НулевойПервыйВторойТретийЧетвертыйПятыйШестойСедьмойВосьмойДевятыйДесятыйОдиннадцатыйДвеннадцатыйТринадцатый

Гасан Гасангаджиев: «Модернизация газовой сети сдерживает рост тарифов»


14.jpg

Сегодня система газораспределения Москвы перешла под цифровое управление

Одна из основных задач городских служб в Москве сегодня – создание комфортной среды. В соответствии с этим меняются принципы работы всех столичных компаний, в том числе и АО «МОСГАЗ». О том, какие инновации внедряет в столице крупнейшее газовое хозяйство мира, как это влияет на жизнь мегаполиса и почему способствует сдерживанию роста тарифов на тепло и электричество, рассказал генеральный директор компании ГАСАН ГАСАНГАДЖИЕВ.

– Гасан Гизбуллагович, как Вы оцениваете значение МОСГАЗа в общей городской структуре? Меняются ли с течением времени принципы работы компании?

– Значение МОСГАЗа трудно переоценить. Меняются времена, меняются и требования к работе всей сферы жизнеобеспечения Москвы. Наверняка вы обратили внимание на то, что почти каждая московская программа имеет в своем названии слово «комплексная». А это предполагает и комплексный подход к решению стоящих перед городом задач, и если раньше каждая компания Комплекса городского хозяйства в первую очередь ориентировалась только на свои собственные задачи и главным было качественное и своевременное выполнение конкретной работы, то сегодня этого недостаточно. Уже мало просто выполнять определенный набор функций и радоваться тому, что оборудование работает хорошо и бесперебойно. Это, так сказать, «обязательная программа», но теперь мы перешли на новый уровень, когда все городские службы должны общими усилиями создавать комфортную городскую среду, а значит, от всех предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность столичного мегаполиса, требуются максимально слаженные действия. Это новая политика, новая философия развития Москвы, когда мерилом качества работы городских служб стал уровень комфорта москвичей и гостей нашего города.

Показательным примером качественных изменений в работе городских инженерных компаний стал чемпионат мира по футболу 2018 года. Мы были поставлены в такие условия, когда нужно было очень быстро мобилизоваться и на «раскачку» просто не оставалось времени. Сначала пришлось остановить большинство ремонтных работ по подготовке к зиме, а такие работы, как правило, проводятся летом. Потом, после чемпионата мира, нужно было в укороченные сроки и качественно завершить подготовку к зиме. Это был огромный комплекс общих задач, которые удалось решить только слаженными усилиями всех городских служб. Такой подход дал хороший результат, наша работа получила высокую оценку, а многие побывавшие в Москве иностранцы поменяли свое отношение к России. Благодаря положительным изменениям, происходящим в столице, к нам приезжает все больше туристов. А это сказывается и на развитии бизнеса: открываются новые гостиницы, рестораны, кафе, магазины. Деятельность любого из этих объектов связана в том числе и с энергетикой.

Кстати, развитие туризма заставляет нас учиться работать по-новому: согласитесь, шумные ремонтные работы плохо сочетаются с комфортом для жителей и туристов. «Работать незаметно» в нашем случае означает, что должны быть сведены до абсолютного минимума какие бы то ни было риски. А это предполагает грамотные технические решения и современные технологии.

– Какие инновации Вы применяете в своей работе, что планируете внедрять в ближайшее время? Как это будет соотноситься с развитием Москвы и жилищно-коммунального хозяйства города в целом?

– Москва становится городом с по-настоящему гуманной средой, с 2013 года в столице появилось множество новых общественных зон, парков, пешеходных пространств, отремонтированы многие улицы и набережные.

Это все очень хорошо, но мы должны учитывать, что в таких местах проходит и наша инженерия, которую по-прежнему нужно эксплуатировать. Как это сделать без дискомфорта для горожан? Выход один: использовать новейшие технологии и современное оборудование. Вот сейчас мы переходим на оборудование по обнаружению утечек газа для газопроводов, проложенных закрытым бестраншейным способом. Такие бестраншейные технологии для прокладки и обновления газовых коммуникаций в Москве используются с 2009 года. Судите сами: вместо того, чтобы разрывать в городе длинные траншеи, мешающие движению пешеходов и транспорта, разрабатываются два рабочих котлована, в них запускается робот, который прорывает землю, как крот, и прокладывает тоннель для последующей прокладки газопроводов. По такому же принципу строится и метро. Так что бестраншейные технологии становятся для нас все более актуальными и используются уже не только под землей, но и под водой.

– Вы имеете в виду подводные газопроводы?

– Да, в этом году мы начали масштабный проект по реконструкции проходящих по дну Москвы-реки газопроводов-дюкеров с помощью бестраншейных технологий. Впервые метод микротоннелирования в футляре на десятиметровой глубине был применен в Москве в 2014–2015 годах при прокладке газопровода длиной 6,6 км к ТЭЦ-20 ПАО «Мосэнерго».

Сегодня МОСГАЗ эксплуатирует 13 газопроводов-дюкеров общей протяженностью 6,9 км, по которым газ транспортируется через Москву-реку, Яузу и водохранилища на предприятия генерации и промышленного комплекса столицы. Большая часть этих подводных газопроводов нуждается в реконструкции. А это весьма трудоемкая работа. Только чтобы проверить состоянии дюкера, нужно использовать труд водолазов, а чтобы ремонтировать или прокладывать новые подводные газопроводы традиционным способом, необходимо останавливать судоходство, варить новые трубы на кораблях… Все это и долго, и дорого. Вот почему мы решили перейти на бестраншейные технологии. Теперь для прокладки подземных газопроводов под рекой не потребуется закрывать судоходство, да и качество работ здесь такое, что новая «труба» безотказно прослужит как минимум сорок лет, и на это время о ней можно будет забыть. Новые газопроводы-дюкеры будут расположены в герметичных футлярах на глубине более десяти метров от дна Москвы-реки, что исключает воздействие агрессивной среды. На всех дюкерах предусмотрена установка современной автоматизированной системы контроля загазованности среды с дистанционным выводом в центральное диспетчерское управление МОСГАЗа.

В 2019 году мы планируем реконструировать с применением современных технологий «Автозаводский» и «Даниловский» дюкеры, а затем продолжим реконструкцию в таких же темпах, будем прокладывать по два подземных газопровода под реками в год.

– МОСГАЗ известен и тем, что здесь развивается автоматизация производственных процессов. Что делается сегодня в этой сфере?

– Не открою Америки, если скажу: чтобы работать максимально быстро, эффективно и незаметно, надо отказаться от ручного труда в пользу автоматизированного. МОСГАЗ начал переход на полностью автоматизированную работу с 2009 года, тогда был создан цикл проектов, позволивший перекрывать газ на любом конце Москвы нажатием одной кнопки. Сегодня у нас оцифрован весь технологический процесс, мы можем из центральной диспетчерской наблюдать за параметрами и управлять работой всех газораспределительных пунктов. Это существенно снизило и наши затраты, и нагрузку на город, при этом нам удалось повысить надежность своей работы, а значит, и уровень безопасности в мегаполисе.

До конца этого года мы планируем оцифровать весь управленческий процесс. Имеется в виду не механическая замена машинами интеллектуальной работы топ-менеджеров, а реализация их мыслей и решений в режиме автоматизированного контроля или автоматической постановки задач. Тем самым мы создаем стандарты управленческих решений.

– Как у вас обстоят дела с кадрами? Появились ли в вашей сфере в последнее время какие-то новые или необычные специалисты?

– Известное выражение «кадры решают все» к нашему предприятию применимо в полной мере. У нас сложное наукоемкое производство, где постоянно внедряются инновационные технологии, автоматизированным становится даже низкоквалифицированный труд, а значит, мы должны постоянно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников. Если бы вы попали на наши станции лет пятнадцать назад, то увидели бы там слесарей с гаечными ключами в перепачканных машинным маслом комбинезонах, и на таких допотопных станциях круглосуточно дежурили по восемнадцать человек. Сегодня их сменили инженеры-программисты – на каждой станции в режиме восьмичасового дня рабочей пятидневки работает один такой специалист, сидящий за компьютером. Это уже другой уровень работы, и он требует другого уровня знаний. Вот так новые технологии меняют и людей.

Предвижу вопрос: а не приведет ли вся эта автоматизация и компьютеризация к массовым сокращениям в МОСГАЗе? Нет, не приведет, и мы не сокращаем людей, работы хватает всем.

И если в начале 2010-х годов у нас был скромный инвестиционный бюджет, то сегодня он значительно больше, поскольку Москва растет быстрыми темпами, а мы активно участвуем во многих городских программах – от «Моей улицы» до реновации. И этот намного больший объем работы мы делаем теми же силами, что и раньше. Увеличивается, соответственно, и заработная плата наших сотрудников. Конечно, с развитием технологий появляются и совершенно новые специальности.

Например, раньше у нас были просто сварщики, теперь это операторы сварочного аппарата, управляющие сварочными роботами и освоившие современные и во многом уникальные методы сварки, многие из которых разработаны нашими специалистами. Кстати, профессию оператора сварочного робота до сих пор не внесли в квалификационный справочник, и мы сообщаем в соответствующие ведомства о необходимости кодификации таких новых профессий.

Свои кадры мы воспитываем буквально со студенческой скамьи, к нам на практику приходят дипломники и выпускники таких ведущих вузов, как, например, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Обучение мы проводим сразу же, на специальном полигоне, на настоящем газе, а не на спрессованном воздухе под давлением. Но речь идет не просто об освоении производственных тонкостей.

Молодые специалисты – это будущее МОСГАЗа, и будущее это напрямую зависит от того, как мы подготовим нашу молодежь. Это кропотливая, повседневная и системная работа. Например, каждую среду у нас собирается технический совет молодых специалистов, где ребята защищают свои проекты, спорят со мной, доказывая свою правоту,

и мне это нравится. Они умницы, у них светлые головы и очень неплохая теоретическая подготовка. Но эти знания еще надо «привязать» к реальному производству, научить молодых людей самостоятельному инженерному мышлению и умению отстаивать свою точку зрения. У нас опасное производство, и методом проб и ошибок здесь действовать противопоказано. А значит, молодые специалисты должны привыкать быстро принимать верные решения, уметь четко ставить задачи и находить алгоритм их реализации. Уверен, только так, в условиях жесткой конкуренции и жесткого же профессионального воспитания мы сможем получить достойную смену настоящих профессионалов и руководителей такого сложного предприятия, как МОСГАЗ.

– В каком состоянии сейчас находится сеть газоснабжения столицы, насколько она изношена?

– За 10 лет около 1,5 тыс. км газовых сетей в Москве прошли полную реконструкцию. Вся система приема газа от сетей Газпрома, а это более 23 млрд кубометров газа в год, фактически получилась абсолютно новой.

В результате реконструкции в Москве значительно снизилось количество газовых сетей, находящихся, как мы говорим, «за сроком эксплуатации». Благодаря этому повысилась и надежность всей газораспределительной сети столицы. Сегодня система газораспределения Москвы перешла под цифровое управление, что обеспечило комфортное развитие и безопасность газового хозяйства.

– Сколько вы строите объектов системы газоснабжения в год? И что это за объекты?

– Каждый год мы реконструируем более 100 км сетей, это только по программе общества. Плюс в рамках развития транспортной системы, метрополитена, строительства дорог и других городских программ мы реконструируем еще порядка 40–50 км. Это дополнительный объем.

В прошлом году на базе компании было открыто собственное производство новейшего газорегуляторного оборудования. На производстве мы внедрили современные методы проектирования, например, 3D-моделирование. Это оборудование будет служить без перебоев и проблем никак не меньше тридцати лет.

К нему не нужно даже ездить, чтобы проверять его состояние – все параметры снимаются и передаются в центральный офис автоматически.

Все эти меры – цифровизация, переход на бестраншейные технологии, модернизация газораспределительной сети, самостоятельное строительство – действительно существенно снижают наши затраты. Как следствие, сдерживается рост тарифов на газ, а значит, и на электро- и теплоэнергию.

Среди наших перспективных строительных проектов – газификация поселка Тостопальцево, развитие газораспределительной сети на территории ТиНАО, поскольку там ведется большой объем строительства. Начиная с 2018 года мы проложили уже 9 км магистральной трубы, ежегодно планируем строить в Новой Москве 20 км магистральных труб. А также открытие Инженерного центра АО «МОСГАЗ» и, как я уже говорил, реализация масштабной программы реконструкции газопроводов-дюкеров.

Вопросы правильного использования газовых приборов имеют огромное значение для безопасности. Что делает МОСГАЗ для обеспечения безопасности людей?

– Во-первых, каждый год наши специалисты проводят техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в квартирах москвичей. МОСГАЗ выполняет эти работы по заключенным с управляющими компаниями договорам и по графикам, утвержденным префектами административных округов. Во время обхода наши специалисты инструктируют москвичей о правильном пользовании газом и действиях в случае возникновения неполадок. Если во время осмотра обнаруживается неисправный прибор, опасный в использовании, его отключают от газа вплоть до замены на новый прибор. Мы проводим тщательный технический осмотр оборудования в 98% газифицированных в городе домов, и это позволяет достигать высокого уровня безопасности.

Кстати, МОСГАЗ – сегодня единственная в России газораспределительная компания, организовавшая собственный сервис по обслуживанию внутридомовых газовых приборов. Наши высококвалифицированные слесари занимаются ремонтом, установкой, техническим обслуживанием газового оборудования. При этом мы отвечаем за качество услуги, даем гарантии, используем исключительно сертифицированные материалы и продукцию. Все это тоже способствует повышению газовой безопасности в столичном жилищном фонде. Но, конечно, нет предела совершенству, и в этом году мы также планируем полностью автоматизировать систему логистики в нашей службе сервиса. Наши мастера смогут получать заявки прямо на свой смартфон, им даже не придется ездить для этого в офис.

В дальнейшем мы сможем контролировать перемещения своих слесарей в режиме онлайн, вызывать их на видеосвязь, а потребители смогут оставлять свои отзывы о работе сотрудников в специальной электронной программе. Такая оптимизация позволит заметно снизить наши затраты, а значит, мы сможем не повышать цены за наши услуги. А это уже повышает и эффективность работы МОСГАЗа и нашу конкурентоспособность на рынке услуг.

– В первую очередь МОСГАЗ у потребителей ассоциируется с бытовым газом. Какие виды деятельности можно назвать основными для вас на самом деле?

– В нашей сфере все важно, не основных тем здесь нет, как нет и мелочей. Но если брать голую цифирь, то бытовое потребление газа составляет всего 2,5–3% нашего портфеля. А основной наш потребитель – это большая энергетика, 85% наших ресурсов обеспечивают все ТЭЦ, вырабатывающие тепловую и электрическую энергию. Это весьма ответственная работа, ведь если остановится какая-то из наших станций, остановится и выработка тепла и электричества. Наша работа – как у минеров, ошибок не терпит, и мы ни в коем случае не можем допустить подобных ситуаций. Поэтому у нас очень высокая степень резервирования – мы тщательно следим за исправной работой своих станций. Проще говоря, бесперебойные поставки газа обеспечивают жизнеспособность московского хозяйства.

– Сотрудничаете ли вы с предприятиями других стран, перенимаете ли чей-то опыт? Или, может быть, наоборот, зарубежные коллеги учатся у вас?

– Сегодня без такого сотрудничества трудно представить любое современное предприятие, так что и мы не варимся в собственном соку, и у нас немало партнеров в России и за пределами нашей страны. В этом я еще раз убедился, возглавив с 2015 года Межреспубликанскую ассоциацию газовиков, в которую входят 15 европейских стран, в том числе Чехия, Германия, Финляндия, Эстония, Латвия, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Украина и Казахстан. Конечно, нам, москвичам, есть чему поучиться у наших партнеров по ассоциации, но и мы можем поделиться своим опытом, хотя, разумеется, у каждого газового хозяйства свои особенности и задачи. Важно отметить, что в сравнении с другими газораспределительными компаниями в мире такого объема работ, как у МОСГАЗа, нет ни у кого, да и в целом московский энергокомплекс – крупнейший в мире. В европейских странах города меньше Москвы, а в других крупнейших мегаполисах мира, в Нью-Йорке например, системы газо-, электро- и теплоснабжения не связаны так, как у нас, там они более автономные. Наша система более совершенна, поскольку она сильнее защищена. Вот это – бесперебойность и безопасность газоснабжения потребителей – мы и считаем нашей главной задачей, и я не сомневаюсь в том, что коллектив МОСГАЗа будет успешно выполнять эту задачу и в дальнейшем.

В 2017 году сварщики АО «МОСГАЗ» триумфально выступили в составе сборной России на Международном конкурсе сварщиков «Arc Cup International Welding Competition – 2017» («Кубок дуги») в Шанхае, собравшем 248 специалистов из 12 стран, завоевав одну золотую и две серебряные медали. В этом году московские газовики вновь в составе сборной России представят страну на Международном конкурсе сварщиков, который состоится в китайском Фошане со 2 по 10 сентября.

Гасаев.jpg

Генеральный директор АО «МОСГАЗ» ГАСАН ГАСАНГАДЖИЕВ

Фото: пресс-служба АО «МОСГАЗ»



Назад в раздел
МОЭКТеплоцентрстройМД-группСатори
МОСПРОМСТРОЙАктивКапиталРоссийскийФонд