НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Москва превратится в сплошную сказку. В столицу приходят рождественские ярмарки


Новогодние праздники и Рождество в этом году ознаменуются фестивалем «Путешествие в Рождество», центральным мероприятием которого станет серия рождественских ярмарок, объединенных в этом году «сказочной» тематикой и оформлением. Городской Департамент торговли и услуг успешно борется с ростом цен и дефицитом продовольственной продукции, находя для столичного рынка новых поставщиков в регионах и дружественных странах, внедряет новые, прогрессивные формы торговли продовольствием и упрощает логистику. Город продолжает целенаправленную работу по переходу к цивилизованным формам торговли, закрывает рынки в некапитальных строениях, следит за соблюдением правил продажи алкоголя.

Больше ярмарок, хороших и разных

Москва - один из крупнейших потребителей продовольствия не только в России, но и в Европе. Наша столица ежегодно потребляет более 12 млн тонн продуктов. При этом, несмотря на ухудшение международной ситуации, благодаря развитой и продуманной инфраструктуре индекс роста цен увеличивался в Москве медленнее, чем в целом по России: 7% против 8,7.

Москвой подписаны 20 соглашений с региональными представителями о поставках сельхозпродукции на столичный рынок, в их числе Брянская, Владимирская, Калужская, Тверская, Волгоградская области и ряд других субъектов Федерации.

Изменение в структуре розничной торговли столицы связано с закрытием с 1 января 2015 года рынков, расположенных в некапитальных строениях (за исключением сельскохозяйственных) в соответствии с требованиями ФЗ-271 «О розничных рынках». До конца года должны быть закрыты до 20 из 53 имеющихся в городе рынков. Их должны заменить уличные ярмарки различного формата. До наступления зимних холодов москвичи могли купить сельхозпродукцию на 123 ярмарках выходного дня, а с конца августа до середины октября еще и на 70 региональных ярмарках.

Осенний фестиваль «Региональные ярмарки» был проведен по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина, чтобы в период действия санкций обеспечить столичных потребителей свежей и качественной продукцией. За период осеннего фестиваля региональные ярмарки посетили около 4 млн человек, свою продукцию представили 25 регионов России и четыре страны СНГ - Армения, Азербайджан, Казахстан и Белоруссия.

- Фактически на улицах Москвы мы развернули супермаркеты под открытым небом, с сувенирами, развлекательной программой и выступлениями фольклорных коллективов. В городе появился и активно развивается новый формат торговли, позволивший москвичам покупать высококачественную продукцию напрямую от региональных фермеров, - говорит заместитель Мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.

Рождественская ярмарка – это просто чудо

B этом году власти разработали специальный маршрут для прогулок по ярмаркам: он начнется от Красной площади у Воскресенских ворот и пройдет по пешеходным зонам исторического центра города. Гуляния пройдут также и на ВДНХ.

В разгар холодов, когда овощами и фруктами на улице торговать нельзя, на смену ярмаркам выходного дня и региональным ярмаркам придут ярмарки рождественские. В предновогодние дни на улицах и площадях столицы, прежде всего в центре города, будут работать 36 новогодних базаров со средней площадью 800 кв. м каждый, разместившиеся в четырех сотнях шале по 10 - 12 на одну ярмарку. Внутри Садового кольца будут работать 25 ярмарок, еще 12 площадок откроют в округах.

- Ярмарки станут площадками проведения фестиваля «Путешествие в Рождество», каждая из которых будет посвящена одной из известных сказок, - сообщил руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. - В их числе будут «Дом Деда Мороза и Снегурочки» у Воскресенских ворот, «12 месяцев» на Никольской улице, «Лукоморье» и «Пиноккио» на Кузнецком Мосту, «Алиса в Стране чудес» в Столешниковом переулке, «Щелкунчик» на Пушкинской площади, «Морозко» в конце Тверского бульвара, «Теремок» на Воздвиженке, «Сказки Латинской Америки» на Арбате.

На Тверской площади будет воссоздана атмосфера «Сказки о царе Салтане»: установят арт-объект «Царские палаты», кованые ворота, бельчатник и лабиринт. Новопушкинский сквер украсят клеткой с волшебным оленем, ледяной фигурой Снежной Королевы и замком из льда, а также разместят там две горки для катания. Около ресторана «Прага» будет организовано «Катание на верблюде с Аладдином», а в анимационном доме на Арбате воссоздадут атмосферу восточной сказки с главным объектом - изображением джинна над волшебной лампой. График работы площадок фестиваля «Путешествие в Рождество: в гостях у сказки» москвичи выберут сами путем голосования на портале «Активный гражданин».

В прошлом году на площадках фестиваля «Путешествие в Рождество» воссоздавали облик старинных городов Европы - Праги, Вены, Страсбурга, Копенгагена, Брюсселя, Риги. Количество посетителей за период работы фестиваля зимой 2013/14 года составило более 6 млн человек. Ожидается, что в этом году на проводящиеся в рамках фестиваля ярмарки и праздничные мероприятия придут в общей сложности около 7 млн человек.

На рождественских ярмарках обычно торгуют сувенирами, елочными игрушками, текстилем, посудой, предметами интерьера. Кроме того, всегда были представлены продукты питания для новогоднего стола: мука, пряники, леденцы, каштаны. Этой зимой, как и год назад, будет проходить Страсбургская ярмарка, однако на смену сырам и колбасам, попавшим под санкции, придут баночки с вареньем и плитки шоколада. По словам Алексея Немерюка, особое место в ассортименте новогодних уличных базаров будут занимать товары с московской символикой.

Продмаги уходят под землю

Еще одним новым форматом торговли, который должен повысить доступность приобретения продуктов питания для населения, должны стать мини-маркеты крупных розничных сетей в подземных переходах. Вслед за наведением порядка в уличной мелкой рознице город взялся за пересмотр отношений с арендаторами торговых площадей в подуличном пространстве. Из 1300 палаток под землей уцелело лишь около 360 торговых точек. После того как ГУП «Гормост» провел реконструкцию освободившихся пространств, число торговых точек решено было увеличить и довести до семи сотен. При этом ставка аренды торговых площадей в переходах была доведена до рыночного уровня и повышена в 11,6 раза. Параллельно с этим ежегодно по 10 - 20 наиболее загруженных переходов оснащаются видеонаблюдением.

- Подземная торговля радикально изменила свой облик, вместо разномастных киосков появятся павильоны единого образца. На смену торговым точкам с контрафактными промтоварами, сомнительными ювелирными изделиями, незаконным ломбардам и скупкам подержанных мобильников приходят торговые предприятия со строго определенным ассортиментом, - отметил Алексей Немерюк. - Впрочем, в ассортименте торговых точек в переходах до сих пор наблюдается определенный перекос. Около 90% торговых площадей занято галантерейными товарами, который не особо востребован покупателями. Поэтому Департамент торговли провел переговоры с сетевыми ритейлерами о возможности открытия в подземных переходах небольших супермаркетов площадью 100 - 300 кв. м. В частности, переговоры были проведены с компаниями METRO, «Ашан», X5 Retail Group. Первый такой мини-маркет открылся в конце октября в переходе у станции метро «Курская» на Земляном Валу, у дома № 42. Площадь первого торгового предприятия сети METRO, работающего под брендом «Фасоль-экспресс», составляет 126 кв. м, общая площадь - 205,7 кв. м. Ассортимент торговой точки насчитывает около 1,5 тыс. наименований продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.

Вслед за пятью «Фасолями» (на Смоленском бульваре, Большой Спасской улице, Краснопресненской набережной, проспекте Академика Сахарова и на Новом Арбате) под землей могут открыться магазины «Перекресток-экспресс». Вопрос целесообразности размещения мини-маркетов в том или ином переходе вынесут на обсуждение в системе электронных референдумов «Активный гражданин».

Кстати, мобильное приложение и голосование на сайте часто используется для решения вопросов, связанных с развитием потребительского рынка. Например, недавно путем проведения референдума был решен вопрос о том, как следует именовать фестиваль варенья, джемов и повидла, проводящийся в первую неделю августа. Большинство высказалось за то, чтобы мероприятие сохранило свое прежнее название «Московское варенье», под которым оно впервые проводилось в этом году. За это решение проголосовали почти 45% москвичей, всего в опросе приняли участие около 195 тыс. человек.

Что же касается наземной мелкой розницы, то, как сообщил Алексей Немерюк, за три года в столице демонтировано более 4 тыс. незаконно размещенных объектов нестационарной торговли.

- Мы упорядочили схему размещения торговых точек. Москвичи предпочитают видеть хорошую архитектуру торговых объектов, чтобы палатки не загораживали тротуары. Торговля должна вестись там, где она нужна жителям, а не там, где это выгодно предпринимателям, - убежден глава Департамента торговли и услуг.

Как выяснилось по результатам опроса проекта «Активный гражданин», 80% респондентов поддерживают освобождение города от избыточных объектов мелкой розницы. За развитие мобильной сезонной торговли с колес высказались 84% жителей.

Активно борется столичное торговое ведомство с «дикими» уличными толкучками. Из 256 традиционных мест несанкционированной торговли в столице уже успешно ликвидированы более половины.

- Совместными усилиями с коллегами из полиции, управ префектур, из департаментов ЖКХ и транспорта, а также ОАТИ нам удалось более-менее эту проблему одолеть, - сообщил Алексей Немерюк.

Для постоянного патрулирования наиболее проблемных зон власти планируют выделять дополнительные отряды охраны. Например, чтобы бороться со стихийной торговлей у метро «Выхино», префектура наняла дополнительно два ЧОПа, которые контролируют территорию, где прежде располагалась одна из крупнейших городских толкучек. Там в предельно загруженных переходах стояли в час пик до 200 торговцев, создавая серьезные помехи для движения пассажиров. Также была организована «горячая линия» по приему от москвичей информации о местах несанкционированной торговли.

Под углом 40 градусов

Еще одно направление в работе Департамента торговли и услуг – контроль розничной продажи алкоголя, и контроль этот достаточно действенный. Ежедневно в Москве изымается до 3 тыс. бутылок нелегально продаваемого алкоголя. Кроме того, специалисты департамента следят за своевременной подачей обладателями лицензий на продажу алкоголя - магазинами и предприятиями общественного питания - деклараций со сведениями об объемах реализации спиртосодержащей продукции. Такие сведения подаются раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала.

Для нарушителей законодательства предусмотрена административная ответственность. За несвоевременную подачу или искажение информации предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц, и от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц. Кроме того, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции может быть аннулирована по решению суда, в случае если в течение одного года декларация повторно представлена несвоевременно.

По итогам первых двух кварталов за нарушение сроков и порядка декларирования были аннулированы лицензии у 139 предприятий. Среди организаций, у которых приостановлено действие лицензий за неоднократную неподачу деклараций, были ресторан «Марион», ресторан «Чайхона № 1» на Большой Полянке, кафе гостиницы «Советская» и кафе «Траттория» в Большом Харитоньевском переулке. Эти компнаии привлечены к административной ответственности со штрафом от 50 до 100 тыс. руб. Составлены административные протоколы и вынесены постановления о штрафах на общую сумму 19,15 млн руб.

Наконец, памятуя народную мудрость о том, что сани следует готовить летом, а телегу зимой, Департамент торговли и услуг подготовил новый регламент для обустройства летних кафе. Документ содержит четкое описание того, как должны или не должны выглядеть летние веранды. Если до этого каждый ресторатор, владелец бара или кафе мог, получив одобрение со стороны Правительства Москвы, установить практически любую конструкцию, то теперь существуют совершенно четкие требования и стандарты.

- Никаких павильонов, которые увеличивали бы площадь самого зала ресторана или кафе, никаких кирпичных или деревянных пристроек. Летнее кафе должно представлять собой легкие конструкции, зонтики, столы, стулья. Возможно применение настилов и ограждений до 90 см, допустимо также использование зеленых насаждений и летних площадок. Но никаких капитальных сооружений, - пояснил Алексей Немерюк.

Новые требования к обустройству летних кафе начнут действовать на всей территории Москвы с 2016 года. С 1 апреля в городе начнут работать более 1,8 тыс. летних кафе, 120 из них - в пешеходных зонах и более 90 - в парках. По итогам опроса, проведенного в рамках проекта «Активный гражданин», 67% его участников согласились с идеей, что кафе на открытом воздухе должны быть оформлены в едином стиле и оборудованы по единым требованиям.

В настоящее время на рассмотрении Правительства Москвы находится инициатива, согласно которой посетителям летних кафе могут разрешить курить. Но дымить сигаретой за столом позволят не во всяком бистро. Если оно состоит из столов, стульев и зонтиков, то – пожалуйста, если же это веранда с настилом, или накрытая под общим навесом либо отгорожена от улицы занавесом, то на курение в таком летнем кафе будет наложен строгий запрет.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
КростКапиталМосинжпроектМОЭК
ПНСШкола