ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Город подготовился к грядущим холодам


Столичная энергосистема без проблем переносит тридцатиградусные морозы

Отопительный сезон в столице в этом году начался 25 сентября. Согласно нормативам тепло в жилые дома и на объекты социальной инфраструктуры подается после того, как на протяжении пяти суток подряд среднесуточная температура оказывается ниже +8 градусов Цельсия. В прошлом году тепло включили 28 сентября, в 2016-м – 20 сентября, в 2015-м – 4 октября, в 2014-м – 25 сентября, в 2013 году – 21 сентября.

Как отметил на заседании президиума Правительства Москвы заместитель Мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков, «отопительный сезон в столице стартовал без происшествий». В первую очередь подача теплоносителя осуществляется потребителям в жилой сектор и учреждения социальной сферы, затем – на промышленные предприятия и в офисные здания.

Зиме навстречу

Быстро подключить жилье, социальные объекты и других потребителей энергетики смогли благодаря тому, что все здания и сооружения Москвы в общей сложности свыше 72,5 тыс. объектов, а также инфраструктура топливно-энергетического хозяйства были готовы к началу отопительного сезона. В их числе – 33 345 жилых зданий, 8006 социальных объектов и 29 345 офисных, производственных, складских и торговых строений.

Инфраструктура топливно-энергетического хозяйства столицы была готова к началу отопительного сезона уже с 1 сентября. Она включает в себя 13 ТЭЦ ПАО «Мосэнерго», 188 тепловых станций и котельных, 10 322 тепловых пункта, 7454 км газовых сетей и 344 газораспределительных пункта, 109 237 км электросетей и 161 высоковольтную подстанцию, а также более 20 тыс. трансформаторных и распределительных подстанций. В летние месяцы на тепловых сетях города, суммарная протяженность которых составляет 16 602 км, успешно прошли гидравлические испытания. При этом график отключения горячего водоснабжения потребителей не нарушался и не превышал 10 суток. Подготовили к холодам и объекты электроснабжения: отремонтировали трансформаторные подстанции, реконструировали кабельные линии.

Также специалисты проверяли газовые сети, объекты водоподготовки, водоснабжения и водоотведения – все то, что должно без перебоев работать весь осенне-зимний период.

Для ликвидации повреждений на тепловых, электрических, газовых и других инженерных сетях могут быть задействованы 1273 аварийные бригады. К началу холодов в городе подготовлено 745 единиц специализированной техники, свыше 2,5 тыс. аварийных источников электроснабжения (дизель-генераторных установок). На ТЭЦ накоплены необходимые запасы резервного топлива: 375,9 тыс. тонн мазута, 477,1 тыс. тонн угля, 26,4 тыс. тонн дизельного топлива. Система энергоснабжения города Москвы позволяет стабильно и бесперебойно обеспечивать потребителей теплом при достижении температуры наружного воздуха – 30–40 °С. Если в квартире температура после начала отопительного сезона держится ниже плюс 18 °С, а в офисе ниже 21–23 °С, об этом можно сообщить на круглосуточно работающую горячую линию Московской объединенной энергетической компании (ПАО «МОЭК») по телефону: 8 (495) 539-59-59, или на сайте «МОЭК Онлайн» по адресу: https://online.moek.ru/ask-question, или в диспетчерскую службу Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы: 8 (495) 539-53-53. Единая диспетчерская свяжется с управляющей компанией данного дома и потребует от нее принять меры, так как внутридомовые сети (а проблема нехватки тепла сейчас может крыться только в них) находятся в ведении именно управляющих компаний.

Оператор самой протяженной теплоэнергетической системы в мире не подведет

ПАО «МОЭК» – единая теплоснабжающая организация Москвы, которая осуществляет транспортировку, распределение и сбыт тепловой энергии. От этой компании зависят централизованное отопление и горячее водоснабжение Москвы в зоне действия ТЭЦ ПАО «Мосэнерго», собственных источников теплоснабжения МОЭК, а также других объектов тепловой генерации.

Исключение составляют локальные районы теплоснабжения от изолированных ведомственных и корпоративных котельных.

Всего в МОЭК работают 14,4 тыс. человек. Кроме того, МОЭК – оператор самой протяженной теплоэнергетической системы в мире. В ее эксплуатации – 15 773 км тепловых сетей, из них 7925 км – магистральных и 7848 км — разводящих. Компания занимается эксплуатацией 92 источников генерации тепловой энергии, 10 104 центральных тепловых пунктов, 24 насосных станций. 74,4 млн гигакалорий – объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям в прошлом году (включая выработанную за счет собственных ресурсов и покупную тепловую энергию).

До недавнего времени управление объектами теплоснабжения Москвы было разрозненным. Магистральные тепловые сети от источников комбинированной выработки тепла и электрической энергии (ТЭЦ ПАО «Мосэнерго») управлялись из одного диспетчерского пункта, а магистральные сети от котельных, разводящие сети и тепловые пункты – из другого.

Этим летом введено в строй новое здание Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ПАО «МОЭК». Его предшественник – Центральный диспетчерский пункт по управлению теплосетями и теплофикацией – был создан еще в 1932 году.

Само Центральное диспетчерское управление вошло в состав МОЭК после объединения последней с Московской теплосетевой компанией в 2012 году. Однако до этого года ЦДУ арендовало здание на улице Ефремова и занимало площадь 40 кв. м. Новое собственное здание диспетчерского управления находится на Автозаводской улице, располагается на территории площадью 180 кв. м. Там в ходе модернизации информационно-коммуникационных систем, выполненной в июне 2018-го, создано единое информационное пространство для оперативно-технологического управления теплосетями, которое позволяет ускорить передачу информации и существенно сократить время оперативного реагирования аварийных служб компании «МОЭК». В новом здании впервые стало возможно управлять всеми объектами теплоснабжения из единого центра. Центральное диспетчерское управление создано на основе интегрированной автоматизированной системы диспетчерского технологического управления. В его составе – диспетчерские отделы 10 эксплуатационных филиалов и ремонтно-эксплуатационного филиала.

Кроме того, в здании установлены и современные системы управления технологическими процессами, и контрольное оборудование. На экранах комплекса видеомониторов, смонтированных в единую видеостену, в режиме реального времени отображается информация о том, как работают отдельные элементы городской системы теплоснабжения, а также контролируется подача тепла на объекты городской инфраструктуры.

В оперативном управлении ЦДУ есть и аварийно-спасательное формирование ПАО «МОЭК». Оно работает по стандартам МЧС. На его базе происходит централизованный мониторинг выезда линейных и аварийных автомашин и техники. А автоматизированная система «Навигация» позволяет осуществлять мониторинг перемещения по городу машин с ремонтно-аварийными бригадами.

В новом диспетчерском управлении появились также выделенные каналы оперативной связи с ПАО «Мосэнерго», ресурсоснабжающими организациями и подразделениями МОЭК, а электроснабжение стало бесперебойным благодаря автоматическому переключению на резервный источник электрической энергии. У диспетчеров есть средства оперативной связи – коммуникаторы «Маркони». Для тех сотрудников, которым приходится работать круглосуточно, созданы комфортные условия труда и отдыха. Сегодня МОЭК обеспечивает теплоснабжение 70 990 абонентов, из них 33 401 – объекты жилого фонда.

Сегодня из ЦДУ МОЭК управляется теплогенерация на всех 13 ТЭЦ ПАО «Мосэнерго», 24 насосных перекачивающих станциях, 38 районных тепловых станциях, 18 квартальных тепловых станциях, 70 малых котельных, 7925 км магистральных тепловых сетей (диаметром 50–1400 мм), 7848 км распределительных тепловых сетей во всех округах Москвы, 10 104 центральных тепловых пунктах.

Дефицита тепла и энергомощностей в столице нет

Загодя подготовилась к зиме и ПАО «Мосэнерго» – крупнейшая территориальная генерирующая компания России.

На теплоэлектроцентралях, районных и квартальных тепловых станциях выполнен плановый ремонт оборудования. Мосэнерго производит 6% всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

Предприятие поставляет свыше 60% электроэнергии, потребляемой Московским регионом, а также обеспечивает около 90% потребностей столицы в тепловой энергии. Общая установленная электрическая мощность объектов Мосэнерго – 12,8 тыс. мегаватт, тепловая – 42,8 тыс. гигакалорий в час.

В 2007–2015 годах на шести теплоэлектроцентралях ПАО «Мосэнерго» (ТЭЦ-12, ТЭЦ-16, ТЭЦ-20, ТЭЦ-21, ТЭЦ-26 и ТЭЦ-27) ввели в эксплуатацию семь новейших парогазовых энергоблоков суммарной мощностью 2,9 гигаватта (это более 22% от общей установленной мощности компании).

Эксплуатация парогазовых энергоблоков позволила достичь экономии природного газа и существенно снизить выбросы в атмосферу.

В 2014–2015 годах Мосэнерго передали 44 котельных МОЭК (35 из них – действующие, остальные девять выведены из эксплуатации или находятся в резерве). В последние годы ПАО «Мосэнерго» в летние месяцы переключает нагрузку с котельных напрямую на ТЭЦ. Это позволяет экономить топливо, оптимизировать затраты и в целом повышать эффективность теплоснабжения Москвы. В 2015 году объем переключаемой нагрузки составил свыше 3,1 тыс. гигакалорий, в 2016 году – 3,4 тыс. гигакалорий, в первом полугодии 2017 года – 2,2 тыс. гигакалорий. Экономический эффект от экономии топлива, достигнутой за счет переключений, по итогам 2015 года составил один млрд руб., в 2016 году — 1,2 млрд руб., в первом полугодии 2017-го – 665 млн руб.

ПАО «Мосэнерго» реализует обширную экологическую программу. Благодаря вводу парогазовых установок на энергоблоках ТЭЦ и реализации природоохранных мероприятий компания в 2017 году сократила выбросы на 13,4% и продолжает работу по снижению вредного воздействия на окружающую среду. ТЭЦ, расположенные на территории Москвы, уже много лет работают исключительно на природном газе. Это ощутимо улучшило экологическую ситуацию в столице.

Дефицита тепла и энергомощностей в столице нет уже шесть лет. Последний случай, когда энергетикам приходилось зимой отключать подачу электроэнергии на промышленные предприятия и рынки, как сообщил Петр Бирюков, имел место в 2010 году. Тогда энергомощность Москвы составляла всего 14 тыс. мегаватт. С тех пор в городе построены 12 опорных станций на 220 кВт и 7 газогенераторных блоков. В результате даже в декабре 2017 года, когда в городе было максимальное энергопотребление в размере 17,5 тыс. мегаватт, еще 4 тыс. мегаватт у столицы оставалось в запасе.

Транспортная инфраструктура в полной готовности

Подготовился к предстоящим морозам и общественный транспорт столицы. В метро отремонтировали фасады вестибюлей, переходы, лестницы, водосточные трубы, двери и площадки перед входами. Для поддержания комфортной температуры в вестибюлях подземки включат более 800 воздушно-тепловых завес, которые препятствуют проникновению холода. На входах в метро устанавливают более 3,8 тыс. вторых дверей, которые помогут сохранить тепло, а на лестницах включают обогрев ступеней. Кроме того, на станциях отремонтировали грязеприемники. Это металлические решетки на полу, в которые собирается талый снег и дождевая вода.

Городской наземный транспорт в преддверии зимы прошел техосмотр. В автобусах, троллейбусах и трамваях проверили системы отопления, уплотнители дверей, форточки и люки.

К резким перепадам температур подготовят и инфраструктуру – контактные сети троллейбусов и трамвайные пути. А водители прошли инструктаж по работе в сложных погодных условиях. На девяти столичных вокзалах – Белорусском, Казанском, Киевском, Курском, Ленинградском, Павелецком, Рижском, Савеловском и Ярославском у входов устанавливают воздушно-тепловые завесы, приводят в порядок все платформы и привокзальные площади.

Централизованное отопление залов включили в начале октября. Подготовили к зиме также станции и подвижной состав Московского центрального кольца. Более 400 машинистов и их помощников прошли инструктаж по управлению поездами в условиях резких перепадов температур и обильных осадков.

В «Ласточках», курсирующих по кольцу, приступили к проверке систем бортового управления, токоприемников и подвагонного оборудования. Все 42 состава отправляют на техническое обслуживание. Специалисты проверяют системы бортового управления «Ласточек», токоприемники и подвагонное оборудование.

В поездах также обращают внимание на системы климат-контроля: в холодное время года в салонах составов будет поддерживаться комфортная температура для пассажиров. В поездах есть функция обеззараживания воздуха, а при открытии дверей включается специальный тепловой щит – устройство, связанное с системой вентиляции. Выходящие из него подогретые струи воздуха препятствуют проникновению холода в поезд.

Также для сотрудников организуют тренировки, имитирующие нестандартные ситуации (например, из-за трудных погодных условий ухудшилась видимость или во время ледяного дождя упало дерево на пути). На таких занятиях машинисты прорабатывают алгоритм взаимодействия со специалистами железной дороги и городскими службами. Подготовку проведут на специальных тренажерах.

Подготовились службы Комплекса городского хозяйства – ГБУ «Автомобильные дороги» и ГБУ «Жилищник» районов города – к зимней уборке дорог и территорий дворов. По словам Петра Бирюкова, в уборке столицы в зимний период планируется задействовать 17,6 тыс. единиц дорожной техники, оснащенной датчиками системы ГЛОНАСС, что позволяет отслеживать ее местоположение и работу. С наступлением поры снегопада на городские улицы готовы выйти 6,5 тыс. бригад, насчитывающих 25,3 тыс. рабочих. Чистить московские дворы от снега предстоящей зимой будут 29 тыс. дворников, в распоряжении которых имеется 30 тыс. единиц средств малой механизации. От снега будут очищать не только улично-дорожную сеть и дворы, но и парковки и зоны отдыха. Для очистки скатных крыш от снега и наледи укомплектовано 4,2 тыс. бригад в составе 16,2 тыс. рабочих. Собранный снег будет утилизовываться на 56 стационарных снегосплавных пунктах канализационных коллекторов и 24 мобильных снеготаялках, смонтированных на шасси грузовика. Суммарная производительность всех столичных мощностей по переработке снега составляет 240 тыс. куб. м снега в сутки.

Чтобы пешеходам и автомобилистам было комфортнее передвигаться по городу, используют антигололедные материалы. Ими обработают мосты, тоннели, эстакады, набережные, низинные места, путепроводы, крутые подъемы и спуски, а также площадки торможения на остановках общественного транспорта и объекты вблизи ТЭЦ и открытых водоемов. На этот сезон в Москве подготовили 545,1 тыс. тонн противогололедных материалов.

Biryukov.jpg

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ПЕТР БИРЮКОВ

Текст: Дмитрий Ильин

Фото: Эдуард Жигайлов; Михаил Колобаев (пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы)



Назад в раздел