НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Честность – лучшая привычка. Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта о том, как можно проконтролировать расходы бюджета


«Нечистые на руки чиновники были готовы к любому контролю, кроме общественного. Они давно поняли, как без ущерба для своих карманов реагировать на проверки контролирующих и правоохранительных органов. А вот под общественный контроль нерадивый чиновник не может подстроиться, и ему в конце концов ничего не останется, как перестать заниматься расточительными тратами бюджетных средств и начать просто добросовестно выполнять свою работу». Этими словами руководителя проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» Антона Гетты мы решили предварить интервью с ним о том, как реализуется данный проект в Москве и России.

– Антон Александрович, полтора года назад стартовал проект ОНФ «За честные закупки». Насколько оправдывают результаты это начинание, доказывает ли проект свою эффективность?

– Да, проект эффективен, потому что достигается его основная цель – широкое привлечение к работе по общественному контролю в сфере госзаказа людей, кому небезразлично, как расходуются у нас бюджетные средства. Они получают возможность на нашей площадке влиять на судьбу тех или иных «неправильных» конкурсов, неэффективных решений, проводимых региональными властями, чиновниками, руководством госкомпаний. Сейчас у нас работают уже свыше 10 тыс. активистов по всей стране, предотвращены сотни случаев расточительства государственных средств, вскрыты десятки так называемых серых схем, по сигналам участников проекта «За честные закупки» составлена даже «Серая книга», где собраны 24 наиболее распространенные схемы «сравнительно честного» обогащения за государственный счет. Эта книга позволит активистам ОНФ более эффективно обнаруживать сомнительные закупки и информировать о них контролирующие органы.

– Кого-то из активистов можете выделить?

– Назову, конечно, но некой избранности здесь нет. Неравнодушных людей, любящих свою страну, настоящих патриотов у нас много. Хотя отдельные лица всегда назвать можно. Взять, к примеру, Елену Лысенко из Ростова-на-Дону, которая первая подняла тему, связанную с продажей государственного и муниципального имущества. Или Эльдара Петросяна, аспиранта из Волгоградской области, много времени и сил отдающего работе в нашем проекте. Очень продуктивно работает с нами Вадим Нуждин из Самарской области. Вокруг таких людей – ярких, смелых, неравнодушных, активных – и собираются многие, беря с них пример. Кстати, на форуме «Госзаказ-2015» присутствовали 25 наших активистов, достойно представляющих проект. На нашем сайте можете познакомиться с ними, вряд ли есть смысл сейчас перечислять всех.

– Насколько я понимаю, возрастные и социальные рамки участников проекта «За честные закупки» достаточно широки?

– Они практически неограниченны: предприниматели, студенты, фрилансеры, пенсионеры – во всех слоях населения ширится и растет число тех, кому интересен наш проект. Так что пока мы не стараемся, так сказать, вывести некий обобщающий портрет активиста проекта «За честные закупки». Одно можно сказать точно: всех этих людей объединяет неравнодушное отношение к своему Отечеству. И поверьте, наша молодежь весьма достойна.

– Какие моменты, события, случившиеся в реализации проекта за время его существования, вы отметили бы в качестве наиболее значимых и почему?

– Прежде всего, стоит обратить внимание на две инициативы Общероссийского народного фронта. Первое – это предложение законодательно закрепить проведение торгов по продаже государственного и муниципального имущества только в электронной форме и исключить продажу без объявления цены. Дело в том, что, согласно проведенным экспертами проекта исследованиям, стоимость госимущества занижается в среднем в 40 раз, и зарабатывают на его продаже все, кроме муниципалитетов. Перевод торгов в электронный вид минимизирует возможности возникновения коррупционных схем, а запрещение продавать госимущество без объявления цены не позволит продавать имущество стоимостью несколько десятков миллионов рублей за несколько сотен тысяч рублей.

Вторая инициатива ОНФ – введение типового строительства социальных объектов в целях экономии бюджетных средств и скорейшего выполнения поручения Президента РФ Владимира Путина о ликвидации очередей в детсады к 2016 году. Здесь ситуация следующая. Наши эксперты проанализировали ценовой разброс при осуществлении закупок для строительства детских дошкольных и образовательных учреждений в регионах и убедились в разных подходах к ценообразованию при строительстве социальных объектов. Получается, что школа или детсад с меньшей вместимостью в одном регионе может стоить дороже, чем те же учреждения с большей вместимостью – в другом регионе. Если привести цифры, то были проанализированы тендеры на строительство детских садов и школ за 2013–2014 годы. Всего было изучено около 150 таких закупок на сумму около 10 млрд руб. Также эксперты изучили 57 закупок по проектированию детсадов и школ на общую сумму 362,7 млн руб. и 7 закупок, объединивших проектирование и строительство таких учреждений в один лот, на сумму 1,1 млрд руб. Всего мониторингом было охвачено 15 субъектов РФ. Мы обратили внимание Минстроя, Минобразования на то, что даже в соседних регионах при одинаковой вместимости, к примеру, детских садов наблюдается 2–3-кратная разница в цене их проектирования и строительства. Это миллионы рублей. А в масштабах страны это многомиллиардные потери.

Кроме названных двух инициатив можно назвать несколько креативных проектов, разработанных активистами проекта «За честные закупки». Это и создаваемый на базе вики-технологий проект «Азбука активиста», включающий в себя подробные инструкции по анализу закупок и цен поставщиков и подаче жалоб. И проект «IT на службе «За честные закупки»: здесь предложено создать программное обеспечение, моделирующее действия активистов на сайте госзакупок, для автоматизации поиска сомнительных закупок по заданным параметрам. Интересна идея проекта «Вне конкуренции», с помощью которого планируется увеличить число поставщиков для тех организаций, которые обычно закупают у единственного поставщика. Цель – появление реальной конкуренции и снижение рыночной цены. Это далеко не все, есть еще много интересных проектов: и информационных, и обучающих. Есть и своеобразный экспертный рейтинг на «надежных поставщиков».

– Депутаты Госдумы от ОНФ внесли проект закона, запрещающего введение «золотых парашютов» для парламентариев всех уровней в случае их переизбрания. Почему появилась такая инициатива, чем актуален этот закон?

– Вопрос о «золотых парашютах» обсуждался на первом съезде ОНФ в Ростове-на-Дону, в котором принимал участие Президент России Владимир Путин. Тогда были озвучены факты, что в госкомпаниях выплачиваются огромные деньги увольняемым менеджерам. Мы попросили Президента РФ на законодательном уровне ввести ограничения в этой сфере. В середине 2014 года появился закон, запрещающий госкомпаниям выплачивать «парашюты», превышающие сумму в три месячных оклада. Затем мы увидели, что не только госкомпании позволяют себе такую роскошь, как«золотые парашюты», этим грешат и муниципальные депутаты. И вышли с предложением запретить «золотые парашюты» для муниципальных депутатов хотя бы, для начала, в регионах с дефицитным бюджетом. Это позволит сэкономить действительно значительные государственные финансовые средства.

– В Госдуму внесен также законопроект об ужесточении наказания для лиц, занимающихся хищениями средств при выполнении госзаказа. Каково ваше отношение к этому законопроекту? Может, стоит обратить внимание на соблюдение уже действующих законов, нежели выпускать новые?

– Если бы мы знали точно, что все действующие законы выполняются, то было бы бессмысленно говорить об ужесточении наказания. Но когда мы видим, что чиновники находят возможность обходить законы и не боятся их нарушать, вывод напрашивается сам собой: наказание нужно ужесточить, поскольку самый эффективный метод – воздействовать на чувство самосохранения чиновника, которое является для него основным и не позволит лишний раз провести расточительный корпоратив, закупить избыточно роскошную машину либо применить «серую схему» и получить все тот же пресловутый откат. Чиновник будет понимать, что грядущее наказание столь серьезно, что никакой взяткой не отделаешься, не получится и отсидеть в проплаченных комфортных условиях минимальный срок, чтобы потом выйти и почивать на лаврах украденного миллиарда. И опять же, не будем забывать, что цель ужесточения законов не карательная, а профилактическая. Так что я поддерживаю решение законодателей ужесточить меры против нерадивых и вороватых чиновников.

– Хотелось бы спросить вас: а чем, собственно, отличается «РосПил» Алексея Навального от проекта «За честные закупки»? Вроде бы и там, и там выступают против коррупции…

– Суть нашего проекта – в работе от сигнала до результата. Мы предлагаем конкретные решения, вплоть до изменения законодательства. И когда активист проекта «За честные закупки» подает сигнал, что применяется, к примеру, «серая схема» и ограничивается конкуренция, то мы не поленимся и напишем жалобу в ФАС, и антимонопольная служба отменит такую закупку. Если мы видим так называемую закупку роскоши, то не начинаем просто причитать: вот, дескать, некое «Архэнерго» закупает недопустимо дорогую мебель. Мы попробуем разобраться и отменить закупку. Хочу подчеркнуть: мы не скатываемся к огульной или необоснованной критике, любая наша публикация, любой сигнал подтверждены фактами, взятыми активистами из открытых источников. Мы занимаемся делами, имеющими прямое отношение к неэффективному расходованию бюджетных средств.

– Проект «За честные закупки» активно развивается во всех субъектах РФ. Как он работает в Московском регионе?

– Если приводить конкретные примеры, можно отметить, что активисты проекта обнаружили серьезные нарушения при выполнении договоров общей стоимостью более чем 1,2 млрд руб. по проектированию и оснащению плоскостных парковок столицы.

После тщательной проверки было выяснено, что во многих случаях финансировалась замена уже существующих асфальта, разметки, знаков и т.д. А на некоторых объектах работы даже не были выполнены. ОНФ обратил внимание на то, что столичный бюджет несет большие издержки и Правительству Москвы следует серьезно и внимательно посмотреть на ситуацию, сложившуюся с плоскостными парковками.

Еще один момент. Московское отделение ОНФ заметило, что в столичных парках устанавливают шведские и финские детские площадки, хотя отечественные аналоги обошлись бы бюджету гораздо дешевле. Активисты проекта «За честные закупки» обнаружили на портале госзакупок сразу несколько тендеров на поставку и установку в столичных парках детских площадок производства Швеции и Финляндии. В условиях курса на импортозамещение эти тендеры нужно было сориентировать на отечественного производителя. Хочется надеяться, что профильные департаменты Правительства Москвы обратят внимание на сигналы ОНФ и не допустят такие закупки за бюджетные средства.

– Каковы инициативы проекта «За честные закупки» и планы работы на 2015 год?

– Планы все те же – активное продвижение проекта в России. Так, в августе уже на втором молодежном форуме «Таврида» в Крыму будем знакомить молодежь с проектом. Собираемся провести девять форумов во всех федеральных округах по итогам выставки «Госзаказ». Цель – привлечение к нашей работе максимального количества людей. В мероприятиях примут участие представители федеральных и региональных служб.

На самое ближайшее время, с 25 по 28 апреля, запланирован медиафорум в Петербурге, на котором предполагается присутствие Президента России. Будем показывать представителям СМИ, как им удобно и выгодно работать с проектом «За честные закупки».

Ну и будем принимать активное участие в ежегодных тематических форумах Общероссийского народного фронта. Ближайший – по здравоохранению – состоится в июне. Там будем обсуждать, как проводятся конкурсы и тратятся бюджетные средства в сфере здравоохранения. Так что работы много, но мы к ней готовы.

Текст: Владимир Лихварь



Назад в раздел
СаториКростГлавУПДКИНА
ЛокоБанкЦентрФУД