно определяют стоимость этих работ. Однако в связи с низкой пока активностью граждан, низкой склонностью к самоорганизации для управления жилыми домами эти декларации не работают. Именно поэтому было принято решение утвердить детальный, конкретизированный минимальный перечень работ, которые должны выполняться в многоквартирном доме, для того чтобы его надлежаще содержать. Этим перечнем предусмотрено обязательное выполнение работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме – лестниц, подъездов, придомовых территорий, а также требования по периодическому обследованию всех основных конструкций.

Принятые Правительством РФ меры, регламентация постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 более 100 видов работ, которые конкретизированы детально, будут обязательны как для управляющих компаний, так и для общих собраний жителей. Это одновременно даст дополнительный инструмент для органов местного самоуправления и для государственного жилищного надзора по контролю за качеством работы этих компаний.

Предоплата – недоразумение

В посвященном итогам работы Правительства РФ за прошлый год интервью российским СМИ, которое премьерминистр России Дмитрий Медведев дал 6 декабря 2013 года, также не обошлось без тематики ЖКХ. В частности, когда речь зашла о такой рисковой инициативе властей, как брать с граждан предоплату за услуги ЖКХ, для того чтобы справиться с неплатежами, Дмитрий Медведев сказал следующее:

– Предоплаты – это некоторое недоразумение. Во-первых, это сейчас только обсуждается, во-вторых, никто не говорил о том, чтобы в порядке предоплаты или авансом платили все граждане, это неправильно. У нас 94% граждан вовремя рассчитываются за жилищнокоммунальные услуги. За что же их наказывать-то? Речь идет только о 6%, у которых есть просрочка, и речь идет о такой ситуации, когда эта просрочка длится более полугода.

Также премьер-министр отметил, что ЖКХ – «убитая» сфера, очень тяжелая, в которую никто не хотел вкладываться.

– Я недавно встречался с представителями нашего крупного бизнеса, и они говорят: «Мы хотели бы присмотреться к жилищно-коммунальному хозяйству».

Потому что раньше считалось, что нормальный бизнесмен туда не пойдет. Вот в нефтянку – да, конечно, в торговлю – да, даже новые технологии какие-то – да, а в ЖКХ – нет. Вот сейчас настала пора вкладывать туда деньги – и государственные, и частные средства. Для этого государство создает инструмент государственно-частного партнерства.

Темпы роста тарифов опережают темпы роста доходов населения

В ходе заседания президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, состоявшегося 1 октября 2013 года, тема ЖКХ также нашла свое отражение. В частности, было отмечено, что, несмотря на значительный оборот жилищно-коммунальной отрасли в 2012 году (4,2 трлн руб., или 6,8% ВВП Российской Федерации), эффективность деятельности ЖКХ остается крайне низкой.

Объем платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2012 году превысил 1,5 трлн руб. При этом в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения расходы организаций превышают доходы. Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется высокой степенью износа. Нормативный срок отслужило более 60% основных фондов. Объемы потерь воды составляют около 27%, тепловой энергии на отопление – почти 15, в сетях горячего водоснабжения – 10%. Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30% выше, чем европейскими предприятиями.

Связанное с постоянным ростом расходов организаций ЖКХ удорожание тарифов на коммунальные услуги приводит к росту совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, опережающего во многих субъектах Российской Федерации темпы роста доходов населения. При этом меры, направленные на сглаживание негативного воздействия на население и сдерживание темпов роста платежей за коммунальные услуги в пределах 6–7,5% в среднегодовом исчислении, приводят к существенным расходам региональных бюджетов. Так, в 2012 году фактические расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами на услуги ЖКХ для населения превысили 105 млрд руб.

В настоящее время государство принимает ряд мер, направленных на решение текущих проблем и развитие отрасли.

В частности, Правительством РФ реализуются мероприятия по привлечению частных инвесторов в отрасль в рамках законодательства о концессиях (Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях») и плана действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 22.08.2011 № 1493-р.

С целью ограничения роста тарифов был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ. Этим нормативным актом в Жилищный кодекс РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 30.12.2013, благодаря которым закреплен механизм ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к соответствующему месяцу предыдущего календарного года.

Закон предусмотрел утверждение на уровне Правительства РФ предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на долгосрочный период начиная с 2014 года. Также закон предусматривает наделение органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги как в среднем, так и в максимальном (при наиболее невыгодном с точки зрения роста наборе коммунальных услуг) размере по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации.

В рамках внесенных изменений предусмотрен механизм превышения установленных предельных индексов, который предполагает рассмотрение соответствующего вопроса представительным органом муниципального образования.

Инновации в ЖКХ

Также государством стимулируются усилия по применению инноваций. Основным инструментом здесь выступает софинансирование на определенных условиях мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры с применением инноваций и мероприятий по разработке новых технологий через институты развития, а также через реализацию федеральных целевых программ.-В частности, федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011–2017 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 № 1092, направлена на обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.

Одним из ключевых мероприятий программы является модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также строительство на всей территории Российской Федерации новых объектов водоснабжения, водоотведения и канализации. В ходе реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10. 2006 № 613, разработана инновационная технология переработки осадков сточных вод предприятий ЖКХ с использованием статического обезвоживания.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07. 2008 № 568, ведутся научные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, сфокусированные на повышении технологической эффективности систем жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время разрабатываются инновационные технологии и технические решения, позволяющие снизить энергозатраты и повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях. По результатам разработок на пилотных объектах реализуется ряд мероприятий, обеспечивающих существенное снижение коммунальных платежей.

В целом государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через такие институты развития, как фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, Российская венчурная компания и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, составила не менее 53 млрд руб.

Президент о ЖКХ

На заседании президиума Экономического совета, состоявшегося 30 января 2014 года под председательством Владимира Путина, также были обсуждены вопросы повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса страны.

Президент РФ предложил сосредоточиться на трех направлениях:

– Первое. Граждане жалуются на качество услуг управляющих компаний в ЖКХ, зачастую это качество управления весьма низкое. Правительство недавно приняло решение о лицензировании деятельности управляющих компаний. Считаю, это абсолютно сбалансированное, верное, своевременное решение. Структуры, которые не могут, не способны работать эффективно, не должны работать вообще, должны уйти с рынка. Чтобы механизм лицензий заработал, нужно четко понимать, кто будет выдавать лицензии и как будет контролироваться выполнение условий лицензионных соглашений. Все это, безусловно, должно делаться максимально прозрачно, по определенным, понятным для всех процедурам, но, разумеется, под жестким контролем, в том числе со стороны общественных организаций.

– Второе. Одновременно с повышением качества жилищно-коммунальных услуг следует навести порядок и с платежами.

Принят закон об ограничении роста стоимости услуг ЖКХ на долгосрочный период (Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ. – Ред.). Нужно, чтобы он заработал на деле, а не остался только декларацией. Поэтому следует установить понятные правила формирования платежей.

Они должны быть сквозными для всех регионов и, что принципиально, основаны на объективных экономических показателях, таких, например, как уровень инфляции за предыдущий год.

– Третье. Износ коммунальной инфраструктуры высокий, это хорошо всем известно, – из-за аварий часто люди страдают. Сейчас, в зимний период, этот вопрос является особенно острым.

Владимир Путин еще раз напомнил, что ресурсы для модернизации ЖКХ необходимы очень большие:

– Нужно использовать современные технические решения, новые материалы, чтобы обеспечить надежность, безопасность и долговечность коммунальной инфраструктуры. Следует расширить источники привлечения средств, прежде всего стимулировать приток частных инвестиций, задействовать механизмы государственно-частного партнерства. На что сразу хотел бы обратить в этой связи внимание: добросовестному бизнесу должно быть, безусловно, выгодно участие в модернизации жилищно-коммунального комплекса. Поэтому условия реализации таких проектов необходимо гарантировать на долгосрочный период, с учетом длительной окупаемости этих проектов.

При этом важно обеспечить качество проводимых работ именно в определенные сроки, пресечь любые попытки увести куда-то деньги. Также считаю, что к участию в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры должны допускаться компании, безусловно, исключительно с прозрачной структурой собственности, которые имеют, кроме того, опыт работы на рынке.

Управляющие организации будут лицензировать

Затем слово было передано Михаилу Меню, министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Свое выступление он начал с разговора о наведении порядка в сфере управления жильем, в первую очередь многоквартирными домами, заявив, что Министерство строительства и ЖКХ на сегодняшний день готово к лицензированию управляющих организаций, и доложил, как будет обеспечиваться весь процесс, а также обозначил конкретные сроки.

– Выдавать лицензию для управляющих компаний будет Госжилнадзор региона или Жилинспекция. По конкретным срокам: до 1 июля текущего года мы планируем принять все нормативно-правовые акты, подзаконные акты.

С 1 сентября 2014 года планируем начать выдачу лицензий, в том числе проведение экзаменов для будущих директоров управляющих компаний. С 1 мая 2015 года будет введен полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии.

Что касается конкретных требований к лицензиату, первое – наличие материально-технических средств и кадров, второе – обязательное отсутствие нарушений за год до получения лицензии, третье – квалифицированный аттестат руководителя (учеба будет организована также в Жилинспекциях регионов) и, конечно, российская юрисдикция.

Что касается жесткого контроля над этим процессом, первое: мы хотим сделать (и запланировали это) единый открытый федеральный реестр всех, кто будет лицензирован, второе: единый открытый федеральный реестр по дисквалифицированным руководителям. Все эти реестры будут размещены на сайте нашего ведомства, а также на портале ГИС ЖКХ, который мы сейчас реализуем совместно с Минкомсвязи и в апреле уже планируем «пилот» продемонстрировать.

Нарушения дорого обойдутся

Затем Михаил Мень рассказал о том, что ждет управляющие организации в случае допущения ими нарушений требований действующего законодательства.

Речь прежде всего идет об аннулировании лицензий:

– Два нарушения в год по одному многоквартирному дому означает лишение права управлять непосредственно этим домом. В случае если 15% управляемых многоквартирных домов также получили по два нарушения в год, то идет аннулирование лицензий на три года и, конечно, руководителю – запрет на профессию на три года. Фамилия, имя, отчество этого нерадивого руководителя – в федеральный реестр.

Аннулирование лицензии будет происходить в судебном порядке. На время суда счета за коммунальные услуги будут напрямую выставляться ресурсоснабжающими организациями под контролем муниципалитетов, минуя управляющую компанию.

Все остальные функции управляющей компании с жесткой персональной ответственностью будут продолжать исполнять руководители лишенной в будущем лицензии управляющей компании. В случае любого нарушения прописана дисквалификация и штраф 500 тыс. руб. Муниципалитет далее проводит конкурс на новую управляющую организацию либо инициирует собрание по поводу изменения формы управления МКД, если люди примут решение, например, перейти на ТСЖ от управляющей компании.

Кроме аннулирования лицензий к управляющим организациям-нарушителям будут применяться и меры воздействия, предусмотренные жилищным законодательством. Для этого Министерство строительства и ЖКХ РФ внесло в Правительство РФ проект закона о внесении изменений в ЖК РФ, в котором зафиксированы дополнительные меры, в том числе и штрафные.

Штраф в пользу потребителей за некачественную услугу – 30% от среднего размера платы, за нарушение при расчете – 15% от неправильно рассчитанной платы.

С середины года будет установлен предельный размер платы ЗА ЖКХ

Относительно регулирования платежей за коммунальные услуги Михаил Мень сказал, что принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ, опираясь на который выработан предельный индекс по изменению размера суммарной платы граждан за коммунальные услуги.

– Мы в принятии этого решения опирались на прогноз социально-экономического развития страны и взяли следующую формулу: инфляция минус 30%.

Планируется, что с 1 июля мы будем переходить на пятилетнее ограничение темпа роста совокупного коммунального платежа. В Правительстве РФ подобного рода индексы и формулы будут расписаны по всем субъектам Российской Федерации в зависимости от социально-экономической ситуации, климатических условий. И далее субъекты Российской Федерации будут обязаны сделать то же самое со своими муниципалитетами.

Каждый гражданин в местной газете, в Интернете всегда сможет прочесть формулу, на которую допускается рост суммарного платежа на территории непосредственного муниципального образования.

К вопросу о государственно-частном партнерстве

Как отметил Михаил Мень, в январе Правительство РФ утвердило новое типовое концессионное соглашение, в котором прописаны долгосрочные параметры тарифов для концессионера на весь срок.

Предусмотрены жесткие условия конкурсной процедуры: в конкурсе побеждает тот, что готов достичь конкретных целевых показателей за более короткий срок и за меньший тариф. Обязательность банковского обеспечения, сохранение имущества в публичной собственности, мотивация к повышению эффективности и, что самое важное, снижение потерь – это будет одним из показателей условия заключения соответствующего концессионного соглашения.

Текст: Валерий Осипов



Назад в раздел
КростМосгазМД-группМоскапстрой
ДоркомэкспоШвабеАбсолют