НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

От информатизации к цифровизации


В Департаменте информационных технологий города Москвы убеждены: мегаполис станет еще более технологичным и инновационным.

Представить сегодня крупный город, а тем более Москву, без использования современных компьютерных технологий невозможно. Встречаясь буквально на каждом шагу, многочисленные сервисы стали нам настолько привычны, что уже никто не вспоминает, откуда они появились. А между тем они вошли в нашу жизнь благодаря реализации крупных государственных программ. О том, как они выполнялись и какая работа намечена на ближайшее будущее, рассказывает в эксклюзивном интервью нашему журналу заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы АЛЕКСЕЙ ЧУКАРИН.

– Алексей Валерьевич, завершается реализация программы «Информационный город». Решены ли поставленные перед ней задачи? Насколько лично Вы довольны реализацией данной программы?

– Госпрограмма «Информационный город» была принята в августе 2011 года. Это была одна из первых государственных программ Москвы, которая охватывала, по сути, все сферы жизнедеятельности города. В результате ее реализации в столице появилось большое количество сервисов, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Я очень доволен тем, как шла реализация программы, все цели и задачи, сформулированные в рамках государственной программы Мэром, были не только выполнены на 100%, но и даже перевыполнены. Поясню. Когда мы только-только приступали к внедрению сервисной модели предоставления информационных услуг и услуг связи, многие скептически улыбались и говорили, что такое невозможно. Нас предостерегали: осуществлять видеонаблюдение в рамках сервисной модели и контролировать сотни тысяч городских камер, дескать, невозможно.

Однако мы не только научились управлять всеми камерами, но и не платим за это ни копейки лишних денег. Кроме того, частные операторы связи получили возможность предоставлять свои услуги в домах, офисах и других объектах, где устанавливаются те или иные системы видеонаблюдения. Поэтому можно говорить не только о выполнении задачи в рамках государственной программы, но и о формировании нового сегмента рынка операторов связи. Причем нам удалось удержать рост цен на услуги этих операторов. Произошло это благодаря частичной компенсации затрат на инфраструктуру связи из городского бюджета.

– Внедрение программы «Информационный город» как-то было увязано с аналогичными федеральными проектами или Москва развивалась обособленно?

– Все наверняка помнят, что до 2011 года в городе работала Государственная целевая программа «Электронная Москва», она совпадала по срокам действия с федеральной программой «Электронная Россия». Основная задача обеих программ заключалась, по сути, в компьютеризации деятельности органов власти и государственных учреждений. Необходимо было поставить каждому сотруднику по компьютеру, выдать каждым трем сотрудникам по принтеру, и на этом все.

Но дело в том, что компьютер сам по себе – бесполезное железо. Поэтому на уровне города было решено пойти дальше. Так была разработана и принята программа «Информационный город». В рамках этой программы удалось добиться того, что все компьютеры, установленные в государственных учреждениях в рамках «Электронной Москвы», стали взаимодействовать между собой, что позволило автоматизировать внутренние функции органов власти.

Так, начиная с 2012 года, вплоть до 2018 года, в Москве идет эпоха автоматизации, а с 2019-го, искренне надеюсь, начнется эпоха цифровизации. Не зря Президентом РФ Владимиром Путиным еще в прошлом году был принят указ о введении программы «Цифровая экономика». И Москва в части развития инструментария цифровой экономики находится впереди.

– В чем принципиальная разница между автоматизацией и цифровизацией?

– Принципиальная разница заключается в том, что при автоматизации обеспечивается программная или аппаратная реализация сложившихся процессов. Возьмем всем известные многофункциональные центры (МФЦ). Если не будет единой системы, которая их связывает, то, к примеру, чтобы получить паспорт, придется совершить немало различных действий: написать заявление, отправить это заявление в ГУМВД и пр. Автоматизация же позволяет исключить эти действия: не надо будет заполнять длинное заявление, достаточно вписать или впечатать свои реквизиты. Не понадобится и курьер, который должен доставить пачку заявлений из конкретного МФЦ в ГУМВД, – достаточно будет воспользоваться инструментом электронного документооборота, электронной почтой. Нет необходимости визировать каждое действие подписью от руки, потому что существует электронная подпись. Это и означает электронный автоматизированный процесс.

Что же касается цифровизации, то в результате внедрения данных процессов мы получаем услуги иного потребительского свойства. Во время автоматизации человек все равно должен дойти до МФЦ и взять там бумагу, которая является самым лучшим и самым драгоценным идентификатором его личности.

При внедрении цифровых процессов уже не будет необходимости приходить в МФЦ и проводить стандартную процедуру, пусть даже в автоматическом виде, для того чтобы получить свой паспорт. Вместо бумаги появится электронный идентификатор, который будет применим для получения, по сути, любой услуги, будь то коммерческая или государственная, причем на всех уровнях власти.

В настоящий момент по целому ряду государственных услуг все равно требуется обязательное наличие бумажного подтверждения факта оказания услуги – таково требование федерального законодательства. Цифровые технологии позволяют ликвидировать в том числе и это ограничение, дав возможность человеку пользоваться всеми благами цифрового мира.

– Достаточно смело. Не боитесь, что не всем это понравится?

– Тут надо понимать простую вещь, что никто не принуждает отказываться от бумажных документов в пользу «цифры». Разумеется, что нужен какой-то период, чтобы люди оценили и поняли все удобства новых технологий, но я убежден, что рано или поздно это произойдет. Останутся какие-то граждане, которые принципиально не будут принимать новых технологий, но таких будут единицы. Вспомните, как еще несколько лет назад мы использовали смартфоны по большей части для того, чтобы звонить и отправлять СМС. А сейчас это просто компьютерный центр в кармане, со всеми мессенджерами, социальными сетями, играми, музыкой, фотографиями и т.д.

– В этом направлении уже что-нибудь сделано или все пока на уровне теории?

– В настоящий момент Москва совместно с Росреестром построила систему распределенного хранения записей о сделках с недвижимостью на технологии блокчейн. Это первый серьезный пример, который позволяет говорить о том, что бумага необходима не всегда. Пока подобные инновации вызывают удивление и опасение, поэтому на технологическом и на методическом уровне к цифровизации все же подходят более чем осторожно.

Дело в том, что технологически можно хоть сейчас все перевести в цифру и объявить, что бумажные паспорта или водительские удостоверения больше не нужны. Реализуемая нами программа «Умный город» основана на шести сквозных технологиях, одна из которых – информационная безопасность.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про каждую из этих технологий…

– Прежде всего я бы вспомнил о технологии больших данных, или, как ее называют, big data, во-вторых, это технологии искусственного интеллекта. Третий серьезный блок – это распределенные вычисления, тот самый блокчейн, который уже упоминали. Четвертая большая сквозная технология – это все, что связано с дополненной и виртуальной реальностью, пятое – это информационная безопасность и безопасность, обеспечиваемая с помощью информационной инфраструктуры. И, наконец, шестой блок – это интернет вещей и 5G.

– Какие конкретные проекты планируется развивать на базе перечисленных технологий?

Есть несколько направлений. Во-первых, это smart people, или развитие социального капитала. Под этим названием планируется развивать все сервисы и возможности, которые доступны для населения. Это различные вопросы, связанные с образованием, здравоохранением, проведением досуга. Например, 3D-музей, доступный для посещения круглосуточно, и технология компьютерного зрения, которая может оказать врачу серьезную помощь при диагностировании тех или иных заболеваний.

1.jpg

Помимо smart people выделяется еще одно направление – smart-среда, или «умная окружающая среда». Это комплексные проекты, например, для обеспечения экомониторинга с целью выявления каких-то нештатных ситуаций, характеризующихся высокой концентрацией вредных веществ в воздухе. Результат применения этих проектов может сказаться на городском планировании производств: их наличии или отсутствии. Помимо этого, в smart-среде есть второй крупный блок – это градостроительство и генплан, и все, что с этим связано. Например, управление транспортными потоками, зонами притяжения горожан, размещением культурно-досуговых объектов и т.д.

Третье направление, по которому будут реализовываться проекты, это smart-economy, или «умная экономика». Дело в том, что сейчас государственные и муниципальные ведомства пытаются создавать новые ниши для бизнеса или привлекать инвесторов для разных форм государственно-частного партнерства (ГЧП). Это и офсетные договора, и ГЧП в инфраструктуре, и многое другое. Все это планируется по возможности развивать и в сфере ИТ. Наша задача – стереть границу между коммерческими и государственными сервисами, чтобы потребитель получил именно тот набор услуг, который его удовлетворяет в наибольшей степени. Это такой «гиперперсонализированный» подход, который в какой-то мере можно сравнить с моделью контекстной рекламы, применяемой в интернете.

Следующее направление, имеющее для города чрезвычайную важность, это smart mobility, или мобильность как услуга. В настоящий момент в нашем городе уже существует большое количество возможностей для мобильного передвижения по городу. Это и каршеринг, и классический общественный транспорт, и автомобиль, и велосипед. Правда, велосипедом, по-моему, не так часто пользуются, как хотелось бы, но в последнее время количество тех, кто предпочитает двухколесный транспорт, растет. Если вспомнить, что было три-пять лет назад, и сравнить с нынешним положением вещей, то я могу сказать: положительная динамика очевидна. Среди моих знакомых очень многие ждут весны, чтобы наконец сесть на велосипед. К smart mobility можно отнести и возможность удаленной работы, медицинских консультаций, удаленного образования. Мобильность как услуга будет очень активно развиваться и в дальнейшем.

– Но для того, чтобы все это развивалось, городу необходимо привлекать подрядчиков. Как проходит закупочная деятельность вашего департамента?

– Помимо нашей основной программы «Информационный город», о которой мы уже говорили, Департамент информационных технологий города Москвы работает как заказчик по программам «Открытое правительство», «Безопасный город» и «Столичное здравоохранение».

В рамках этих программ мы объявляем конкурсы в сфере информационных технологий, в том числе на создание, развитие и модернизацию информационных систем.

Правда, мы стремимся к тому, чтобы уходить от логики создания новых информационных систем, основная задача – эффективно использовать существующие. Вторая категория закупочной деятельности ДИТ достаточно объемная: проводятся торги по эксплуатации информационных систем и программно-аппаратных комплексов. Ведь каждая информационная система, созданная в городе, должна исправно работать, и, если вдруг случились какие-либо неполадки, технический специалист должен оперативно их устранить.

Третий блок закупочной деятельности касается поставок средств вычислительной техники и программного обеспечения. Согласно распоряжению Правительства Москвы № 1080-РП от 31.05.2007 года, Департамент информационных технологий является главным распорядителем бюджетных средств по организации поставок компьютерной техники и программного обеспечения для органов власти Москвы и подведомственных учреждений. ДИТ регулярно проводит конкурсы на поставку техники – они могут быть целевые, как, например, поставка техники в школы в рамках программы «Московская электронная школа». Это гигантский проект, который курирует лично Мэр Москвы Сергей Собянин. В рамках этого проекта осуществляются поставки интерактивных досок в школы, ноутбуков и всего остального, что необходимо в рамках учебного процесса.

Четвертое направление закупочной деятельности, по которому работает департамент, – это сервисные контракты на связь и видеонаблюдение. Дело в том, что вся городская связь и видеонаблюдение полностью курируются Департаментом информационных технологий. Чтобы максимально эффективно расходовать бюджетные средства, разыгрываются сервисные контракты сроком от трех до пяти лет, что радикально снижает удельную стоимость услуги, более того, подрядчики понимают, что они вступают с городом в долгосрочные экономические отношения, что обязывает их к более высокой мере ответственности.

Еще одно направление по закупкам, в котором работает ДИТ, – это поставка технологических решений, таких как центры обработки данных. У нас есть свои площадки, тем не менее, проводим конкурсы на услуги других площадок, отвечающих всем необходимым технологическим требованиям. В данном сегменте сейчас серьезная конкуренция, потому что центров обработки данных (ЦОД) построено много, то есть выбор есть и можно рассчитывать на хорошую экономию бюджетных средств.

– Можно ли сказать, что в случае, если программа «Умный город» будет исполнена так же хорошо, как «Информационный город», Москва преобразится?

– Можно. Дело в том, что залог успеха каждой программы – это четкое представление о цели и средствах ее достижения. ДИТ Москвы накопил серьезный опыт, в нашем департаменте и компаниях, с которыми мы сотрудничаем, работают профессионалы самого высокого класса, так что через несколько лет Москва станет еще более технологичной, инновационной и удобной для жителей.

Chukarin.jpg

Заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы АЛЕКСЕЙ ЧУКАРИН

Текст: Дмитрий Симонов

Фото: Олег Паршин



Назад в раздел
ТеплоцентрстройИНАГлавУПДКМД-групп
МОСПРОМСТРОЙКоминвест-АКМТФУДСтройИнвест-3