НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Серебряный монометаллизм. Как денежные реформы XIX столетия укрепили бумажные деньги


Новая денежная реформа, проведенная в 1839–1843 гг. министром финансов Егором Францевичем Канкриным, сделала наиболее устойчивым обращение бумажных денег, установив систему «серебряного монометаллизма», при котором постоянный курс серебряного рубля стал равен 3,5 руб. ассигнациями. Благодаря такому нововведению все сделки, платежи и подати стали исчисляться только в серебре, а при Государственном коммерческом банке была открыта депозитная касса серебряной монеты, которая взамен металлических денег выдавала билеты депозитной кассы, которые имели хождение по всей стране наравне с серебряной монетой.

Депозитные и кредитные билеты

С помощью этих новых бумажных денежных знаков, которые на сто процентов были обеспечены серебром, и разменных на него правительство стремилось укрепить доверие народа к устойчивым бумажным деньгам. По мнению правящих кругов, это должно было облегчить последующее внедрение в обращение новых бумажных денежных знаков – кредитных билетов, только частично покрытых металлом; последними предполагалось заменить ассигнации.

По свидетельству современников этой денежной реформы, депозитные билеты пользовались популярностью среди населения. Их охотно принимали частные лица при совершении различного рода сделок, депозитная касса буквально осаждалась желающими сдать серебро и золото и взамен получить «депозитки». Ажиотаж особенно возрос, когда по Петербургу разнесся слух, что серебряные рубли совсем потеряют ценность и при расчетах будут приниматься только депозитные билеты и мелкая разменная монета.

Экспедицией заготовления государственных бумаг с 1839 по 1841 г. были изготовлены билеты депозитной кассы достоинством 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Отпечатанные на бумаге белого цвета новые платежные средства, в зависимости от номинала, различались своими размерами и цветовой гаммой рисунков. В средней части рисунка этих билетов был размещен водяной знак в виде надписи, занимающей три строки: «ДЕПОЗИТНЫЙ БИЛЕТ (номинал билета и год выпуска)». На лицевой стороне не только для украшения, но и для защиты применялись гильошированные розетки. Центральную часть самого билета занимал текст, отпечатанный черной краской: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК ВЫДАЕТ ПО СЕМУ БИЛЕТУ, НЕМЕДЛЕННО ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИЮ ЕГО (указана сумма) РУБЛЕЙ СЕРЕБРЯНОЙ МОНЕТОЮ». Ниже под этим текстом следовала надпись, выполненная типографским способом: «Тов.; Упр.; Ком.; Банком Голохвастов». Подписи же директора и кассира наносились ими собственноручно чернилами. На оборотной стороне билета любого номинала размещалось специальное извлечение из правил о депозитных вкладах, состоящее из пяти пунктов, каждый из которых был отпечатан дважды черной краской и отличался один от другого шрифтами.

Трехрублевый депозитный билет размером 115 х 85 мм имел фон темно-зеленого цвета. Пятирублевый разнился от предыдущего синей окраской; размер этого билета – 125 х 85 мм. Размер 10-рублевого депозитного билета – 145 х 100 мм. Усложненный рисунок самой рамки имел розовый фон, на котором контрастно выделялся герб; номинал билета и шестизначные номера (в нижних углах) отпечатаны черной краской.

Пятидесятирублевый билет имел овальную рамку и рисунок кофейного цвета, его размер – 112 х 150 мм. На 100-рублевой казенной бумаге имелись многоцветная рамка и герб черного цвета. Размер этого номинала – 180 х 150 мм.

Для укрепления среди населения доверия к полноценным бумажным расчетным знакам 1 июля 1841 г. в обращение поступили «особые» кредитные билеты «Сохранных казен и Государственного заемного банка» достоинством 50 рублей. Новая казенная бумага была аналогом депозитных билетов, выпущенных в 1840 г., полностью обеспечивалась серебряной монетой и свободно на нее разменивалась.

Отпечатанный на белой бумаге краской темно-зеленого цвета этот кредитный билет имел размер 190 х 105 мм. На лицевой стороне кроме текста помещались подписи управляющего Казной Александра Головинского, директора Заемного банка и кассира Московской (или Санкт-Петербургской) Сохранной казны. На оборотной стороне, в самом центре этого бумажного денежного знака, находился двуглавый орел, по бокам которого мелким шрифтом был отпечатан текст параграфов извлечения из высочайшего манифеста о кредитных билетах.

После выхода манифеста «О замене ассигнации и других денежных представителей кредитными билетами» (1 июля 1843 г.) начался выпуск этих денежных знаков следующих номиналов: 3, 5, 10 и 25 руб. (21 сентября 1843 г.), 1 руб. (2 октября 1843 г.), 50 руб. (28 февраля 1844 г.) и 100 руб. (4 октября 1844 г.). Все это время имели хождение и депозитные билеты, которые прекратили свое существование 15 января 1845 г.

Новые денежные знаки – кредитные билеты – были отпечатаны на белой бумаге и имели следующие размеры: 1 руб. – 140 х 110; 3 руб. – 155 х 105; 5 руб. – 170 х 110; 10 руб. – 115 х 160; 25 руб. – 110 х 170; 50 руб. – 190 х 110; 100 руб. – 130 х 180 мм.

На лицевой стороне аналогично первому кредитному билету 50-рублевого достоинства, выпущенному в 1840 г., вверху помещался герб России. Текст, отпечатанный в рамке черного цвета, гласит: «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ БИЛЕТ. ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИИ СЕГО БИЛЕТА НЕМЕДЛЕННО ВЫДАЕТСЯ ИЗ РАЗМЕЩЕННЫХ КАСС ЭКСПИДИЦИИ КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ (номинал билета) РУБЛЕЙ СЕРЕБРЯНОЙ ИЛИ ЗОЛОТОЙ МОНЕТОЙ». Ниже следовали отпечатанные типографским способом подписи управляющего (для билетов достоинством 50 и 100 руб.) или тов. управляющего (для остальных номиналов), а также директора и кассира.

На оборотной стороне в центральной части билета в рамке помещено изображение государственного герба, по обеим сторонам которого даны извлечения из манифеста о кредитных билетах. Каждый из шести параграфов напечатан трижды различными шрифтами. В соответствии с установившейся традицией лицевая сторона рублевого билета имела желтый фон, 3-рублевого – зеленый, 5рублевого – синий, 10-рублевого – красный, 50-рублевого – серый и 100-рублевого – бледно-лиловый.

Подводя итог денежной реформы 1839–1843 гг., следует отметить, что правительство Николая I пыталось одновременно решить две трудно совместимые задачи: упорядочить денежное обращение и максимально использовать эмиссию бумажных денежных знаков для выгоды Государственного казначейства.

Введение с 1843 г. серебряного монометаллизма с обращением бумажных денежных знаков, обеспеченных металлом, способствовало укреплению денежной системы России.

Казенная банковская система, получившая возможность увеличивать свои ресурсы посредством эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом, обязана была предоставлять долгосрочные ссуды этими денежными знаками правительству, а также помещикам под залог недвижимости. Полученные государственные кредиты предполагалось затем возвращать за счет средств бюджета, которые в предыдущие годы поступали в него в виде налогов и разного рода платежей.

Покрытие части текущих государственных расходов долгосрочными ссудами, получаемыми как бы в счет доходов последующих лет, по существу означало, что правительство посредством кредитных билетов пользовалось длительным займом у населения. Российское правительство присвоило название «кредитные» и новым бумажным знакам, чтобы подчеркнуть свое желание указанным образом постоянно брать взаймы у населения. Подобные операции правительства в условиях хронически дефицитного бюджета создавали непосредственную угрозу стабильности покупательской способности рубля.

Крымская война 1853–1856 гг. заставила резко увеличить эмиссию кредитных билетов, которые стали основным источником финансирования военных расходов. Поиск дополнительных источников государственных доходов был сопряжен с большими осложнениями. В связи с поражением России в войне и враждебной позиции Англии и Франции заключение внешних займов на европейском денежном рынке стало весьма проблематичным. Не могли дать большого эффекта и внутренние займы: крепостническая Россия всегда была бедна капиталами. В 1854–1857 гг. за счет займов для покрытия дефицита удалось использовать только 106,9 млн руб. Поэтому правительство обратилось к традиционным способам. Путем заимствований из казенных кредитных учреждений в статью доходов в 1854–1857 гг. было включено 174,5 млн руб. Но главным средством преодоления безденежья стал выпуск необеспеченных кредитных билетов. В высочайшем указе 10 января 1855 г. провозглашалось обещание правительства приступить к их изъятию через три года после подписания мира. Число кредитных билетов выросло с 311,4 млн руб. (1 января 1853 г.) до 735,3 млн руб. (1 января 1958 г.), увеличившись на 432,9 млн руб. Соответственно, произошло значительное уменьшение процентного отношения металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов: с 45,1 в 1853 г. до 19,2 в 1858-м.

Доверие населения к этим бумажным расчетным знакам стало падать, что привело к массовому предъявлению кредитных билетов для размена на золотые и серебряные монеты. Реакция правительства не замедлила сказаться: в начале 1854 г. был прекращен обмен билетов на золотую, а с 1858 г. – и на серебряную.

Кредитные билеты нового образца

К концу 60-х гг., после отмены крепостного права (1861 г.), в России наметилась тенденция некоторого оздоровления экономики и перестройки народного хозяйства. Все это сказалось и на финансовом рынке страны. Уже в 1866 г. были выпущены кредитные билеты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 руб. Помимо обычного текста на лицевой стороне новых денежных знаков появились императорские регалии, а на оборотной стороне кроме обычного текста с извлечениями из манифеста печатались портреты Дмитрия Донского (5-рублевая купюра), Михаила Федоровича Романова (купюра номиналом 10 руб.), Алексея Михайловича Романова (25-рублевый номинал), Петpa I (билет 50-рублевого достоинства) и Екатерины II (100-рублевая банкнота).

В 1876 г. в обращение были введены депозитные металлические квитанции номиналом 50 руб. (десять полуимпериалов) и 100 руб. (десять империалов), которые способствовали накоплению золотого запаса в стране. Металлические депозитные квитанции выпускались также в 1886 г. – 50 и 500 руб.; в 1895 г. – 5, 10, 25, 50, 100, 500 и 1000 руб.; в 1896-м – 5, 10, 30, 100, 500 и 1000 руб.

Наряду с кредитными билетами образца 1866 г., которые имели хождение и в 1876 г., были выпущены новые государственные кредитные билеты достоинством 25 руб. Эти денежные знаки по стилю своего исполнения были близки к 5-фунтовым билетам Английского банка и печатались на белой бумаге размером 192 х 128 мм. Текст и герб на билете были синего цвета. Водяной знак новой купюры представлял собой портрет царя Михаила Федоровича.

Изменился внешний вид и кредитных билетов, которые были выпущены в 1887 г. На лицевой стороне купюр достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 руб. появился вензель императора Александра III. Оборотная сторона нового образца имела цветную гамму, присущую номиналу предыдущих выпусков: желтый, зеленый, синий, розовый и лиловый цвета.

Отметим, что новый рисунок появился и на государственном кредитном билете достоинством 25 руб., который был выпущен в обращение в 1882 г. В левой части лицевой стороны этого денежного знака было размещено изображение барыни в полный рост, опирающейся на щит с гербом России. В правой стороне билета находился овальный водяной знак – портрет императора Александра II. Спустя два года боярыня со щитом, но уже сидящая, стала единственным крупномасштабным украшением новой купюры (достоинством 10 руб.) вертикального формата.

Очередной выпуск государственных билетов достоинством 1,3, 5 и 10 руб. был осуществлен в 1895 г. Новые купюры повторяли оформление предыдущих выпусков и отличались от них только вензелем последнего российского императора – Николая II.

Хотя все кредитные билеты, выпущенные в 1867–1895 г., содержали текст со следующим указанием: «ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ВЫДАЕТСЯ ИЗ РАЗМЕННОЙ КАЗНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ... СЕРЕБРЯНОЙ ИЛИ ЗОЛОТОЙ МОНЕТОЙ», на практике это положение не соблюдалось. Вот почему был остро поставлен вопрос о полном восстановлении размена кредитных билетов на золотые и серебряные монеты, а решение этой проблемы нашло отражение на первом этапе денежной реформы 1896–1897 гг., которая проводилась по инициативе министра финансов Сергея Юльевича Витте.

Согласно новому положению, были разрешены сделки, оплата которых производилась либо золотыми монетами, либо кредитными билетами, но по «золотому» курсу на день платежа: 1 руб. 50 коп. кредитными билетами был равен 1 руб. золотом. Этот курс кредитного рубля фиксировался указом от 3 января 1897 г., в соответствии с которым началась чеканка золотой монеты достоинством 7 руб. 50 коп. и 15 руб. Отметим, что сама идея укрепления положения рубля и перехода на универсальный золотой паритет отвечала в первую очередь задачам развития промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции иностранных капиталов. Аграрному сектору она не сулила в обозримом будущем никаких особых выгод и даже наоборот: стабилизация курса отечественной денежной единицы, увеличение ее стоимости неизбежно должны были привести к удорожанию экспорта.

Главным же предметом российского вывоза исстари служили продукты сельскохозяйственного производства, поэтому преобразования Витте непосредственно ущемляли интересы крупных дворян-земледельцев, давно «правящих бал» в высших сферах власти и оказывающих огромное влияние на курс государственной политики.

Именно их противодействие было одним из важных факторов, затягивающих давно назревшую реформу. То, что в итоге она была проведена в оптимальном масштабе, объясняется огромной поддержкой, оказываемой молодому министру финансов венценосными «патронами»: сначала Александром III, а затем Николаем II.

29 августа 1897 г. был принят Закон об эмиссии кредитных билетов, который предусматривал 50%-ное покрытие золотом всей суммы эмиссии. Остальная же часть кредитных билетов должна была выпускаться под залог частных коммерческих векселей и их покупки. В новом законе, обнародованном 14 ноября 1897 г., было указано: «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1 рубль = 1/15 империала и содержит 17,424 доли чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей империи наравне с золотой монетою». Этот текст, за исключением последнего предложения, был помещен на лицевой стороне государственных кредитных билетов достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 100 и 500 руб., которые начали хождение в 1898 г. Спустя год в обращении появились новые билеты достоинством 25 и 50 руб. В 1905 г. был изменен рисунок билетов 3-рублевого достоинства; через четыре года такому же изменению были подвергнуты билеты достоинством 5, 10 и 25 руб.

Обновлена была и графика билетов более крупных номиналов: 100-рублевая банкнота была выпущена в 1910 г. с новым портретом Екатерины II, а 500-рублевая – с портретом Петра I. Кроме того, в этом же году был выпущен новый тип кредитного билета достоинством 100 руб. с видоизмененным портретом Екатерины II, а в 1912 году – 500-рублевая банкнота с другим портретом Петра I.

В 1897–1914 гг. бумажные деньги были полностью обеспечены золотом благодаря тому, что именно в эти годы в России интенсивно развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля. Государственные доходы в этот период превышали расходы. Только в 1913 г. остаток свободных средств в Государственной казне превысил 430 млн руб. К 1914 г. Россия по уровню своих производительных сил стояла в одном ряду с такими странами, как Франция и Япония. Ее золотой запас в этот год составил фантастическую сумму – 1,7 млрд руб., что превышало фонды Английского, Французского и Германского банков.

Законом от 27 июля 1914 г. был приостановлен размен бумажных денег на золото. Военная конфронтация оборвала экономические связи, и «золотой мост», соединявший Россию с европейским денежным рынком, рухнул... В истории русского рубля наступила новая эпоха.

Вступив в мировую войну, правительство было вынуждено для покрытия бюджетного дефицита начать эмиссию кредитных билетов, которые вскоре превратились в инфляционные бумажные деньги.


Назад в раздел
МД-группМОЭСКМосинжпроектИНА
ЦентрСбербанк