ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Услуга за услугой. Строительная документация переводится в электронный формат


Департамент градостроительной политики постепенно переходит на безбумажный документооборот. В электронном виде ведомство уже начало выдавать два жизненно важных для осуществления градостроительной деятельности документа. А к началу 2014 года в электронный формат планируется перевести все оказываемые застройщикам услуги.


Море бумаг обмелеет

Начиная с февраля 2013 года стало возможным получить в электронном виде через портал госуслуг документ о проведении государственной экспертизы проектной документации и разрешение на строительство объекта. Пока у заказчика есть право выбора, как получить заключение о том, что проектная документация прошла государственную экспертизу, – в бумажной или электронной форме. Однако уже с 1 октября всех застройщиков, работающих по государственному заказу, обяжут получать документ только в электронном виде – от государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» (Мосгосэкспертиза). А с 1 ноября и все разрешения на строительство станут электронными.

По словам и. о. руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Лёвкина, проектная документация на строительство новых зданий, на которую экспертиза выдает согласование, занимает в бумажном виде объем небольшой комнаты. Все эти документы застройщику приходится привозить в здание Мосгосэкспертизы. Там бумаги поступают в службу «одного окна», где их распределяют по различным отделам – технологическому, экологическому, оборудования, природопользования, пожарной безопасности. Кипы документов перемещаются по зданию учреждения, затем собираются вместе и возвращаются заказчику.

При этом сегодня вся документация для бумажных проектов все равно подготавливается в электронном виде. В случае же когда услуга предоставляется в электронном формате, заказчик, государственный или технический, просто прикрепляет все файлы с разработанной документацией в своем личном кабинете на портале госуслуг и отправляет в Мосгосэкспертизу заявку с просьбой произвести оценку разработанной документации. Если за экспертизой обращается инвестор, то к заявке добавляется еще гарантийное обязательство на оплату услуги. После этого заявитель получает из ГАУ «Мосгосэкспертиза» сообщение, что его заявка зарегистрирована. Если в процессе работы у экспертного органа возникают претензии к документации, информация об этом поступает в личный кабинет заказчика, и ему дается время на устранение недостатков.

В процессе рассмотрения заявки заказчик, используя свой личный кабинет, может отследить в онлайнрежиме, какие именно эксперты в данный момент работают с его документацией и когда наступит срок выдачи экспертного заключения по каждому из разделов. Когда Мосгосэкспертиза выдает положительное заключение в электронном виде, оно сразу попадает в базовый регистр.

Работники Комитета государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) видят через базовый регистр Интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (ИАИС ОГД), что проектная документация уже прошла экспертизу. Как подчеркнул Сергей Лёвкин, теперь в проект, прошедший экспертизу в электронной форме, заказчику (проектировщику) уже невозможно внести изменения. Если такие изменения все же потребуются, измененный проект вновь должен будет пройти экспертную оценку.

Это, по словам Сергея Ивановича, позволит избежать таких казусов, какой, к примеру, имел место с домом на Мосфильмовской улице, где после прохождения экспертизы проект был изменен: к зданию добавили дополнительные этажи.

Что же касается выдачи разрешений на строительство, то для получения этого документа застройщик должен заполнить форму заявки, в которой требуется указать всю необходимую информацию об объекте, включая номер ГПЗУ и заключения Мосгосэкспертизы. После проверки представленных сведений через систему межведомственного электронного взаимодей(-ствия московский Комитет государственного строительного надзора выдает разрешение начать строительные работы. Процедура оформления заявки занимает около 10 минут. Очного визита в ведомство ни на одном из этапов рассмотрения заявления застройщику не потребуется. Также на портале госуслуг заявитель может отследить ход рассмотрения своего обращения.

Получить разрешение сегодня пока же можно как в электронном виде с цифровой подписью уполномоченного лица Мосгосстройнадзора, так и через службу «одного окна». Может застройщик получить документ и сразу в двух вариантах.

Поможет ЕМБД

До конца года еще шесть услуг в градостроительной сфере, оказываемых городской властью, должны стать электронными. Планируется перевести в электронный вид четыре государственные услуги, оказываемые Москомархитектурой: подготовка, утверждение и изменение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), выдача свидетельства об утверждении архитектурно(градостроительного решения (АГР), оформление паспорта колористического решения фасадов и согласование проектов размещения вывесок. Также предстоит перевести в 2013 году в электронный формат две услуги, оказываемые Мосгосстройнадзором: выдачу заключения о соответствии объекта проектной документации (ЗОС) и техническим регламентам, а также выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По словам Сергея Лёвкина, еще до перевода услуг в электронный вид они были жестко регламентированы. Для каждой из услуг установлен определенный регламент, который описывает, кто, как и в какие сроки должен выполнить определенные функции, чтобы эта услуга была оказана. В соответствии с регламентом на выдачу разрешения на строительство, например, сейчас отводится 10 дней. Перевод услуги в электронную форму позволит еще больше сократить срок обработки поступивших заявок. На выдачу первых разрешений на строительство в электронном виде потребовалось всего пять дней.

Переход с документации на бумажных носителях на цифровой формат не только сократит длительность подготовительных процедур, но и уменьшит количество документов, которые обязан предъявить застройщик. Теперь компании, запрашивающие разрешение на строительство, избавлены от необходимости представлять документы, которые есть в единой межведомственной базе данных (ЕМБД). Департамент запросит их самостоятельно. Заявителю не потребуется представлять проектную документацию, получившую положительную оценку на этапе выдачи разрешения на строительство и осуществления государственного строительного надзора. А при заказе заключения экспертизы проектной документации перечень сводится к заявлению на получение документа. При получении других госуслуг, которые будут переводиться в электронную форму, число документов, которые должен предъявить заявитель, также уменьшится. Так, например, при получении градостроительного плана земельного участка ему потребуется предъявить лишь один документ.

Остальные будут получены Москомархитектурой по системе межведомственного электронного взаимодействия от других органов исполнительной власти города.

Отказ от бумажных документов не только значительно облегчит жизнь строителям и проектировщикам, но также существенно сократит коррупционные риски, считает Сергей Лёвкин. Электронные услуги исключают личное общение заявителя и чиновника, поскольку через Интернет подать заявку можно из любой точки и в любое время.

Все стадии прохождения заявок можно будет отследить в личном кабинете на портале госуслуг, а необходимые уточнения и дополнения к поданным документам будут производиться гораздо быстрее, чем в бумажном виде. Все желающие при оформлении документов в электронном виде смогут получить техподдержку со стороны специалистов департамента. Ведомство также разработало брошюру с подробной пошаговой инструкцией оформления заявок. Имеется такая инструкция и на электронном носителе в виде презентации. А вскоре на сайте Департамента градостроительной политики появится промо-ролик о том, как зарегистрироваться юридическому лицу в личном кабинете, создать личный кабинет заявителя.

Лиха беда начало

Пока инвесторы не слишком активно используют свое право на подачу документов и получение услуги в электронном виде. За первое полугодие 2013 года было рассмотрено всего 12 электронных заявок на возведение жилых домов в Некрасовке и детских учреждений: в четырех случаях последовал отказ, остальные восемь заявителей получили разрешения на строительство. Это совсем немного, особенно если учесть, что в 2011 году было подано 1192 заявки на получение разрешения Мосгосэкспертизы, в 2012 году – 1652. А по итогам нынешнего года ожидается до 2 тыс. обращений от застройщиков.

Столь медленные темпы освоения новых, высокотехнологичных форм взаимодействия с городской властью со стороны строительных компаний объясняются не только консерватизмом, привычкой использовать лишь знакомые методы.

Как уже было сказано, в случае если заявка подается в бумажном виде и в комплекте документов чего(то не хватает или в оформление документации вкралась ошибка, у заявителя имеется возможность занести забытый документ позднее или внести необходимые исправления.

При электронной же форме подачи заявки такая возможность отсутствует, и поэтому документацию заявителю приходится готовить особо тщательно.

«Застройщик обязан прийти и иметь весь исчерпывающий пакет документов для предоставления этой госуслуги не в электронном виде. Обратившись к нему, чиновники должны увидеть, что имеется все, что необходимо: земля оформлена как положено, есть ГПЗУ и другие документы. Если чего(то нет, то чиновник на месте не сможет что(то подделать и придумать. Система не дает ему возможности поставить галочку напротив того, чего нет в базовом регистре, в исходных данных.

Но мы будем делать все, чтобы расширять перечень участников в предоставлении госуслуг в электронном виде», – пообещал Сергей Лёвкин.

Впрочем, недостаточная активность заявителей в подаче запросов в электронной форме обусловлена еще и тем, что несколько месяцев проходила процедура отладки. Пилотные проекты по выдаче в электронном виде свидетельств об экспертизе и разрешений на строительство были реализованы лишь в начале марта. Еще около двух месяцев после проведения пилотов ушло на то, чтобы убедиться, что система во всех звеньях функционирует нормально – начиная от регистрации заявителя в личном кабинете и заканчивая процедурой оформления разрешения на строительство.

«Мы присутствовали на рабочих местах в организациях, которые первый раз регистрировались в личном кабинете, вместе прикрепляли файлы с документами, которые требуются для получения государственной услуги в электронном виде. Точно так же этот процесс мы потом сопровождали в органе исполнительной власти», – сообщил Сергей Лёвкин.

Словом, активно пропагандировать новую технологию взаимодействия с игроками строительного рынка в департаменте начали сравнительно недавно. При этом там рассчитывают, что за месяцы, оставшиеся до того момента, как новая форма процедуры выдачи разрешений и оформления экспертных заключений станет обязательной, число заявок в электронном виде будет неуклонно увеличиваться.

По словам Сергея Лёвкина, перевод госуслуг, оказываемых подразделениями столичного комплекса, в электронный вид – составная часть одного из четырех приоритетных направлений градостроительной политики города. Остальные три приоритета – это опережающее развитие транспортной инфраструктуры, сохранение исторического центра и реорганизация промышленных зон, улучшение инвестиционного климата.

Текст: Дмитрий Ильин



Назад в раздел
ГлавУПДКЭнергокомплексКростСатори
ФУДШкола