Дискуссия на тему государственного регулирования в сфере закупок товаров, работ и услуг состоялась в рамках Всероссийского форума выставки «Госзаказ – ЗА честные закупки». Участники встречи обсуждали вопросы, которые подчас приводили к совершенно противоположным ответам со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Основная цель встречи – попытка разобраться в позиции представителей малого бизнеса: могут, но не хотят участвовать в госзакупках или хотят, но не могут?
По мнению вице президента общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Виктора Степанова, оценивать участие малого бизнеса в госзакупках стало значительно проще, так как в 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. О ее работе рассказала Наталья Коротченкова, член правления, заместитель генерального директора корпорации. По ее словам, закупкам у МСП уделяется большое внимание. И увеличение их доли стало возможным уже в прошлом году, когда было существенно изменено законодательство по ФЗ-223, позволившее создать систему достижения необходимой квоты государственными заказчиками.
– По итогам прошлого года объем закупок у МСП был выполнен у 35 заказчиков на общую сумму 209,8 млрд руб. Это больше, чем в 2014 году, на 75 млрд руб. Закупки были сделаны крупнейшими в стране заказчиками, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ-223. На мой взгляд, проблема непрозрачности и недостаточной информации о закупке решена: заказчики раскрывают конкурсные процедуры. Поэтому сегодня решаем другие проблемы. В первую очередь это касается получения заказчиками заявленного объема закупок: чтобы не произошло так, что заявка есть, а исполнять ее некому. В настоящее время в корпорации создается реестр малых и средних предпринимателей, чтобы у заказчика была возможность получить максимальную информацию о субъектах МСП. Такой реестр заработает с 1 августа 2016 г., а до этого времени он будет уточняться и расширяться. Сейчас с федеральными органами обсуждаются мероприятия по развитию поставщиков, позволяющие обеспечить ту дельту, которой не хватает субъектам МСП для исполнения госзаказа. Это может быть поддержка финансовыми ресурсами, перечнем оборудования, которое будет предоставлено в лизинг.
Наталья Коротченкова объяснила принцип работы корпорации:
– Сегодня у нас есть 35 заказчиков. Они имеют свои особенности ведения деятельности и свою номенклатуру, которые отражены на сайте ведомства. Кроме того, представители бизнеса обращаются к нам за консультацией по вопросу участия в закупках, а также по поводу предложений заказчиков. С 1 мая система корпорации будет дополнена еще 70 заказчиками, в том числе с объемами выручки более 50 млрд руб.
В завершение своего выступления Наталья Коротченкова подчеркнула, что основной задачей ведомства является еже годное увеличение доли субъектов МСП в госзаказе на 2,3%.
В свою очередь Андрей Цариковский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, внес ложку дегтя в бочку меда, отметив, что большая часть субъектов МСП, принявших участие в государственном заказе, – это аффилированные соисполнители, причем не всегда дочерние компании самих заказчиков, а непонятно откуда взявшиеся.
– Благодаря работе Росфиннадзора и правоохранительных органов таких случаев стало меньше, однако ситуация еще требует контроля, – добавил Андрей Цариковский. – Увеличение доли МСП в госзакупках возможно в том случае, если будут появляться конкурсы с понятным техническим заданием и выполнимыми условиями, а пока имеем то, что имеем.
По словам Андрея Цариковского, достаточно сильным стал инновационный бизнес, который вполне может брать на себя серьезные заказы, а не просто обслуживание столовых или оказание клининговых услуг. В качестве показательного примера эксперт привел немецкую корпорацию BMW, в которой число шлейфа из соисполнителей доходит до 40 разных поставщиков. Каждый из них поставляет какие-то детали, комплектующие для производства.
Заместитель генерального директора компании «Россети» Сергей Сергеев согласился с Андреем Цариковским в том, что если документация закупки будет оформлена грамотно, четко и понятно, то проблем с интеграцией малого и среднего бизнеса в госзаказ возникать не будет.
– В нашей компании все внутренние нормативные документы перестроены под потребности малого и среднего предпринимательства, и каждый четвертый конкурс, который у нас состоялся, – это прямая закупка у МСП. Все острые вопросы, которые возникают, мы сразу проверяем. У нас более 40% закупок проходит у субъектов МСП, 13% из них – это закупка напрямую. Мы считаем, что госкорпорация должна в первую очередь следить за эффективностью инвестиций, – отметил Сергей Сергеев.
Обратная сторона, или точка зрения малого бизнеса
Руководитель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова начала свое выступление с истории, как компания из большого бизнеса превратилась в компанию малого бизнеса, разделившись для этого на 28 фирм.
– В прошлом году наша компания выиграла около 300 конкурсов. Опыт показал – участие в закупках происходит в сочетании с другими проблемами. Во-первых, это дорого из за большого количества электронных площадок. К примеру, заплатив на площадке «Фабрикант» 80 тыс. руб., мы выиграли там всего два контракта, хотя подавали большое количество заявок на участие в других конкурсах. Во-вторых, нет четких критериев по формированию начальной (максимальной) цены, поэтому она может быть космической. Когда мы выбираем между поставкой кресел за 50 тыс. руб. и за 100 тыс. руб., для дома возьмем за 50 тыс., а государственные компании возьмут за 100 тыс., причем откажут вам в реализации закупки даже в случае одной пропущенной запятой. Так происходит потому, что заказчики не имеют финансовой заинтересованности реально получать существенную экономию на этих госзакупках, – рассказала Елена Дыбова.
– Мы проанализировали планы 35 компаний. В среднем 69% закупок – это транспортные услуги. Что касается производства, то нередко малый бизнес даже не понимает, что нужно госкомпаниям, потому что последние не готовы к номенклатурной работе. Можно выиграть конкурс на поставку одного изделия, а в итоге окажется, что нужно совершенно другое. Все это является достаточно серьезным сдерживающим фактором для бизнеса. А когда заказчик требует отправить документы в виде 200 страниц отсканированного текста, это является обременением для малого бизнеса, так как занимает много времени, – сказала Елена Дыбова.
Член правления общественной организации «Опора России» Глеб Киндер заявил, что малый бизнес в области инноваций столкнулся с неоднозначной ситуацией: с одной стороны, заинтересованность и усилия государства увеличить долю инновационных товаров, с другой стороны – есть ряд системных проблем, которые присущи каждому государственному заказчику.
– Во-первых, это отсутствие понимания у менеджмента корпорации, для чего нужна инновационная продукция, когда уже годами все отработано и даже есть свои поставщики. Во-вторых, продукция, которая произведена на инновационном предприятии, имеет свои особенности, и задачи сэкономить здесь нет. Но мы не можем развернуть управленческий аппарат в сторону своей продукции. В результате поставить ее невозможно, даже если доказана экономическая эффективность.
Кроме всех перечисленных проблем взаимодействия малого и среднего бизнеса с заказчиками, эксперты отмечают, что с поставщиков часто требуют банковские гарантии именно из пятерки крупнейших банков, хотя более сотни других банков дают гарантии по ФЗ-44.
Во время дискуссии получили возможность высказаться и заказчики, и поставщики. Возможно, обе стороны будут услышаны, и в закупках у среднего и малого бизнеса произойдут положительные изменения. Более того, ранее стало известно, что Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности, представляемой индивидуальными предпринимателями, а также о внесении поправок в законодательство, касающихся участия малого бизнеса в госзакупках.
По мнению вице президента общероссийской общественной организации МСП «Опора России» Виктора Степанова, оценивать участие малого бизнеса в госзакупках стало значительно проще, так как в 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. О ее работе рассказала Наталья Коротченкова, член правления, заместитель генерального директора корпорации. По ее словам, закупкам у МСП уделяется большое внимание. И увеличение их доли стало возможным уже в прошлом году, когда было существенно изменено законодательство по ФЗ-223, позволившее создать систему достижения необходимой квоты государственными заказчиками.
– По итогам прошлого года объем закупок у МСП был выполнен у 35 заказчиков на общую сумму 209,8 млрд руб. Это больше, чем в 2014 году, на 75 млрд руб. Закупки были сделаны крупнейшими в стране заказчиками, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ-223. На мой взгляд, проблема непрозрачности и недостаточной информации о закупке решена: заказчики раскрывают конкурсные процедуры. Поэтому сегодня решаем другие проблемы. В первую очередь это касается получения заказчиками заявленного объема закупок: чтобы не произошло так, что заявка есть, а исполнять ее некому. В настоящее время в корпорации создается реестр малых и средних предпринимателей, чтобы у заказчика была возможность получить максимальную информацию о субъектах МСП. Такой реестр заработает с 1 августа 2016 г., а до этого времени он будет уточняться и расширяться. Сейчас с федеральными органами обсуждаются мероприятия по развитию поставщиков, позволяющие обеспечить ту дельту, которой не хватает субъектам МСП для исполнения госзаказа. Это может быть поддержка финансовыми ресурсами, перечнем оборудования, которое будет предоставлено в лизинг.
Наталья Коротченкова объяснила принцип работы корпорации:
– Сегодня у нас есть 35 заказчиков. Они имеют свои особенности ведения деятельности и свою номенклатуру, которые отражены на сайте ведомства. Кроме того, представители бизнеса обращаются к нам за консультацией по вопросу участия в закупках, а также по поводу предложений заказчиков. С 1 мая система корпорации будет дополнена еще 70 заказчиками, в том числе с объемами выручки более 50 млрд руб.
В завершение своего выступления Наталья Коротченкова подчеркнула, что основной задачей ведомства является еже годное увеличение доли субъектов МСП в госзаказе на 2,3%.
В свою очередь Андрей Цариковский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, внес ложку дегтя в бочку меда, отметив, что большая часть субъектов МСП, принявших участие в государственном заказе, – это аффилированные соисполнители, причем не всегда дочерние компании самих заказчиков, а непонятно откуда взявшиеся.
– Благодаря работе Росфиннадзора и правоохранительных органов таких случаев стало меньше, однако ситуация еще требует контроля, – добавил Андрей Цариковский. – Увеличение доли МСП в госзакупках возможно в том случае, если будут появляться конкурсы с понятным техническим заданием и выполнимыми условиями, а пока имеем то, что имеем.
По словам Андрея Цариковского, достаточно сильным стал инновационный бизнес, который вполне может брать на себя серьезные заказы, а не просто обслуживание столовых или оказание клининговых услуг. В качестве показательного примера эксперт привел немецкую корпорацию BMW, в которой число шлейфа из соисполнителей доходит до 40 разных поставщиков. Каждый из них поставляет какие-то детали, комплектующие для производства.
Заместитель генерального директора компании «Россети» Сергей Сергеев согласился с Андреем Цариковским в том, что если документация закупки будет оформлена грамотно, четко и понятно, то проблем с интеграцией малого и среднего бизнеса в госзаказ возникать не будет.
– В нашей компании все внутренние нормативные документы перестроены под потребности малого и среднего предпринимательства, и каждый четвертый конкурс, который у нас состоялся, – это прямая закупка у МСП. Все острые вопросы, которые возникают, мы сразу проверяем. У нас более 40% закупок проходит у субъектов МСП, 13% из них – это закупка напрямую. Мы считаем, что госкорпорация должна в первую очередь следить за эффективностью инвестиций, – отметил Сергей Сергеев.
Обратная сторона, или точка зрения малого бизнеса
Руководитель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова начала свое выступление с истории, как компания из большого бизнеса превратилась в компанию малого бизнеса, разделившись для этого на 28 фирм.
– В прошлом году наша компания выиграла около 300 конкурсов. Опыт показал – участие в закупках происходит в сочетании с другими проблемами. Во-первых, это дорого из за большого количества электронных площадок. К примеру, заплатив на площадке «Фабрикант» 80 тыс. руб., мы выиграли там всего два контракта, хотя подавали большое количество заявок на участие в других конкурсах. Во-вторых, нет четких критериев по формированию начальной (максимальной) цены, поэтому она может быть космической. Когда мы выбираем между поставкой кресел за 50 тыс. руб. и за 100 тыс. руб., для дома возьмем за 50 тыс., а государственные компании возьмут за 100 тыс., причем откажут вам в реализации закупки даже в случае одной пропущенной запятой. Так происходит потому, что заказчики не имеют финансовой заинтересованности реально получать существенную экономию на этих госзакупках, – рассказала Елена Дыбова.
– Мы проанализировали планы 35 компаний. В среднем 69% закупок – это транспортные услуги. Что касается производства, то нередко малый бизнес даже не понимает, что нужно госкомпаниям, потому что последние не готовы к номенклатурной работе. Можно выиграть конкурс на поставку одного изделия, а в итоге окажется, что нужно совершенно другое. Все это является достаточно серьезным сдерживающим фактором для бизнеса. А когда заказчик требует отправить документы в виде 200 страниц отсканированного текста, это является обременением для малого бизнеса, так как занимает много времени, – сказала Елена Дыбова.
Член правления общественной организации «Опора России» Глеб Киндер заявил, что малый бизнес в области инноваций столкнулся с неоднозначной ситуацией: с одной стороны, заинтересованность и усилия государства увеличить долю инновационных товаров, с другой стороны – есть ряд системных проблем, которые присущи каждому государственному заказчику.
– Во-первых, это отсутствие понимания у менеджмента корпорации, для чего нужна инновационная продукция, когда уже годами все отработано и даже есть свои поставщики. Во-вторых, продукция, которая произведена на инновационном предприятии, имеет свои особенности, и задачи сэкономить здесь нет. Но мы не можем развернуть управленческий аппарат в сторону своей продукции. В результате поставить ее невозможно, даже если доказана экономическая эффективность.
Кроме всех перечисленных проблем взаимодействия малого и среднего бизнеса с заказчиками, эксперты отмечают, что с поставщиков часто требуют банковские гарантии именно из пятерки крупнейших банков, хотя более сотни других банков дают гарантии по ФЗ-44.
Во время дискуссии получили возможность высказаться и заказчики, и поставщики. Возможно, обе стороны будут услышаны, и в закупках у среднего и малого бизнеса произойдут положительные изменения. Более того, ранее стало известно, что Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о введении временного запрета на увеличение объема отчетности, представляемой индивидуальными предпринимателями, а также о внесении поправок в законодательство, касающихся участия малого бизнеса в госзакупках.
Назад в раздел