ПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятый

Москва лидирует и валидирует


Первые турникеты появились в общественном транспорте Москвы еще в 2001 году в Зеленограде. В следующем году этот опыт стали распространять на остальную часть города. Тогда это проходило под лозунгом: «Зайцы» ходят пешком». Такая наклейка красовалась на трамваях, троллейбусах и автобусах, где уже была внедрена инновация. Специалисты крайне скептически относились к введению турникетов, но тогда их голоса не были услышаны.

От Москвы до самых…

Но спустя 11 лет городские власти, видимо, осознали правоту скептиков. В середине июня на одном из заседаний столичного Правительства Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что с 1 сентября турникеты во всем наземном транспорте Москвы будут отменены.

– Турникеты стали эффективным средством борьбы с безбилетным проездом, однако существенно снизили скорость движения общественного транспорта и комфорт пассажиров.

К началу 2018 года недостатки системы турникетов стали серьезно перевешивать ее преимущества. Затруднения при посадке существенно снижают эффективность функционирования выделенных полос для общественного транспорта, – объяснили в пресс-службе Мэра.

Тем не менее тогда в начале «нулевых» на установку, настройку и обслуживание турникетов столичное Правительство во главе с Юрием Лужковым потратило 94 млн долл.

Кроме того, в стоимость контракта входили роялти, которые город платил за использование патента на изобретение устройства, состоящего из валидатора, турникета и палок.

За 2008–2010 годы сумма роялти составила 910,4 млн. руб. Сергей Собянин почти сразу после назначения на пост Мэра столицы поставил целью избавить столичный общественный транспорт от турникетов. Но долгое время это не получилась в силу различных причин. Но когда всем стало очевидно, что отрицательный эффект от турникетов значительно превысил положительный, лед тронулся.

И вот теперь, с 1 сентября 2018 года более восьми тысяч единиц городского транспорта будут работать без турникетов. Пассажиры могут заходить во все двери и оплачивать проезд с помощью любого из валидаторов, установленных в салоне. Об этом сообщил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов.

– Проделана большая подготовительная работа: куплены новые валидаторы, проведен дополнительный инструктаж водителей и контролеров. Благодаря этому нововведению время посадки на наземный транспорт в среднем сократится с пяти минут до 30 секунд, а длительность поездки — на 5–20 процентов, — пояснил глава департамента.

Кроме того, нововведение повышает популярность наземного транспорта. В июне 2018 года турникеты убрали из всех московских трамваев, и за месяц количество пассажиров в них выросло почти на 8%.

Максим Ликсутов также напомнил о том, что проезд лучше оплачивать сразу.

– Ответственное отношение к оплате проезда позволяет городу регулярно обновлять подвижной состав городского транспорта, совершенствовать инфраструктуру и добавлять новые сервисы — это делает наземный транспорт все более удобным и безопасным, — подчеркнул заммэра.

Ранее в столице запустили тематические трамваи, с помощью которых город напоминает о том, что нужно оплачивать проезд. Благодаря этой акции пассажиры также могут узнать о преимуществах бестурникетной системы. На трамваи нанесен хештег кампании #лидируйвалидируй.

В Департаменте транспорта пояснили, что решение отменить турникеты стало возможным «в том числе из-за существенного увеличения доли безлимитных билетов на автобусах особо большой вместимости на маршрутах сети «Магистраль».

Сомнительные инновации

Турникеты, в принципе, достаточно прогрессивная вещь. Они позволяют в автоматическом режиме контролировать оплату проезда. После их введения власти отчитались о росте доходов от оплаты проезда. Однако проблема в том, что они рассчитаны на небольшие пассажиропотоки. Если брать маршрутную сеть небольшого города, где на остановке заходят три-четыре человека, то турникеты помогают. Но в условиях Москвы, когда в автобус, троллейбус или трамвай норовят залезть сразу несколько десятков человек, турникеты представляют собой серьезную проблему.

Возле общественного транспорта стали выстраиваться настоящие очереди. Ведь не все имели в руках проездные документы, кто-то приобретал их у водителя, кто-то долго искал в сумке, а у кого-то билет и вовсе размагничивался. Все это приводило к колоссальным задержкам в движении общественного транспорта и увеличению времени поездки.

В результате многие пассажиры предпочитали идти пешком или пользоваться услугами такси, зачастую нелегальных, которые почему-то все еще встречаются на конечных станциях метрополитена.

А если речь шла о небольшой узкой улице с односторонним движением или о трамвае, который идет посередине проезжей части, то использование валидаторов приводило к образованию пробок.

Самое интересное, что пробки образовывались не только из автомобилей, но и из автобусов. На многих остановках принимать пассажиров могут два или три автобуса, не больше.

Но из-за задержек в движении стала складываться такая ситуация, что пока идет посадка в одни автобусы, а она могла продолжаться, по словам Максима Ликуситова, до пяти минут, сзади уже стояли другие автобусы и ждали. Причем их водители не открывали двери, так как вне остановок производить высадку пассажиров запрещено. Разумеется, это не добавляло комфорта перевозкам.

Мало того, если для входа была доступна нормальная двустворчатая дверь, то посадка еще как-то худо-бедно шла, но есть модели общественного транспорта, где передняя дверь представляет собой узкую створку, за которой идут ступени в салон. Время посадки в этом случае возрастало еще больше.

Не стоит сбрасывать со счетов и экологический аспект. Пока автобус стоит на остановке, у него работает двигатель, а значит, идут вредные выбросы. А если таких автобусов 5–6 и все они стоят и коптят? Ведь, как известно, на холостых оборотах выделяется больше всего вредных выхлопов.

Больше контроля

Совершенно очевидно, что теперь контролеры ГКУ «Организатор перевозок» должны усилить работу. Вероятно, придется принять на работу дополнительный штат проверяющих правильность оплаты проезда.

Однако, в случае если каждый контролер за смену будет выписывать всего по три штрафные квитанции, то он уже окупит свою зарплату. Кроме того, исчезнет экономический смысл не платить за билет, и все «зайцы» или полезут за кошельком, или пойдут пешком, но только уже без всякого турникета.

Надо сказать, что, даже когда во всем транспорте города стояли турникеты, это не гарантировало стопроцентной оплаты проезда. Всегда находились ловкачи, которые проникали в салон через двери, предназначенные для выхода пассажиров, или просто перелезали через турникет.

Вероятно, предполагалось, что в этом случае водители будут реагировать и выставлять «зайцев» на улицу. Но если они будут гоняться за каждым безбилетником, кто же тогда будет управлять транспортом? Когда вся эта история с турникетами начиналась, то многие кивали, как у нас принято, «на зарубежный опыт». Но дело в том, что из развитых стран турникеты в общественном транспорте есть только в некоторых городах США. А так они там по большей части применяются на междугороднем сообщении.

В Европе турникетов вы не встретите нигде. Там или валидаторы в салонах, как предлагают московские власти, или старые добрые кондукторы, которые обязательно подойдут к вам и «обилетят».

В настоящее время турникеты есть только в таких странах, как Бразилия, Чили, Панама. Но возникает вопрос, насколько показателен подобный пример для Москвы?

Так что, как бы то ни было, от снятия турникетов одни только плюсы как для пассажиров, так и для организаторов перевозок.

Текст: Дмитрий Симонов



Назад в раздел