НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Осеннюю Москву раскрасили фонтаны света


Фестиваль «Круг Света» принес более полумиллиарда в городскую казну и побил два рекорда из Книги Гиннеса

Фестиваль световых шоу «Круг света» проводился нынешней осенью в столице в восьмой раз. Если первый фестиваль, проходивший в 2011 году, собрал «всего» 300 тыс. зрителей, то поглядеть на видеоинсталляции, проектируемые на фасады ключевых зданий и сооружений города собралось уже 4 млн москвичей и гостей столицы. Это и неудивительно: красочные шоу, представленные на фестивалях прошлых лет, запомнились многим. Например, в 2017 году Останкинскую телебашню с помощью света и лазера поочередно превращали в другие высочайшие сооружения мира – Эйфелеву башню, дубайский небоскреб Бурдж-Халифа и нью-йоркский Эмпайр-стейт-билдинг. «Круг света», согласно исследованию, проведенному аналитическим агентством «ТурСтат», возглавил рейтинг пяти самых лучших событий для туристов в России осенью 2018 года, обойдя осенний праздник фонтанов в Петергофе.

В этом году фестиваль проходил на семи площадках: в их числе пять традиционных – Театральная площадь в центре столицы, Гребной канал в Крылатском, музей-усадьба «Царицыно», центр Digital October и концертный зал «Мир».

К ним добавились две новые площадки: музей-заповедник «Коломенское» и музей Победы на Поклонной горе.

Самая продвинутая площадка

Главной площадкой, где проходили церемонии открытия и закрытия фестиваля, стал Гребной канал. Это не слишком близкое к центру место было выбрано не случайно. С точки зрения технического оснащения Гребной канал – самая продвинутая фестивальная площадка за всю историю «Круга света». Для видеопроекций оборудована специальная конструкция из 12-метровых кубов. На воде размещено более 260 фонтанов, максимальная струя воды которых достигала более 50 м, а на понтонах – свыше 160 огненных горелок. Открылся фестиваль мистическим мультимедийным представлением «Карнавал света» на Гребном канале.

В построенном на иллюзиях и необычных образах шоу пускались в пляс старинные марионетки, распахивал крылья волшебный Пегас и творил чудеса маленький мим.

Организаторы впервые за историю фестиваля перешли от линейного использования инструментов шоу к их микшированию. Благодаря этому световые проекции растворялись в лазерных этюдах, фонтаны сменяли огненное шоу, а артисты примеряли образы стихий на конструкции Гребного канала. Постепенно аудиовизуальная часть открытия сменилась шоу фейерверков, первым из саундтреков которого стала песня «Мы к вам заехали на час» из мультфильма «Бременские музыканты». Завершилась церемония открытия около половины десятого вечера грандиозным 15-минутным каскадом огней на косе Гребного канала. 22 и 23 сентября на площадке в Крылатском повторили показанное на открытии действо. В итоге представление попало в Книгу рекордов Гиннеса, что было зафиксировано ее официальным представителем.

Рекордными показателями оказались самое большое число одновременно зажженных горелок (162 штуки) и самая большая проекция на водную поверхность фонтана (3099,24 кв. м).

В ходе церемонии было сделано 23 тыс. залпов пиротехники итальянского производства калибра 200 мм. Церемония закрытия «Круга света» на Гребном канале 25 сентября ознаменовалась 40- минутным пиротехническим шоу, посвященным Стране восходящего солнца, год которой сейчас проходит в России. Каскад фейерверков сопровождался световыми фильмами о Японии. Для этого на площадке из упомянутых уже 12-метровых кубов соорудили медиаэкран. В этот же день состоялось уникальное 40-минутное шоу японской пиротехники, срежиссированное в духе классических представлений театра кабуки и ногаку. В небо над Москвой запустили фейерверки-гиганты калибром до 600 мм. Каждый такой залп предваряли короткие рассказы о древних японских традициях. Всего же в ходе фестиваля было сделано 45 тыс. залпов пиротехники.

Световые картины и инсталляции патриотической тематики

В день открытия состоялось и шоу в парке Победы на Поклонной горе. В соответствии с духом этого места на фасаде Центрального музея Великой Отечественной войны 1941– 1945 годов демонстрировались световые картины и инсталляции патриотической тематики. 25-минутное представление на Поклонной горе было разделено на две части. Одна из них повествовала о том, как Москва стала собирательницей российских земель, в ней повествовалось о становлении нашего государства от седой старины до последних свершений, включая возведение Керченского моста. В этой части шоу проводником, рассказывающим зрителям об истории России и ее географии с различными климатическими зонами, выступал святой Георгий Победоносец, сошедший с московского герба.

Другая часть была посвящена легендарным конструкторам, создававшим военную технику и стрелковое оружие Великой Отечественной войны. Световые картины продемонстрировали технические достижения, которые обеспечили победу над фашистской Германией и милитаристской Японией и дали дальнейший импульс развитию промышленности в стране.

Особое внимание уделили авиаконструктору Сергею Ильюшину, автомобильному конструктору Виталию Грачеву, создавшему 80 серийных и экспериментальных автомобилей, кораблестроителю Алексею Крылову, под руководством которого были построены самые первые линкоры-дредноуты класса «Севастополь».

Успеху представления способствовало то, что фасад музея – полукружье с колоннадой, словно готовый панорамный экран длиной более 270 м и высотой 25 м. Завершился показ 15-минутным сеансом виджеинга: на Поклонной горе прозвучали сопровождавшиеся видеорядом, переработанные в современном ключе военные песни. В их числе «Путь-дорожка фронтовая», «Потому что мы пилоты», «Катюша». Повторы этого шоу можно было увидеть каждый вечер на Поклонной горе вплоть до 25 сентября. В первый день показа шоу в парке Победы посмотрело 15 тыс. человек.

Двухсотсемидесятиградусная проекция

Центральная площадка фестиваля на Театральной площади заметно раздвинула свои границы. Если в прежние годы действо здесь ограничивалось проекциями световых картин на фасад Большого театра, то на нынешний «Круг света» удалось задействовать еще и фасады Малого театра и Российского академического молодежного театра. Три здания позволили создать панорамную 270-градусную видеопроекцию. Горожане, пришедшие вечером в дни проведения фестиваля на Театральную площадь, могли посмотреть аллегорическую световую новеллу об истории фракийского гладиатора Спартака, поднявшего восстание рабов в Древнем Риме. Создатели представления были вдохновлены историей гладиатора, рассказанной в романах Рафаэлло Джованьоли и Говарда Фаста и легендарным балетом Арама Хачатуряна. Кроме того, на фасады трех театров проецировалось два световых шоу фестиваля прошлого года — «Небесная механика» и «Неподвластный времени», работы финалистов международного конкурса Art Vision в номинации «Классик». «Небесная механика» была составлена из фрагментов балетов Большого, а «Неподвластный времени» повествовал об истории Малого театра.

На фасадах Большого, Малого театров и РАМТ также продемонстрировали работы участников конкурса «Арт Вижн Классик» из России, Германии, Индонезии, Испании и Китая.

Одной из них стало видео на песню группы «Би-2» и рэпера Оксимирона «Пора возвращаться домой», посвященное эмигрантам, которые вернулись в СССР в 1930–1950-е годы.

Как в сказке

Музей-заповедник «Коломенское», впервые принимавший у себя фестиваль, был превращен видеопроекторами в «Парк сказок». С просьбой включить парк «Коломенское» в программу самого яркого события московской осени к Мэру столицы обратились жители района Нагатинский затон, на территории которого расположена историческая усадьба. Представления здесь демонстрировались на фасадах входных групп, дворцового павильона и церкви Вознесения, построенной в XV веке. Тематика включала в себя русскую народную сказку «По щучьему веленью», «Руслана и Людмилу» Пушкина с миром Лукоморья, «Хозяйку Медной горы» Бажова, «Золушку» Шарля Перро, а также волшебника Оле-Лукойе из «Снежной королевы» Андерсена, который обладал способностью дарить интересные или бесцветные сны.

Каждый вечер с 21 по 25 сентября с 19:30 до 23:00, благодаря световым технологиям и искусству видеомэппинга, огромная территория музея-заповедника «Коломенское» полностью преображалась.

По «Парку сказок» было проложено несколько маршрутов. Территория площадью более полутора гектаров наполнялась световыми инсталляциями, видеомэппинговыми шоу на фасадах сооружений бывшей царской резиденции. Кроны деревьев в этой части парка подсвечивались таким образом, что, казалось, на них висят золотые яблоки или сидят райские птицы. Среди рощ и садов «Коломенского» гостям парка демонстрировался сюжет, выполненный в технике традиционного китайского «Театра теней», в котором монах вызывал на битву дракона; волшебная поляна, наполненная мерцанием множества огоньков, и готический замок.

Мировые достопримечательности и далекое будущее

В другом московском музее-усадьбе «Царицыно» фестиваль «Круга света» проводится уже не первый год. На этой площадке посетителей порадовали двумя новыми световы ми шоу «Дворец странствий» и «Тень Земли». Первое было посвящено мировым достопримечательностям. При помощи видеопроекций на фасаде демонстрировались изображения Вестминстерского дворца и Биг-Бена, храма Саграда Фамилия и Тадж-Махала. Второе шоу – фантастический световой фильм о мире из далекого будущего. Зрители могли наблюдать необычные города и машины, летающих птиц-роботов и механических животных. В парке установили необычные конструкции-порталы в мир будущего, созданные из светодиодных трубок. Благодаря технологии дополненной реальности на экране мобильных устройств появлялись животные – возможные обитатели экосистем будущего.

Международный конкурс и образовательная программа

24 сентября на сцене перед Большим Царицынским дворцом состоялся концерт народного артиста РФ Дмитрия Маликова в сопровождении световых видеопроекций. Кроме того, в этом году «Царицыно» стало одной из площадок международного конкурса «Арт Вижн». Свои работы на фасаде дворца представили финалисты конкурса в номинации «Модерн».

Проводящийся в рамках фестиваля «Круг света» конкурс видеомэппинга и виджеинга «Арт Вижн» за 8 лет существования превратился из скромного локального мероприятия в крупнейшее событие мирового масштаба. Конкурсные проекты участников оценивало авторитетное интернациональное жюри. Всего в этом году организаторы получили 148 заявок из 36 стран, впервые в конкурсе приняли участие световые художники из Гондураса, Южной Кореи, Финляндии и ЮАР.

В финал вышли 35 работ из 16 стран. Победителем конкурса «Арт Вижн» в номинации «Классик» стала команда Re:sorb (Германия), в номинации «Модерн» первое место завоевала российская команда Meshsplash, в номинации «Виджеинг» также лидером стала российская команда Idwyr.

Как уже говорилось выше, финалисты «Арт Вижн Классик» демонстрировали свои работы на Театральной площади на фасадах трех театров: Большого, Малого и РАМТ, а финалисты «Арт Вижн Модерн» – на фасаде Большого Царицынского дворца. А участники «Арт Вижн» в номинации «виджеинг» показали свое мастерство 22 сентября в концертном зале «Мир» на Цветном бульваре.

В этот день здесь состоялась самая яркая клубная вечеринка осени. На площадке на Цветном вышедшие в финал виджеи устроили эпичный баттл под живой сет DJ Artem Splash. В режиме реального времени они создавали уникальные визуальные эффекты из заранее заготовленных видеофрагментов.

В этом году заявки на участие в конкурсе в номинации «виджеинг» подали 33 виджея из 20 стран. В финал прошли 15 самых креативных видеохудожников из Испании, Италии, Польши, России, Румынии, Финляндии, Чили и Японии. В непростой борьбе победа в этой номинации досталась россиянам.

Наконец, на последней – седьмой площадке фестиваля в центре Digital October в бывших помещениях фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной 22 и 23 сентября проходила образовательная программа фестиваля. В ходе семинаров и мастер-классов можно было узнать, какими навыками должны обладать световые художники и дизайнеры, создающие видеомэппинг-проекты, познакомиться с новейшими техниками в этой сфере, принять участие в дискуссиях о месте технологий в сфере искусства и пообщаться с самыми интересными мультимедиа-художниками.

Привлекательность и прибыльность фестиваля растет

На протяжении пяти дней фестиваля, с 21 по 25 сентября, Департамент информационных технологий города Москвы проводил прямую трансляцию светомузыкальных инсталляций фестиваля «Круг света» на Гребном канале, музее Великой Отечественной войны и Большом Царицынском дворце. Для этого использовался сервис «Окно в город», который открыл доступ к изображениям камер городской системы видеонаблюдения.

«Окно в город» зафиксировало 4098 визитов. За фестивалем в онлайн-режиме следили 3183 человека. Пиковая нагрузка пришлась на день открытия фестиваля – 21 сентября трансляцию смотрели около 1,1 тыс. человек – это на порядок больше, чем во время прошлых трансляций городских событий.

Оценивая итоги фестиваля, Мэр Москвы Сергей Собянин констатировал, что мероприятие принесла городу доход, превышающий 500 млн руб.

– Город вложил 300 миллионов, инвесторы – еще 700. По оценкам, в период фестиваля в 2018 году дополнительный оборот составит порядка 5,2 миллиарда рублей (расходы посетителей и дополнительно привлеченных туристов), вклад в бюджет Москвы составил более 500 миллионов рублей, – пояснил Сергей Семенович.

Теперь свои оценки «Кругу света» должны выставить участники проекта «Активный гражданин». Кроме того, власти ожидают от «активных граждан» предложений о том, как улучшить организацию фестиваля в следующем году.

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Виктор Кручинин, Олег Паршин



Назад в раздел
МосгазКапиталКростМД-групп
ВК